|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Полезные подсказкиЕсли мы хотим предугадать основные качества незнакомого нам человека, то в этом нам может помочь типология. В большинстве случаев (мы здесь, естественно, не учитываем явные отклонения в состоянии здоровья, развитии интеллекта и т.п.) мы увидим, кто будет самым: — Сильным — сенсорик. Он силен физически, у него же сильная воля. — Быстрым — интуит. Будучи включенным в процесс, он выигрывает соревнования в скорости у сенсориков. Другое дело, что иногда, «витая в облаках», он может пропустить то, на что нужно было бы отреагировать. — Общительным — этик. Он умеет зажечь своими эмоциями, сказать подходящие к случаю слова, выразить сочувствие и поддержку. — Рассудительным — логик. В своих рассуждениях он придерживается истины, целесообразности. — Восприимчивым — иррационал. Он открыт для восприятия новых ощущений и возможностей. — Целеустремленным — рационал. Для него очень важно иметь четкую цель, к которой он стремится. — А вот умным, порядочным, человечным может быть представитель любого типа. Это общечеловеческие качества. Мы часто задаем такие вопросы на занятиях, зная о соблазне некоторых людей все упрощать и называть умными логиков, а порядочными и человечными этиков. Вот, что интересно: еще ни один этик не согласился быть глупым, как и ни один логик — непорядочным и бесчеловечным. И это верно. Умными и порядочными не рождаются, а становятся в процессе воспитания и развития. Заключение. Мы призываем заинтересованного читателя не упускать случая понаблюдать, как проявляются в людях типологические черты. Естественно, при этом нельзя забывать, что соционический тип — это структура, каркас личности. Сто разных людей одного и того же типа, имея несомненное сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга во всем. Каждая личность имеет свои привычки, свой уровень интеллекта, свои представления о добре и зле и многое, многое другое. Это личные человеческие качества, поддающиеся воспитанию, развитию, коррекции. Наблюдая за людьми (а у нас уже накопился немалый опыт наблюдений в различных ситуациях, в разных социальных слоях, возрастных группах, в городе и в деревне, наших соотечественников и иностранцев), мы каждый раз видим подтверждение тому, что состояние человеческой психики определяется как ее постоянной частью — психологическим типом, неизменным на протяжении всей жизни человека, так и переменной частью, связанной с воспитанием и развитием, личностным ростом и жизненным опытом. Если мы хотим помочь человеку разобрать его проблемы, ни одной из этих частей пренебрегать нельзя. Следует помнить, что постоянная, типологическая составляющая психики не мешает развитию личности, никак его не сдерживает (как часто бывает неверно понята типология). Типологические различия влияют на личностный рост не более, чем различия пола. Соционический тип не ограничивает свободы развития, не мешает индивидуальности, но его знание помогает «не наломать дров». Поверьте, очень часто приходят на консультацию люди, «изломанные», измученные борьбой за достижение идеала во всем. Пренебрегая своими сильными качествами («это же и так легко!», «что в этом особенного?»), они заставляли себя «быть как все», уделяли внимание только своим слабым чертам. И каков результат? Это усталые от жизни, невротизированные люди, не сумевшие состояться ни в чем. Люди, стремящиеся «победить себя», не очень хорошо понимают, что в результате этой борьбы с собой они не победят себя, а победят себя, т.е. потерпят поражение. Видимо, очень важно отделять понятие «совершенствоваться» (это процесс, он бесконечен, пока мы живые люди, а значит, имеем недостатки) от понятия «совершенство» (это уже результат, которого так соблазнительно достичь, но, к сожалению, невозможно). Именно поэтому соционика никогда не концентрирует внимание на слабых функциях человека. Большое значение придается его сильным качествам, которые не все из нас умеют оценить по достоинству. Отказ от проявления своих сильных качеств -это уход от ответственности перед другими людьми. Кажется уместной такая аналогия: у каждого человека есть две опоры -две его сильные функции. Это как две ноги, на которых мы стоим. Стремление развить у себя все четыре юнговские функций до уровня сильных напоминает попытку ходить на четырех ногах (так устойчивее), что весьма подходит обезьянам, но негоже человеку. Соционика здесь пересекается с классическим психоанализом. Так по Фрейду, лишь подавление инстинктов без честного их признания не даст положительного результата. Человек должен понять свои инстинкты и слабости и быть предельно честным с самим собой. Но как этого достичь? Соционика дает один из путей такого осознания. И хотя он не претендует на всеохватность, но дает понятную и четкую информационную базу для этого. Развитие слабых функций происходит значительно успешнее, если не направлять внимание непосредственно на них, а развивать общий объем интеллекта, поднимать уровень культуры, опираться на собственный жизненный опыт. Тогда и слабые функции подтянутся за сильными — за счет увеличения общего объема обработки информации. При этом все-таки лучше знать, что нам легко развивать, а что трудно, где путь, ведущий к успеху именно нас. Здесь есть одна трудность: надо иметь мужество быть несовершенным, понимать, что мы живые люди, а не ангелы. Ведь, в сущности, наша цель помочь людям стать немного счастливее, а вовсе не сделать из них богочеловеков, полностью лишенных недостатков. В принципе, все прекрасные качества можно развивать у себя. Необходимо только соблюдать правила психогигиены, аналогичные тому, что женщине не стоит поднимать вес более 20 кг. Можно просто надорваться, поднимая больше. Точно так же можно «надорваться», выбирая себе работу, связанную, например, с болевой функцией (местом наименьшего сопротивления). Не следует вредить собственному здоровью, пытаясь развить у себя какие-то качества только потому, что они есть у других людей, если для нас они сложны, неудобны. Не лучше ли ценить и развивать собственные достоинства и научиться уважать достоинства и учитывать слабости других людей, принимать себя и других такими как мы есть. Неумение мерить других иначе, чем по себе, приводит к неприятию других людей, неумению оценить их по достоинству. Так же не следует мерить себя по другим. Соционика помогает нам понять, что все мы разные, но каждый из нас нужен обществу, вносит в него свой неповторимый вклад. Список литературы. 1. З. Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. 2. К.Г. Юнг. Психологические типы. — СПб.: «Ювента» — М.: «Прогресс — Универс», 1995. 3. А. Аугустинавичюте. О дуальной природе человека. Киев: Изд-во Международного института соционики, 1997. 4. А. Аугустинавичюте. Модель информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995. 5. А. Аугустинавичюте. Теория интертипных отношений. Челябинск, 1991. 6. А. Аугустинавичюте. Социон. Соционика, ментология и психология личности, № 5, 1996. 7. Р.К. Седых. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М.: НПП «Менатеп-Траст», 1994. 8. А. Аугустинавичюте. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1995. 9. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: «Бахрах», 1996. 10. Myers, Isabel Briggs, and McCaulley, Mary H. Manual: A Guide to the Development and Use of the Myers-Briggs Type Indicator. Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists Press, 1985. 11. Б. Шнейдерман. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. Пер. с англ. — М.: «Радио и связь», 1984. 12. А. Аугустинавичюте. Тест Изабеллы Майерс — Бриггс из Цюриха. В кн.: А. Аугустинавичюте. Соционика: Психотипы. Тесты. — М.: ACT, СПб.: «Terra Fantastica», 1998. 13.0. Крегер и Дж. М. Тьюсон. Типы людей: Как 16 типов личности помогают преуспеть в жизни, любви, работе. — М.: «Персей», «Вече», «ACT», 1995. 14. О. Крегер и Дж. М. Тьюсон. Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. — М.: «Персей», «Вече», «ACT», 1995. 15. О. Крегер и Дж. М. Тьюсон. 16 дорог любви. Как 16 типов личности определяют ваши возможности в любви. — М.: «Персей», «Вече», «ACT», 1995. 16. П. Тигер, Б. Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через самопознание. — М.: «Армада», 1996. 17. А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: «Медицина», 1983. 18. К. Леонгард. Акцентуированные типы личности. — Киев: «Вища школа», 1981. 19. Э. Кречмер. Строение тела и характер. — Гос. изд-во Украины, 1924. 20. С. И. Чурюмов. Соционика как методология. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1996. 21. Keirsey, David & Bates, Marilyn. Please Understand Me. Character and Temperament Types. Gnoseology Books Ltd., 1984. 22. А. В. Букалов. Соционика — новый подход к пониманию человека и общества. // Соционика, ментология и психология личности,№ 1, 1996. 23. Т. Н. Прокофьева, Е. А. Удалова. Один из способов осуществления процесса дуализации. Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1997. 24. В. Д. Ермак. Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Соционика, ментология и психология личности, №№ 5-6, 1997. 25. В. В. Гуленко. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. — Новосибирск: «РИПЭЛ» 1995. 26. Г. Р. Рейнин. Морфология малых групп. Рукопись. -Л., 1986. 27. Ф. Я. Шехтер, Л. Н. Кобринская. Малые группы в соционике. «1б»,№2, 1990. 28. В. В. Гуленко. Интровертная соционика. Соционика, ментология и психология личности, № 4, 1996. 29. Г. А. Шульман. Периодическая система социона, — доклад на семинаре «Соционика — целенаправленное формирование коллективов», 1988. 30. Т.Н. Прокофьева, Е.А. Удалова. Геометрия интертипных отношений. Соционика, ментология и психология личности, №№4-5, 1997. 31. В. В. Гуленко, В.В. Мегедь. Совместимость и дуальность. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995. 32. С. В. Филимонов. Признак рациональность — иррациональность в соционике, или о двух типах в типе. Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1997. 33. С. И. Чурюмов. Соционические акцентуации. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995. 34. И. Г. Самойлова. Интегральный тип информационного метаболизма малой группы в производственной организации. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. — Ярославль, 1996. 35. Е. А. Румянцева. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. — Ярославль, 1997. 36. Л. Д. Столяренко. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 37. Н.Р. Якушина, Е.С. Синицын. Соционика в сократовских диалогах. — Новосибирск: «СО РАСХН», 1995. 38. А. Аугустинавичюте. На подступах к соционике. В кн.: А. Аугустинавичюте. Соционика: Психотипы. Тесты. — М.: «ACT», СПб.: «Terra Fantastica», 1998. 39. В.В. Гуленко, В.П. Тыщенко. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997. 40. А. В. Букалов. Структура и размерность функций информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1995. 41. Ф. Я. Шехтер. Признак «экстраверсия — интроверсия» в соционике. Соционика, ментология и психология личности, № 3, 1997. 42. А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. — М.: «ACT», СПб.: «Terra Fantastica», 1998. 43. А. Аугустинавичюте. Теория признаков Рейнина. Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-5, 1998. 44. Д. Шарп. Типы личности. Юнговская модель типологии. -Воронеж, 1994. 45. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб.: «Лениздат», 1992. 46. И. Вайсбанд. Кто я такой? Немного о соционике. Знание -сила, №№ 1,3-10, 1992. 47. А.В. Букалов, А.Г. Бойко. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. — Киев: Редакция газеты «Соборна Укража», 1992. 48. А. Л. Панченко, Т. Т. Панченко, Н. Л. Красноперова. Введение в соционику. — Барнаул, 1993. 49. К. В. Павлов. Ваш психологический тип, — Киев: «КОФР», 1996. 50. С. Чяснавичене. Искусство и практика общения. — Вильнюс: «Скирма»,1994. 51. Е. С. Филатова. Соционика для Вас. — Новосибирск: «Сибирский хронограф» — СПб.: «Питер», 1994. 52. Е. С. Филатова. Соционика в портретах. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1996. 53. Е. С. Филатова. Искусство понимать себя и окружающих. — СПб.: «Дельта», 1998. 54. И. Калинаускас. Жить надо! — СПб, 1994. 55. О.Б. Слинько. Люди в вашем деле: Энциклопедия соционического менеджмента. — Киев: «Трамвай», 1996. 56. В. Стратиевская. Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни, — М.: «МСП», 1997. 57. О. И. Масляев. Психология личности. — Донецк: «Сталкер», 1997.
* Здесь следует отметить, что А. Аугустинавичюте, разрабатывая идеи соционики. не была знакома с теорией Майерс — Бриггс. Из-за существовавшего тогда «железного занавеса» западная литература была недоступна для ученых в СССР. А. Аугустинавичюте познакомилась с типоведением, когда в соционике уже были достигнуты значительно более важные результаты. (Прим. авт.) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |