АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭПОХ И СТРАН

Читайте также:
  1. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 1 страница
  2. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 2 страница
  3. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 3 страница
  4. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 4 страница
  5. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 5 страница
  6. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 6 страница
  7. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 7 страница
  8. I. Перевести текст. 1 страница
  9. I. Перевести текст. 10 страница
  10. I. Перевести текст. 11 страница
  11. I. Перевести текст. 2 страница
  12. I. Перевести текст. 3 страница

Наблюдения за играми детей разных стран и народов, изу­чение черт сходства и различия в их играх и играх детей

более ранних эпох по сохранившимся в исторических доку­ментах описаниям подводит исследователей к весьма инте­ресным открытиям и находкам. Так, в конце XIX в. ответ Е.А.Покровского на вопрос «Что есть детская игра и как к ней в различные времена относились народы...?» звучал так: «Детская игра, по характеру своему, составляет один из видов деятельности организма...деятельности такой, которая суще­ственным образом отличается от серьезной работы, т.к. вся­кая серьезная работа имеет целью удовлетворение каких либо практических задач жизни, между тем как всякая игра, в т.ч. и детская, не задается никакой предвзятой целью, а на­оборот, сама по себе составляет и цель, и действие, и наслаж­дение; кроме же того в данном случае деятельность, выража­ющаяся в игре, является еще как бы специально приспособ­ленною и совершается в силу внутренних, физиологических потребностей и побуждений, наиболее свойственных молодо­му организму... Мы должны допустить, что а) игры во все времена и у всех народов во всяком случае были непременно; б) многие из игр представляли собою большую оригиналь­ность, смотря по свойствам и образу жизни народа; в) множе­ство игр разных народов, наоборот, представляли между со­бою и большое сходство...».

До настоящего времени значительный интерес представ­ляет сделанная Е.А. Покровским попытка выяснить место игры в жизни детей, принадлежавших к разным историчес­ким эпохам и разным народам. Так, по его мнению, ни один народ на свете не ценил так высоко в деле частного и обще­ственного воспитания разнообразных (преимущественно под­вижных и спортивных) игр, как древние греки. «Игры стави­лись у них на ряду с умственным и изящным образованием и были плодом стремлений греков к прекрасному, т.к. здесь тоже требовалась так же изящная соразмерность, ловкость тела, без чего у греков не обходилось ни одно дело».

Действительно, древнегреческий философ Платон утверж­дал, что от характера и постоянства репертуара игр детей зави­сит в будущем установление законов в обществе и их проч­ность. «Во всех государствах...никому неведомо, что характер игр в высшей степени влияет на установление законов в том смысле, будут ли установленные законы прочными или не бу­дут. Если игры установлены так, что одни и те же лица прини­мают участие в одних и тех же играх, точно так же соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это позволяет пребывать незыблемыми также и серьезным узаконениям. Если же молодежь колеблет это одно­образие игр, вводит новшества, постоянно прибегает к разным изменениям и не одно и тоже всегда считает себе любезным... для государства нет ничего более гибельного, чем все это».

Игры детей своеобразно отражали и систему обществен­ных отношений античного общества. Многие детские игры носили политический характер — игры «в царя», «в судьи», которые были свойственны детям свободных граждан Афин; дети же рабов осваивали в игре иные общественные роли. Они рано взрослели, включаясь в трудовую деятельность взрос­лых, а их игры были кратковременны и эпизодичны, так как труд занимал основную часть времени.

Первые и средние века христианства в Европе отличались чрезмерным аскетизмом, а поэтому в играх детей, как и в танцах, видели лишь «выплясывание перед дьяволом». Лишь иногда и в период этого мрачного времени перепадали для детей дни веселья, в течение которых им дозволялось играть в бабки или палки, катать обручи, мячи и др.

Аскетическому и религиозно-схоластическому характеру средних веков до некоторой степени противодействовало ры­царство. В число благородных пристрастий рыцарей входили верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование, охота, игра в шахматы и стихотворство. Благодаря этому, физичес­кие упражнения поощрялись с ранних лет, и, разумеется, сна­чала в форме игр.

Различия в характере народов неизбежно привносят опре­деленный и порой достаточно выраженный оттенок в игры. Характер народа также определенным образом сказывается на детских играх, «отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем дети играют с большим увлечением и непринужденнос­тью... а вследствие того с большею свободою для проявления своего национального характера». В то же время, продолжает это интересное и весьма обоснованное наблюдение Е.А.Пок­ровского современный исследователь игры С.А. Шмаков, игры помогают народам хранить и развивать свои наиболее при­влекательные черты характера, а также устанавливать посредством игр связь между поколениями. Так, англичане, изолированные островным характером своей страны, изобре­ли коллективные игры — футбол, баскетбол, регби; эти игры являются составным компонентом программы воспитания подрастающего поклонения и до сих пор. Определенной спе­цификой отличаются игры жителей Италии, Франции и дру­гих стран.

В жизни русского народа различного рода игры и игрища с давних времен занимали весьма заметное место. Игрой на Руси называли такие разные и далекие, на первый взгляд, явления, как пляски, танцы, хождение под песни, хороводы, шалости, за­бавы, подвижные игры, гулянья молодежи. С игрой в широком значении связано понятие праздника, веселья, отдыха. В стари­ну было особенно много игрищ, праздников и обрядов с оттен­ками языческого культа, зрителями которых были и дети; по мере взросление дети приобщались к традиционной празднич­но-игровой культуре взрослых. Исследователи говорят о воз­можности составления своеобразного игрового календаря де­тей и подростков как части быта взрослых, издавна включав­ших подрастающих детей в круг своих интересов. Народные игры, а главное, соответствие игрового календаря строгому по­рядку жизненных и хозяйственных циклов раскрывали перед ними крестьянский мир и способствовали формированию их представлений, мировоззрения и национального самосознания.

Но было и другое понятие игры — в значении детской забавы с игрушкой в доме, с братьями и сестрами, со сверстни­ками, а иногда с родителями. В целом для русской традиции на протяжении многих веков было характерно невмешатель­ство взрослых в детский быт, признание детской игровой ав­тономии, права на игру. Это нашло отражение, например, в охотном изготовлении взрослыми детских игрушек и суще­ствовании особого пространства для игр: даже в самой бед­ной крестьянской избе детям и их играм было отведено осо­бое, «небесное» место — на полатях (дощатый настил над печ­кой), замечает В.В. Абраменкова

Яркий отпечаток на направленность и характер детских игр накладывают и сезонно-климатические условия. Так, резко различаются игры народов, проживающих в южных и север­ных странах. Игры летние имеют подвижный характер, зим­ние игры — это игры комнатные драматические или умствен­ные, утверждает исследователь детской игры начала XX в. В.Н. Всеволодский-Гернгросс.

Вместе с тем в играх детей разных стран мы находим и чрезвычайно схожие игры и игровые сюжеты. У детей всех стран и эпох, несмотря на расхождения в окружающих усло­виях, всегда пробуждаются на определенных ступенях возра­ста одинаковые «инстинкты игры». «Игры, связанные с бро­санием, игры в куклы, игры в войну, безусловно, выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, националь­ной дифференцировки, прогресса культуры... Общие формы игры остаются неизменны», — писал в связи с этим В. Штерн. Существуя не одно столетие, такие межнациональные игры мо­гут быть смело отнесены к «игровым универсалиям». Конкрет­ное же содержание, например, игры в войну — кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия — все­цело определяется историческим моментом. Сходство имеют также игры мальчиков и девочек разных времен и народов: «мальчики ищут движения и шума, они любят барабаны, волч­ки, маленькие повозочки, девочки больше любят такие вещи, которые доставляют удовольствие глазу — зеркала, мишуру, наряды и, прежде всего — куклы» (Ж.-Ж. Руссо).

Таким образом, находясь в тесной связи с социально-эко­номическим уровнем развития общества и культурными тра­дициями народа, игра эволюционирует вместе с обществом. Серьезный отпечаток на игру накладывают и особенности ис­торических эпох, и господствующие в них педагогические взгляды на цели, содержание и методы воспитания подраста­ющего поколения. Любая игра, попадая в одни условия, раз­вивается, в других — трансформируется, а в третьих просто перестает существовать.

Но, как и другие виды человеческой деятельности, игра не возникает спонтанно, сама собой, а передается ребенку людь­ми, которые уже умеют играть. Ребенок овладевает игрой, втя­гиваясь в уже существующий «мир» игры, в мир играющих людей. Способы игрового поведения транслируются детям через взрослых — родителей, ближайших родственников или педагогов, которые выступают посредниками между детьми и нормами игры. Естественное «втягивание» в игру происхо­дит и в том случае, если ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. Тогда стар­шие дети, умеющие «хорошо играть», учат этому младших детей. Постепенно младшие дети накапливают игровой опыт и становятся «носителями» игры, игровых традиций, переда­ющими их новому поколению. Наконец, существует еще один канал передачи игровой культуры — через игрушку, т.е. пред­мет, специально предназначенный для игры; первоначально участие взрослого в такой игре также необходимо. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)