|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стоицизм
Основателем школы был Зенон (336 – 264 до н.э.) из Кития, что на о. Крит. Однажды в Афинах он увлекся чтением «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, и это изменило его судьбу, – купец стал философом. Через десять лет, уже как сложившийся философ, Зенон начал излагать свое собственное учение. Его слушатели собирались возле Расписной Стои – портик на афинской агоре – потому они получили название «стоики». а). Греческие стоики: Зенон, Хрисипп, Клеанф, Аристон. В философии стоиков четко выделяются три части: логика, физика, этика. Логика – теория правильного мышления, риторика, – скрепляет систему. Физика – натурфилософское учение о природе, где действует естественная необходимость. Этика – учит, как жить согласно природе. В чем высшее благо? Благо есть четыре добродетели: § благоразумие, § умеренность, § справедливость, § мужество. Жить согласно с природой то же самое, что жить согласно с разумом, т.е. добродетельно. Стоики не изучали человека, каков он, они размышляли о том, каким он должен быть, размышляли о его возможности стать мудрецом. Бог и природа – суть одно и то же, а человек – часть этой богоприроды. Сила, управляющая миром в целом, – божество. Она пронизывает весь мир, она – душа мира, его разум. Частично она присуща и человеку. Мир скован цепями Необходимости, или Судьбы, и свобода может состоять только в осознании этой необходимости и подчинении ей. Идеал стоика – человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством (стоически) повинуется неизбежности, т.е. судьбе или воле богов, памятуя, что противостоять ей бессмысленно и тщетно. Мудрец бесстрастен, не печалится, общителен и никогда не бывает в одиночестве. Апатия – безразличие, бесстрастие – принцип философии стоиков. «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла, которое доступно только философии – ведь никакая другая наука добра и зла не исследует», так считает Сенека. б). Римские стоики. Наибольшую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме. Общим умонастроением в Риме было осознанное чувство неопределенности и ненадежности текучего и изменчивого, постоянно угрожающего человеку бытия. Постоянная угроза благосостоянию и свободе любого человека от бедняка до царя. Знаменательно, что среди стоиков мы найдем представителей всех слоев римского общества. Об этом свидетельствуют три наиболее прославленных римских стоика. Марк Аврелий – император второго столетия н.э. Сенека – римский сенатор, родившийся в Испании. Эпиктет – грек, попавший в рабство, потом вольноотпущенник. Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.). Главное для Сенеки – свобода духа. Основные стоические позиции: Пассивная – изменить ничего нельзя, повиноваться судьбе, стоически выдерживая ее удары; Активная – господство над собственными страстями, не быть у них в рабстве. «Изменить такой порядок мы не в силах, зато в силах обрести величие духа», утверждает Сенека. Выбор между добром и злом в царстве необходимости возможен не в практическом, а в эмоциональном отношении к миру и к самому себе. Из наследия римских стоиков наиболее известны и популярны «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки и размышления Марка Аврелия «Наедине с собой». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |