|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Еще позже «игривость простирается в макросферу» — мир, разделенный с другимиПопытки соотнести последовательную смену игр и возраст детей предпринимались многими исследователями. Например, в начале XX в. Д. Джонсоном была дана периодизация детских игр, в соответствии с которой в первый период — от О до 3 лет — игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающегося мозга и тела. Игры этого периода — это «сосание, хватание, пускание слюней, хватание ртом, лягание и другие движения членов; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обоняния, температуры; приобретение умения управлять телом; болтовня, состоящая в ряде бессмысленных звуков; подражание, ползание, лазание, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспоминание, исследование, созидание и разрушение...». В возрасте 4—б лет, т.е. во второй период развития детской игры она также заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственно свободное движение (преимущественно ради самого движения, не ради его результатов), сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что можно с ними сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, магазин, в железную дорогу, в шитье, в стряпню). В третьем периоде (возраст детей 7—9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-преследования, а также игры строительные, драматические, изобразительные, игры в куклы и др. Четвертый период развития игр (возраст детей 10—12 лет) характеризуется заменой игр малокооперативных играми кооперативными, преимущественно подвижного характера. Специфическую периодизацию детских игр можно найти в работах Д.А. Колоцца, В. Штерна, Ж. Пиаже и др. В России попытки выделить и описать различные стадии развития детской игры предпринимались многими исследователями. Определенный интерес представляет, например, попытка А.С. Макаренко охарактеризовать стадии развития игры также в сравнении с возрастом детей. Первая стадия — от рождения до 5—6 лет — это время комнатной игры, время игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие 1—2 товарищей; в играх этой стадии развиваются личностные способности ребенка. На второй стадии — от 5—6 до 11—12 лет — предпочтение одинокой игры перерастает в интерес к товарищам, к групповой игре. В этот период усиливается стремление детей к подвижным играм на свежем воздухе и играм во дворе. Третья стадия характеризует ребенка как члена не только игрового, но учебного коллектива. Игра в связи с этим принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины. В последнее время все чаще звучит тезис о том, что при характеристике этапов развития детской игры следует исходить не только и не столько из возраста детей, сколько из возраста самой игры. Так, уже у Л.С. Выготского эволюция детской игры представлена в виде движения от игр с явной мнимой ситуацией и скрытыми правилами к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией. Ребенок сначала развертывает игры с мнимой ситуацией, которая первоначально очень близка к реальной ситуации, а правила в ней находятся в высшей степени сжатом, «скомканном» виде. Игра здесь больше напоминает воспоминание, чем воображение, она — воспоминание в действии. По мере развития игры происходит осознание ее цели, которая становится решающим фактором игры и определяет аффективное отношение к ней ребенка. Наконец, в конце развития игры вперед «выступает отчетливо то, что было в зародыше вначале. Выступает цель — правила... Выступает и...некоторый рекорд, также очень тесно связанный с целью». Обобщая результаты исследований этапов (стадий) развития игры, Г.Г. Кравцов для более точного определения игры выделяет два ее главных признака — непродуктивный характер и преобладание воображаемого плана над реальным (создание «мнимой ситуации» в терминологии Л.С. Выготского). Эти особенности игры могут рассматриваться как необходимые и достаточные признаки, позволяющие отличить ее от других видов активности. Ученый делает акцент на том, что детская игра — это «способ вхождения ребенка в мир человека... Побудительные силы детской игры лежат в пространстве будущего, в области внутренней свободы, а не в отношениях каузальной необходимости. В игре происходит... пробуждение новых сил и энергий, подключение ребенка к смысловым полям и истокам человеческой культуры». Поскольку непродуктивность детских игр на протяжении всего детства очевидна, исследователь сосредоточивает внимание в большей степени на втором признаке игре — мнимой ситуации. Впервые, по мнению Г.Г. Кравцова, ее создает не ребенок, а «взрослый в содеятельности и общении с ребенком». К концу младенческого — началу раннего возраста дети начинают отзываться на специфические действия и обращения близких взрослых, провоцирующие незамысловатую игру. Ребенок начинает стремиться к игровым ситуациям. Не умея еще активно создавать, не владея воображением, он вовлекает в игру взрослого и через него получает доступ в мир игры. В числе первых самостоятельных игр ребенка возраста двух с половиной — трех лет исследователь называет режиссерские игры. Они еще очень похожи на предметно-манипуля-тивную деятельность, однако это уже — настоящая игра, определяющей характеристикой которой является особая логика действий ребенка с предметами и наделение их игровым смыслом. Начальные формы режиссерской игры отличаются известной примитивностью сюжета, однообразием действий с предметами, сравнительной непродолжительностью, ситуативностью возникновения и эпизодичностью. Все это резко отличает их от полноценно развитой режиссерской игры в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Почти одновременно с режиссерской игрой или чуть позже в младшем дошкольном возрасте возникает еще один вид самостоятельной детской игры — образно-ролевая игра. Ее отличием является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее будет назвать игровым персонажем-образом — ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно, и, воспроизводя какое-то специфическое действие или даже позу, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. Следующий вид детской игры, возникающий и наиболее интенсивно развивающийся в среднем дошкольном возрасте — это сюжетно-ролевая игра, ее источниками являются предшествующие ей режиссерские игры и образно-ролевые игры. Так, предметное манипулирование и управление игрушками в режиссерских играх формирует у детей способность сюжетотворчества, видение игровой ситуации в целом и умение посмотреть на ситуацию глазами разных персонажей. В то же время способность к отождествлению, развивающаяся в образно-ролевой игре, является одной из фундаментальных общепсихологических способностей и имеет большой вес в творческом потенциале личности. Однако сюжетно-ролевая игра не является вершиной развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. К концу дошкольного периода появляется еще один вид игр — игры с правилами, деятельность детей в них приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности — учебной. Представленная Г.Г. Кравцовым последовательность смены игр и развертывания игры как детской деятельности в целом носит логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь все более сложными и совершенными. Каждая фаза дошкольного периода детского развития характеризуется определенной совокупностью сосуществующих видов игровой деятельности, среди которых только один является новым, впервые формирующимся видом игры. Если же не будет благоприятных условий, способствующих своевременному овладению ребенком постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом этапе могут остаться не реализованными и высокий уровень игры им просто не будет достигнут. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |