АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метол риторического построения

Читайте также:
  1. Вопрос 2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения.
  2. Вопрос 7. Организационная структура предприятия. Принципы и факторы построения.
  3. Организационная структура единой государственной системы предупреждения ЧС. Задачи, принципы построения.
  4. Понятие судебной системы РФ и особенности ее построения.
  5. Ранжирование блюд по метолу Хайеса и Гуфмана

Тема 8. Методика подготовки публичной речи.

Выбор и разработка темы.

Предмет высказывания и требования к нему.

Метол риторического построения.

Монолог — такая речь, которую начинает и ведет один человек. Ясно, что монологом она будет лишь по форме. Ведь любое высказывание, обращенное к слушателям, предполагает взаимодействие, диалог с ними и по существу таковым и является.

Подготовка к выступлению начинается с определе ния и уточнения темы. Любая тема является частью большей проблемы и представляет собой одну из ее сторон. Важно осознавать это и не стремиться в одном выступлении объять необъятное. Можно посочувство­вать оратору, взявшемуся за тему: «Компьютеризация нашего отечества» или «Компьютер — окно в мировую культуру».

Выбирая тему выступления, следует руководство­ваться критериями:

1) вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели;

2) то, о чем вы собираетесь говорить, может выз­вать их интерес;

3) это актуально, значимо для них.

Название выступления должно отвечать двум тре бованиям: отражать его суть, то есть в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и но сить рекламный характер: быть занимательным, при

влекать внимание, затрагивать интересы тех, для кого предназначено, будить воображение. Пробужда­ет интерес название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы: «Духовный бизнес — это возможно?» Сравним два названия; рабочее, содер­жащее основную идею выступления, и рекламное: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности» и «Как жить не старея». Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы. И еще пример. Рабочее название:-«Самоанализ — важ­нейший способ определения жизненной стратегии». Рекламное, для выступления — «Как выбрать мужа».

Готовиться к выступлению необходимо загодя. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свобод­ное владение материалом возможно лишь в том слу­чае, если он прочно освоен.

Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:

1) Кому я буду говорить?

2) Для чего?

3) Что должны уяснить слушатели? Предварительная информация о слушателях —

одна из гарантий успеха. Разумный водитель не сядет за руль автомобиля, если не знает особенностей этой марки. Трудно рассчитывать на успех, если не пред­ставляешь, насколько осведомлены слушатели в дан­ном вопросе, чем именно он их может заинтересо­вать, как соотносится с их насущными проблемами.

Найти то, что нужно данным слушателям — непрос­то. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им са­мим. «Чтобы дойти до сердца слушателей, нужно вый­ти из футляра своих представлений и взглянуть на

Подготовка к речи-монологу

тему ее (аудитории) глазами». А для этого, советует Р. Хофф, нужно как можно ближе узнать своих бу­дущих слушателей, «повариться» в их среде. Знание будущей аудитории позволяет подготовить выступ ление так, чтобы удовлетворить ее потребности.

Назначение выступления в том, чтобы удов­летворить какую-то потребность слушателей.

Определение цели В зависимости от отношения и основной идеи слушателей к вопросу определя-выступления ем цель выступления:

• проинформировать;

• объяснить;

• заинтересовать;

• убедить;

• переубедить;

• побудить к действию;

• воодушевить и т.д.

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

С древнейших времен в зависимости от основном цели выступления различают следующие виды речей

1. Информационные (повествовательные, описа тельные, объяснительные).

2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию).

3. Развлекательные.

4. Сокровенные.

Определив цель выступления можно сформули­ровать его основную идею и название. Чем короче выступление, тем важнее подчинить его раскрытию основного тезиса — «царствующей мысли», как вы­ражался М.М. Сперанский. Вызывает сочувствие че­ловек, который долго пробивается к трибуне, полу­чает, наконец, свои десять минут, что-то сумбурно доазывает, а услышав, что его время истекло, кри­чит: «Так я же не сказал, что хотел!»

Выбор цели и основной идеи выступления опре­деляет стратегию всей дальнейшей работы. Этот во­енный термин очень точно отражает суть проблемы: неверна стратегия — словесные залпы окажутся хо­лостыми. Стратегию выступления удобно сформули­ровать одной фразой, которую называют задачей выступления (некоторые авторы предпочитают вы­ражение «целевая установка»). Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею. На­пример: «Рассказать о том, что...», «Убедить в том, что...», «Заинтересовать тем-то» и т.д.

Задача выступления = цель + основная идея

Задача выступления состоит в том, чтобы как можно лучше удовлетворить потребности аудитории.

Рис. 2. Задача выступления — удовлетворить потребность аудитории

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

Р. Хофф описывает такой случай: «Как-то я спросил одного своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Он сказал: «А, я просто хочу освежить им мозги». Прекрасно. Замечательно. Восхитительно. Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной...»

Если меняется цель выступления, меняется и его основная идея и, естественно, задача. Это можно проиллюстрировать на таком примере.

В районе открылась юридическая консультация, обслуживающая частные фирмы. Ее руководителю представилась возможность выступить на сове­щании, где собрались директора фирм. Цель выс­тупления — проинформировать аудиторию о по­явлении юридической консультации. Основная идея выступления — существует такая-то служба, услу­ги которой могут вам понадобиться. Задача выс­тупления — рассказать о том, что в районе поя­вилась полезная собравшимся служба. Представим теперь сотрудника юридической консультации в кабинете директора фирмы, который уже знает о существовании консультации и ее услугах. Задача «выступления» юриста — убедить собеседника в том, что пользоваться услугами консультации удобно и выгодно. В кабинете директора фирмы, имеющего печальный опыт сотрудничества с какой-то юри­дической службой, сотруднику консультации при­дется поставить себе цель переубедить потен­циального клиента. Он построит свое выступление

вокруг следующей идеи: «Сотрудничество с нашей организацией заставит вас забыть неудачу. Мы ра­ботаем по-другому, и нам молено доверять».

Процесс определения основной идеи выступления в зависимости от характера аудитории можно услов­но изобразить с помощью рисунка 3.

Рис, 3. Зависимость основной идеи выступления от характера аудитории

Блюдо (условно — с овощами) символизирует тему выступления. «Повар» (выступающий) из этих овощей для одного потребителя готовит салат, для другого — винегрет, для кого-то может приготовить борщ: кому что нужнее и полезнее в данный момент. Блюда (раз­ное содержание выступлений) подаются разными ложками (для каждого выступления — своя основ­ная идея, которой подчинен план).

Когда выбран аспект рассмотрения темы, ус­тановлены цель и основная идея выступления для кон­кретной аудитории, можно наметить его предвари­тельный план и приступить к подбору материала.

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

Предварительный Выступление без плана можно срав-план экономит нить с путешествием без карты — время неизвестно, куда можно прийти.

Хорошим считается такой план, который полно и последовательно раскрывает тему, позволяет слуша­телям без труда понять логику изложения, облегчает изложение материала. План выступления составля­ется заранее. В процессе работы над темой он кор­ректируется, и окончательный план может значитель­но отличаться от предварительного.

Цель информационных выступлений — показать сущность какого-то предмета или явления, то есть рас­крыть содержание понятия, будь то более эффективный метод работы, новый вид услуги или деятельность фир­мы. План такого выступления должен подчиняться логи­ческим правилам деления темы на вопросы (см. главу 2).

Информационные выступления могут происходить на трех уровнях. Выбор того или иного уровня опре­деляется целесообразностью и характером аудитории. В ряде случаев достаточно простое информирование — описание того, что собой представляет данное явление или предмет (ответ на вопросы: что? где? когда?). Более высокий уровень — комментирование — тол­кование, объяснение явления или ситуации (ответ на вопросы: как, каким образом?). Наконец, высший уровень — анализ, разбор явления или проблемы (ответ на вопросы: почему? Закономерно или случай­но? Положительные и негативные стороны? Что из этого следует?). Анализ и последующий синтез позво­ляют подвести слушателей к практическим выводам.

План выступления, содержащего анализ проблемы, в этом случае будет включать:

1) описание самой проблемы или явления;

2) причину возникновения проблемы или явления;

3) связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно;

4) взаимосвязь и взаимодействие различных сто­рон этого явления;

5) перспективу развития явления или разрешения проблемы;

6) практический вывод или предложение.

Напомним, что в выступлениях, носящих убежда­ющий характер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слу­шателей, то и опровержение противоположных взгля­дов. Только после этого слушатели придут к выводу о пользе или значимости данного явления и смогут при­нять решение о необходимости действий.

На деловых совещаниях нередко приходится вы­ступать с предложением об улучшении работы отрасли или предприятия. П. Сопер рекомендует следующую схему такого выступления.

1. Существующее положение дел требует опреде­ленных перемен.

2. Суть моего предложения по улучшению работы отрасли (предприятия) состоит в следующем.

3. Мое предложение приведет к таким-то положи­тельным изменениям.

4. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их можно избежать.

5. Насколько выполнимо мое предложение.

6. Что нужно сделать, чтобы его реализовать. Можно предположить, что изложение по такой

схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым язы­ком, вызовет встречный энтузиазм.

Как подобрать материал для выступления

С подбора материала по предва­рительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению.

Основное содержание делового выступления обыч­но составляют собственные соображения по пробле­

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

ме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и инфор­мацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров.

Подобрав литературные источники, не спешите де­лать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомен­дуем следующие этапы работы с литературой.

1. Чтение-отбор. Его итог — список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся лите­ратуру по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познако­миться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки.

2. Чтение-ознакомление. Его итог — разметка материала в разных книгах.

Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознаком­ления с литературой предварительный план, как пра­вило, уточняется. Разметка материала осуществляет­ся с помощью закладок или другими способами.

3. Чтение-изучение. Его итог — выписки из книг по вопросам предварительного плана.

Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая вы­писки.

Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспек­тирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рек­ламной информации и т.д. Такой материал подразу­мевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками.

Свободное конспектирование — передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирова­ние — критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополня­ют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конс­пектирование — это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную.

Владение разными формами работы с источника­ми необходимо. Ведь все, что говорит оратор, долж­но быть им «пропущено» через себя. Иначе зачем брать слово?

Как собирать материал. Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации (статья, книга, наблю­дение, разговор с авторитетным человеком и т.д.), и возникает проблема: куда и как вставить новую запись?

Поэтому лучше использовать листы небольшого фор­мата — карточки. Вверху каждого листа записывает­ся, пусть кратко, название вопроса, к которому отно­сится выписка. Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При не­обходимости ее будет легко ввести в компьютер.

Ведение записей на карточках требует аккурат­ности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата — еще и автора. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата. Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой циф­рой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходя­щие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным. Образец листа рас­сыпного конспекта представлен на рисунке 4.

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

II. Название вопроса

[4, с.7-8)

Рис. 4, Образец листа рассыпного конспекта

Как нужно использовать вспомогательный материал. Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, по­зволяющим сделать изложение более понятным, на­глядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается глав­ное правило использования вспомогательного мате­риала — включать в изложение только то, что рас­крывает или подтверждает основную мысль.

Как подавать цифры. Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за после­дние месяцы. То есть рекомендуется цифры давать в сравнении, например: количество частных предпри­нимателей в городе за девять месяцев этого года уве­личилось на 30%.

Если цифра приводится ради самой себя, ее нуж­но округлить, чтобы она легче воспринималась на слух.

Для неспециалистов цифру нужно сделать «зри­мой», то есть показать, что она означает. Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Чтобы со­трудники ясно представляли, велика ли эта сумма, можно сообщить, что она составляет 10% месячного дохода, и ее потеря заставила уменьшить премию каждому сотруднику на столько-то.

Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины. В этом примере нельзя сравнивать убыт­ки за месяц с квартальным доходом.

Выступающий должен быть уверен, что слушате­ли понимают смысл тех показателей, которые он при­водит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инф­ляция, покупательная способность, потребительская корзина и т.п.

Итак, нельзя выхватить из документа и привести «голую» цифру. Работа над цифровым материалом не только необходима, но и способна принести удовлет­ворение и творческую радость оратору и пользу его слушателям.

Пример в выступлении. Пример в выступле­нии должен быть ярким и лаконичным, без лишних деталей. Он может использоваться для иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в каче­стве аргумента. Так, иллюстрацией к утверждению о том, что все приходит с опытом, может быть опи­сание первых шагов в маркетинге ведущего менед­жера: его волнение перед первой встречей с клиен­

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

том, неудачная презентация услуги, извлеченный опыт и т.п.

Утверждение «в религиозных обрядах есть много психологически оправданных действий» требует по­яснения. Примером может служить исповедь, во вре­мя которой человек, рассказывая о том, что его тя­готит, испытывает облегчение.

Многочисленные примеры разных людей, испы­тывающих затруднение при выступлении перед аудиторией, а затем ставших хорошими ораторами, подтверждают мысль Д. Карнеги о том, что орато­ром при желании может стать каждый.

Опытные ораторы приводят также шуточные и воображаемые примеры. Например, преподаватель, обучающий будущих лекторов, в своей лекции о вза­имоотношении оратора и аудитории сказал: «Вообра­зите себе состояние взрослых людей, которых при­нудительно кормят незнакомой и невкусной пищей. Эти люди будут не в лучшем положении, если их за­ставить слушать то, что им вовсе не нужно».

К каждому выступлению можно подобрать мно­жество примеров. Отбирая их для выступления, сле­дует придерживаться следующих критериев:

а) насколько этот пример нужен;

б) Типичен ли он;

в) уместен ли в данной аудитории;

г) какие чувства вызывает у слушателей.

Не следует пояснять слушателям, для чего мы при­водим тот или иной пример. Но он должен попадать в цель, чтобы они это понимали сами.

Пример часто оказывается полезным для «разряд­ки» уставшей аудитории. Сразу обостряется внима­ние. Но неопытные ораторы, вдохновленные повы­шенным интересом слушателей, нередко начинают увлекаться, приводят пример с такими подробнос­тями, что у кого-то из присутствующих обязательно возникает попутный вопрос. Выступающий с удо­вольствием отвечает, к обсуждению подключаются остальные, разговор уходит в сторону от темы, и спу­стя некоторое время все спохватываются: «О чём это мы говорим?»

Приводя примеры, необходимо помнить о главном правиле использования вспомогательного материала. Отступать от него можно лишь тогда, когда этого тре­бует ситуация.

Использование наглядного материала. Диаг­раммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плака­ты, различные предметы также предъявляются для подтверждения или пояснения основных положений выступления.

Важно выбрать нужный размер наглядного посо­бия и исполнить его как можно красочней. Не следу­ет уподобляться горе-ораторам, которые, показав аудитории рисунок или схему размером с листовку, горячо поясняют изображение, время от времени дразня слушателей словами: «Как видно на схеме...» Можно представить эффект от такой демонстрации!

Наглядный материал предъявляется лишь тогда, когда он нужен. Нельзя развешивать плакаты зара­нее, как на защите диссертации, и следует тотчас убирать то, о чём уже сказано. Только тогда нагляд­ные пособия будут вызывать нужный интерес.

Высказывания авторитетных людей (цитаты). Цитаты служат той же цели, что и прочий вспомога­тельный материал: подтверждают мысль, делают изло­жение более ярким и впечатляющим. Их тоже не

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

должно быть слишком много, они нужны не для крас­ного словца, а по «поводу». Меткие высказывания, удачные и уместные, оживляют выступление, вызы­вают симпатию к оратору.

Как уже отмечалось, подготовка к выступлению — дело не одного дня. Выписки на листочках удобно де­лать везде: на совещании, в ожидании встречи, в доро­ге... Сразу не запишешь — потом не вспомнишь. По­этому «пригвоздим» мысль или пример к бумаге, сверху листа напишем название вопроса, к которому нужно отнести запись, затем пронумеруем листок — через некоторое время сами будем удивляться тому, как много набралось материала, и встанет проблема его отбора. Начнутся муки творчества, но как же без них?

Итак, после первого этапа подготовки к выступле­нию мы примерно представляем, что будем говорить.

Построение Мы должны ответить себе на выступления вопрос: как построить выступ­ление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав заниматель­ный ход повествования или, если тема этого не по­зволяет, интересную последовательность изложения.

Следует продумать композицию выступления — расположение материала и соотношение его отдель­ных частей.

Психологически и логически оправдана трехком-понентная структура выступления: вступление, ос­новная часть и заключение.

Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления — введение в тему. Вступлению отводится 5—10% вре­мени всего выступления. В нем говорится о проблеме, кооторой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д.

Вот как начал свое выступление после небольшо­го зачина бывший посол Республики Беларусь в Ира­не: «Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый — когда его отзывает правительство пославшей страны; второй — когда его высылает стра­на пребывания; третий — когда его убивают. За де­сять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу». Естественно, слушатели с интересом ждали продол­жения рассказа. При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна.

В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логичес­кому требованию последовательности (см. главу 2).

Второй принцип композиции — усиление воздей­ствия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал.

Третье требование к композиции — экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый матери­ал. Способ изложения темы зависит от ее содержа­ния, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фан­тазии, вкусе, общей культуре оратора, который дол­жен руководствоваться двумя принципами:.

1. Минимальными средствами донести до слуша­телей основную идею выступления.

2. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы из­ложения:

1) ступенчатый — материал очередного вопроса базируется на предыдущем;

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

2) концентрический — рассмотрение данного яв­ления со всех сторон;

3) спиральный — переход от общего, относитель­но поверхностного изложения вопроса к повторно­му, более детальному и глубокому анализу;

4) хронологический — рассмотрение процесса или явления в становлении;

5) логический — системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории;

6) дедуктивный — переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого;

7) индуктивный — переход от анализа фактов, явлений к обобщениям;

8) сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий;

9) анализ проблемы.

На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления.

Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: об­зор, описание, информация, пересказ, повествова­ние, характеристика, размышление, пример, цитиро­вание, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее сти­листической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к со­бравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор за­дает вопросы, на которые сам же отвечает.

Интересен прием диалогизации, при котором вы­ступающий имитирует диалог с воображаемым оп­понентом: «Мне могут возразить...» или «Иногда спрашивают...» Имитация диалога оживляет речь, стимулирует внимание слушателей, позволяет разъяснить сложные моменты.

Хотя композиция выступления и приемы изложе­ния материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ори­ентироваться на состояние слушателей: задать воп­рос, привести пример и т.п.

Один из показателей удачного построения выс­тупления — сам характер материала. Если, к приме­ру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегружен­ное фактами, по словам Д.И. Менделеева (который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского ис­кусства), напоминает костер, до того заваленный дро­вами, что он начинает затухать.

Бывает, что выступающий все время «бьет по чув­ствам» собравшихся и в конце концов начинает их раз­дражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку.

Следует иметь чувство меры и при подборе фак­тов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная — недоверие слушателей.

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональ­ное и эмоциональное в выступлении.

Заключение придает завершенность по­вествованию. В нём делается обобщение сказан­ного, формулируются частные и общие выводы. «Конец — разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего»1. Заключение занимает примерно 5% времени всей речи.

Самые распространенные композиционные недо­четы выступления:

1) нет вступления или оно слишком затянуто;

2) изложение не подчинено главной идее;

3) непоследовательно или неинтересно построено изложение;

4) используется всего один-два приема изложения;

5) несоразмерность материала выступления;

6) нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнаде­живая слушателей словами: «Заканчивая свое выс­тупление...»

Второй этап подготовки к выступлению заверша ется составлением его окончательного плана, в ос­нове которого лежит предварительный план, преоб­разованный с учетом выбранной композиции. Окон­чательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция — его воплощение в написанной или прозвучавшей речи.

Работа Известный русский судебный

над текстом оратор П.Пороховщиков (П.Серге-выступления ич) считал, что «не исписав.. ар­шин бумаги вы не скажете сильной речи по сложному делу». Работа над текстом необходима, если оратор нео­пытен или ему предстоит сложное выступление. Пись­менный текст позволяет упорядочить материал и луч­ше усвоить его, поработать над вьразительностью речи.

Это третий этап подготовки выступления. К напи­санию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступ­ления. При этом план и рассыпной конспект вы­полняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки.

Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза от­лично воспринималась на слух.

Начинайте писать текст с введения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме.

Далее следует продумать и записать фразы, по­зволяющие перейти к основной части выступления.

Проявите изобретательность в использовании раз­личных приемов ведения речи! При этом обращай­тесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выб­рать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответству­ет теме выступления и характеру аудитории.

Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, ци­таты следует привести для яркого и убедительного рас­крытия основной идеи выступления, как их подать.

Обратите внимание на связки — продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления.

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

В заключении информационного выступления обыч­но подводят итог сказанному, делают выводы или крат­ко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обраща­ются к ним с призывом. Завершить выступление помо­гает концовка — пожелание слушателям, яркая цита­та, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т.д. Хорошо восприни­маются и запоминаются выступления, в которых за­чин (первые фразы) связан с концовкой — это так на­зываемая рамочная структура выступления.

Возможно и юмористическое окончание выступле­ния. Вот пример, который приводит П. Сопер. Доклад на тему «День в Конгрессе» был завершен такой шуткой: «Невзирая на всю сложность и несовершенства, Кон­гресс вполне доступен для непосредственного наблю­дения, и в конце концов он таков, каким его создал народ. Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла. Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат?" "Нет, — ответил он, — я смотрю на сенаторов и... молюсь за страну!"». Юмористическая концовка хо­роша в том случае, если она подготовлена общей то­нальностью выступления и приводится не «для юмора», а для того, чтобы лучше донести «соль» всей речи.

Пример неудачного заключения — банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно.

Как выступать Подготовку выступления завер-без текста шит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует про­читать несколько раз, чтобы запомнить логику раз­вития темы и подобрать верную интонацию. Не надо

стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь по­мнить, что за чем предполагается говорить.

Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления. Он строится по образцу планов школьных сочинений (вопросы, подвопросы и т.д.) и вполне помешается на небольшом листке. Эту «бу­мажку» слушатели всегда простят оратору.

На листки того же формата выписывается необхо­димый вспомогательный материал: цитаты, примеры, цифры. Все это аккуратно складывается в планшет для выступления. Развернутый план должен все время быть перед глазами, а вспомогательный материал — появ­ляться в подходящий момент. Соответствующие помет­ки в развернутом плане напомнят выступающему, ког­да следует показать слайд или таблицу, привести циф­ру или прочитать цитату.

Можно написать тезисный план, состоящий из ут­верждений по каждому вопросу, которые записьгоаются на карточках. Этими карточками можно воспользовать­ся во время выступления. Не затруднит контакт с ауди­торией и конспект из ключевых слов и фраз.

Для того чтобы лучше запомнить материал и спо­койно выступать без текста, Р. Хофф советует выпи­сать основные положения в нужной последовательнос­ти, затем на другом листе каждое положение проил­люстрировать, соединив их в карту-схему речи. Хорошая идея для наделенных воображением людей! Лист с «маршрутом» речи с картинками может быть перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и не позволяя при этом сбиться с пути.

Проговаривая текст, не забывайте делать паузы. Самые большие паузы отделяют вступление от основ­ной части и основную часть от заключения. Должны

Глава 5

Подготовка к речи-монологу

быть паузы и между пунктами. Интонационные паузы обычно получаются естественно, если оратор пережи­вает то, о чем он говорит. А вот логическим паузам меж­ду смысловыми частями выступления нередко не при­дают значения, хотя они значительно облегчают слу­шателям восприятие материала.

Завершает подготовку прогон материала, то есть воспроизведение выступления мысленно или вслух. По­лезно будет составить по памяти конспект выступления. Не следует пренебрегать любым видом прогона, так как он позволяет обнаружить слабо усвоенные фрагменты. Ответственное выступление советуем прорепетировать — рассказать какому-нибудь слушателю-добровольцу. Это позволяет устранить недочеты до того, как их обнаружит аудитория, и снижает волнение перед выступлением.

Тщательно следует отработать использование вспо­могательного материала: проверьте, не забываете ли вы привести цифру или цитату в нужный момент, удобно ли вам пользоваться листками и карточками. Проконт­ролируйте качество наглядных пособий и работу тех­нических средств (диапроектора, кодоскопа, магнито­фона), если собираетесь их применять. Если предпола­гаете пользоваться доской, подготовьте хороший мел.

Желательно побывать заранее в той аудитории, в которой предстоит выступать.

Закончить подготовку к выступлению рекомен­дуется за несколько дней до выступления, чтобы материал успел отложиться в памяти и было время для обдумывания и обсуждения его фрагментов.

Итак, повторим основные этапы подготовки выс­тупления:

1. Подбор материала по предварительному плану. Отвечает на вопрос: «Что говорить?»

2. Составление окончательного плана с учетом ком­позиции выступления. Отвечает на вопрос: «В каком порядке говорить?»

3. Работа над текстом. Отвечает на вопрос: «Как лучше сказать?»

4. Усвоение и прогон материала.

Оперативная Нередко деловые люди вынужде-подготовка ны оперативно подготовить неболь-к выступлению шое сообщение, чтобы выступить на совещании или собрании. Можно рекомендовать та­кую схему подготовки. Сначала ответить на вопросы:

1. Кто будет в зале?

2. Чего ждут от меня?

3. В чем состоит задача моего выступления? Затем следует подумать, какие ключевые понятия

будут затронуты в выступлении и выписать их на от­дельных карточках. Составить план выступления. Рас­положить слова в нужной последовательности, то есть той, которая поможет слушателям понять главную идею сообщения. Следует продумать введение и зак­лючение и весь текст в целом. Успех может быть га­рантирован, если удастся проговорить все выступле­ние, ориентируясь на план и ключевые слова. Это про­грамма минимум. Если же позволяет время, к каждому ключевому слову на карточке следует добавить соот­ветствующий тезис, раскрывающий его смысл. Напри­мер, на карточке написано слово «экономия». Ниже поясняем: «Экономия средств за счет использования более дешевых материалов — реальный способ сни­жения себестоимости нашей продукции».

Вопросы

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)