АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сад Маркиз Де

Читайте также:
  1. Де Сад Маркиз 1 страница
  2. Де Сад Маркиз 10 страница
  3. Де Сад Маркиз 11 страница
  4. Де Сад Маркиз 12 страница
  5. Де Сад Маркиз 13 страница
  6. Де Сад Маркиз 2 страница
  7. Де Сад Маркиз 3 страница
  8. Де Сад Маркиз 4 страница
  9. Де Сад Маркиз 5 страница
  10. Де Сад Маркиз 6 страница
  11. Де Сад Маркиз 7 страница
  12. Де Сад Маркиз 8 страница

1. Времена меняются, и мы меняемся с ними (лат. – Ред.).

2. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М. – Л., 1950. С. 51, 55, 57. Сыма Цянь, сын придворного астролога Сыма Таня, служил при дворе императора У-ди в конце II – начале I в. до н.э. Составил книгу «Шицзи» – «Исторические записки», ставшую образцом для дальнейших исторических сочинений. Прозван в Китае, подобно Геродоту, «отцом истории».

3. Там же. С. 93-96.

4. Там же. С. 18.

5. Иностранцев К.А. Хунну и гунны. Л., 1926.

6. Аммиан Марцеллин. История III. Кн. XXXI, Киев, 1908.

7. Ср. описание гуннского двора у Приска Панийского. Приск встречал потомков азиатских хуннов, а Аммиан Марцеллин описывал их уже в смешении с уграми и другими восточноевропейскими народами – «Сказания Приска Панийского» (Ученые записки Российской академии наук. Кн. VII. Вып. 1. Спб., 1861).

8. Deguignes J. Histoire des Huns, des Turcs, des Mogols et des autres Tartas occidentaux avant et depuis J. C. jusqu'a present. P., 1756-1758.

9. Saint-Martin V. Les Huns blancs ou Ephtalites des historiens bysantins. P., 1849. – Критику выводов Вивьена де Сент-Мартена см.: Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в. (ВДИ. 1959. N 1).

10. S.S.M. de Groof. Chinesische Urkunden zur Geschichte Asiens. Die Hunnen der vorchristlichen Zeit. Berlin – Leipzig, 1921.

11. Franke Otto. Geschichte des chinesischen Reiches. Berlin, 1930.

12. Hirth Fridrich. Uber Wolga – Hunnen und Hiung-nu. Munchen, 1900. – Критику этой работы см. в кн.: Иностранцев К.А. Хунну и гунны. С. 126-131.

13. McGovem W. The early empires of Central Asia. L, 1939.

14. Maenchen-Helfen O. The Huns and the Hsiung-nu (Byzantion. Vol. XXII, 1945); The legend of origine of the Huns (Byzantion. Vol. XVII, 1945).

15. См.: Советская археология. Т. XVII. 1963. С. 320-326.

16. Настоящая книга посвящена исключительно азиатским хуннам, а историю их восточноевропейской ветви читатель найдет в кн.: Артамонов М.И. История хазар. Л., 1960, а также: Altheim Franz. Geschichte der Hunnen. Berlin, 1959.

17. Грумм-Гржимайло Г.Е. Можно ли считать китайцев автохтонами бассейнов среднего и нижнего течений Желтой реки? («Известия Государственного географического Общества», 1933. Отдельный оттиск). С. 29-30.

18. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая от первобытно-общинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958. С. 36.

19. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Гл. 1. Л., 1926.

20. По новым расчетам, эта дата изменена на 1586 г. (см.: «Очерки истории Древнего Востока». Л., 1956. С. 229) или на 1562 г. (?) (см.: Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 45). О степени легендарности сведений о Ся см. также: Lattimore О. Inner Asian frontier of China. New York, 1940. P. 286.

21. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 38-66.

22. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. III. М.; Л., 1955. c. 200-202.

23. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 40.

24. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. III. М.; Л., 1953, С. 67.

25. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 41.

26. Там же.

27. См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 80, где опровергнуты противоположные мнения Шаванна и Сиратори.

28. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 40.

29. См..: Latlimore О. Inner Asian... P. 286.

30. Ibid. P. 300; Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 135.

31. Lattimore О. Inner Asian... P. 302. Фань Вэнь-лань считает, что эпохе Ся соответствовала луншанская культура (см.: Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 43-44).

32. Lattimore О. Inner Asian... P. 300.

33. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. II.

34. Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. М.; Л., 1948. С. 82.

35. См.: Берг Л.С. Путешествия Н.М. Пржевальского. М.; Л., 1952. С. 13.

36. Там же. С. 20.

37. Там же. С. 45-46.

38. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. III. С. 57.

39. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 43.

40. Там же. С. 39.

41. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... с. 85; Chavannes Ed. Les memoires historiques des Sst-ma Th'ien. P., 1899. P. 31; Wylie. History of the Hiung-noo in their relations with China (Journal of the Anthropol. Institute of Gr. Britan and Ireland. 1874. N9). P. 401.

42. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. 1. С. 39. Ср.: «Цзиньшу», гл. 97, в которой указана граница между хуннами (сюнну) и шестью жунскими племенами (Бернитам А.Н. Очерки истории гуннов. Л., 1951. С. 219. Опубликованный текст).

43. Грумм-Гржимаило Г.Е. Западная Монголия... С. 45.

44. Там же. С. 15.

45. Там же. С. 45.

46. Там же. С. 85.

47. Там же. С. 45-46. – Ссылка на ст.: Васшьев В.П. Об отношениях китайского языка к среднеазиатским (Журнал Министерства народного просвещения. 1872. Сентябрь); Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 136.

48. McGovern W. The early empires of Central Asia L.., 1939. P. 87, etc.

49. Lattimore O. Inner Asian... P. 340-349.

50. Чебоксаров Н.Н. К вопросу о происхождении китайцев // Советская этнография. 1947. N1. С. 30-70.

51. См.: Бернштам А.Н. Очерки истории гуннов. С. 219. (Опубликованный текст «Цзинь шу»).

52. См.: Гумилев Л.Н. Динлинская проблема // ИВГО. 1959. N1.

53. Грумм-Гржимайло Т.Е. Западная Монголия... С. 69.

54. Там же. С. 16.

55. По исправленной хронологии – в 1066 (см.: Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 72).

56. Го Можо. Эпоха рабовладельческого строя. М., 1956.

57. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 69; см.: Tokei F. Sur ie terme nong-fou dans le Che-king (Acta Orientalia. 1955. Vol. V). P. 123-141.

58. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 35; De Harles. Les religions de la Chine (Le Museon. 1891. Vol. X).

59. Фань Вэнь-дань. Древняя история Китая... С. 100.

60. Грумм-Гржимайло указывает, что многие китайские императоры имели орлиный профиль и пышную бороду. Справедливо. В «Троецарствии» описаны многие герои точно так же, а один из них, рыжебородый Сунь Цюань, даже носил прозвище «голубоглазый отрок» (Ло Гуань-чжун) (см.: «Троецарствие». Т. I. М., 1954. С. 369.

61. См.: Зайчиков В.Т. Важнейшие географические труды древнего Китая // Известия Академии наук СССР. Серия географическая. 1955. N3.

62. Томсон Дж.О. История древней географии. М., 1953. С. 437-439.

63. Там же. С. 253. Фауны-кяны – тибетские племена, кочевавшие в бассейне Яркенд-дарьи (см.: Maenchen-Helfen О. Psewdohuns // Central Asiatis journal. Vol. 1. N2. P. 102-103; Tarn W.W. The Greeks in Bactria and India. Cambridge, 1950. P. 84 – 85; Гумилев Л.Н. Терракотовые фигуры обезьян из Хотана // Краткие сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1959. N 16.

64. Гумилев Л.Н. Терракотовые фигуры обезьян из Хотана; см. также: Soothill China and West. L, 1925; Yule-Cordier. Cathay and Way Thither. L., 1915.

65. Томсон Дж.О. История древней географии. С. 427.

66. Yule-Cordier. Cathay... P. 200.

67. Томсон Дж.О. История древней географии. С. 428.

68. Там же. С. 431.

69. Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. III. М.; Л., 1955. С. 8.

70. Там же. С. 9-10.

71. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.

72. Грязнов М.П. Памятники карасукского этапа в Центральном Казахстане // Советская археология. 1952. Т. XVI.

73. Киселев С.В. Древняя история... С. 100.

74. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926. С. 11.

75. Там же. С. 34-35.

76. Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. М.; Л., 1948. С. 65.

77. Киселев С.В. Древняя история... С. 301; Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. С. 128.

78. Киселев С.В. Древняя история... С. 114-116.

79. Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. С. 83.

80. Там же.

81. Гумилев Л.Н. Динлинская проблема // ИВГО. 1959. N 1.

82. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 43.

83. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 107.

84. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 15.

85. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 40.

86. См. сноску 2 к Вступлению.

87. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 40.

88. Окладников А.П. Новые данные по древнейшей истории внутренней Монголии // ВДИ. 1951. N 4. С. 173.

89. Там же. С. 172.

90. McGovern W. The early empires of Central Asia. L., 1939. P. 91.

91. Deguignes Y. Histoire des Huns, des Turcs, des Mogols et des autres Tartares occidentaux avant et depuis, J.C. jusqu'a present. Vol. 1. P., 1758. P. 216.

92. Cordier H. Histoire generale de la Chine. Vol. 1. P., 1920. P. 205.

93. Цит. по кн.: Cordier H. Histoire generale de la Chine. Vol. 1. P. 205.

94. См.: Киселев С.В. Древняя история... С. 147.

95. Там же. С. 161.

96. Мурзаев Э. Северо-восточный Китай. М., 1955. С. 83, 113.

97. Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. С. 83.

98. Окладников А.П. Неолит... С. 261.

99. Там же. С. 244, 247.

100. Там же. Глава IV.

101. Там же. С. 231 и сл.

102. Окладников А.П. Неолит... С. 233, 237; Киселев С.В. Древняя история... С. 24, 113; Сальников К.В. Древнейшие памятники истории Урала. Свердловск, 1952. С. 68,69.

103. Окладников А.П. Неолит... С. 259.

104. Окладников А.П. Исторические рассказы и легенды нижней Лены (Сборник МАЭ. 1949. N 11). С. 82, рассказ 9.

105. Plath J.H. Geschichte des ostlichen Asiens. Gottingen, 1830. S. 105; ср.: Окладников А.П. Неолит... С. 261.

106. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 76.

107. Окладников А.П. Неолит... С. 259.

108. Там же. С. 328.

109. Там же. С. 334.

110. Там же. С. 339 и сл.

111. Там же. С. 347.

112. Окладников А.П. Шиверский культурно-исторический этап (рукопись).

113. Весьма примечательно, что хунны сохранили традиции шанского искусства до V в. н.э. и донесли их до Западной Европы. На Каталаунском поле найдена ручка бронзового жертвенного сосуда гуннского происхождения. Аналогичные находки были сделаны в Венгрии, Силезии, на юге России, в Горном Алтае у Телецкого озера, в Монголии и Ордосе. Датируются они эпохой Старшей Хань, III-I в. до н.э., но стиль их восходит к стилю эпохи Шан-Инь, когда подобные сосуды назывались "ю" [см.: Takats Z. Catalaunischen Hunnenfund und sein ostasiatischen Verbindungen // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. T. V. Budapest, 1955. S. 143-173.

114. Артамонов М.И. К вопросу о происхождении скифов // ВДИ. 1950. N 2. С. 46.

115. Грязнов М.П. История древних племен верхней Оби // МИА. Т. 48. 1956. С. 38-41.

116. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. III. С. 57.

117. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 137-138.

118. Chavannes Ed. Les memoires historiques de Sse-ma Ts'ien. P., 1899. P. 71, 89.

119. См: Бернштам A.H. Очерк истории гуннов. Л., 1951. С. 219.

120. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 15.

121. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. III. С. 57.

122. Историю вопроса см.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 91-94, Территория, на которой жили юэчжи, восстанавливается на основе сопоставления таким образом. В эпоху, предшествовавшую хуннскому завоеванию степной Азии, к Алтаю примыкали два государства: с запада Кангюй и с востока Юэчжи. Кангюй, вопреки мнению С.П. Толстова, находился в Восточном Казахстане, и мало данных за то, чтобы степняки обладали горными долинами Алтая. Область юэчжей, по китайским сведениям, лежала между Алашанем и Хами, но южную, плодородную часть этой территории занимали усуни, покоренные юэчжами около IV в. до н.э. Попытка понять китайские сведения буквально, т.е. поместить два больших народа на одной пустынной территории, не дала результатов. Необходимо допустить, что эта область была завоевана юэчжами с запада, а так как область оазисов была населена тохарами, а территория Монголии – хуннами, то остается только Джунгария, примыкающая к Алтаю и Тяньшаню. Отсюда юэчжи были вытеснены хуннами в 165 г. до н.э. За отождествление пазырыкцев с юэчжами говорят следующие данные:
1) Китайские вещи, например зеркало из княжества Цинь, тесно связанного с юэчжами.
2) Юэчжи брили голову; останки, найденные в Пазырыке, свидетельствуют о том же.
3) Резкий характерный профиль на пазырыкских изображениях, являющийся эстетическим каноном, совпадает с профилем на кушанских монетах.
4) Предполагаемая датировка V-III вв. до н.э. совпадает с расцветом юэчжей, тогда как Кангюй существовал еще 500 лет, а в циньское время с Китаем не сносился, и циньское зеркало с другими вещами попасть на Алтай могло опять-таки только через юэчжей.
5) Много больших каменных курганов пазырыкского типа расположено в восточных районах, ландшафтом связанных с Монголией и Джунгарией, а не с Карагандинской степью и не с Барабой; сходство же пазырыкских вещей со скифскими объясняется просто тем, что оба эти народа имели сношения и обменивались культурными ценностями, причем посредниками были родственные скифам аланы.
Литература о юэчжах огромна. Из новых работ, см.: Pelliot P. Les coutchenes et les tokhariens // Journal asiatique. 1934; Haloun G. 7ur Oe-tsi Frage // Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. 1937; Умняков И.И. Тохарская проблема // ВДИ. 1940. С.П. Толстов сопоставил юэчжей с массагетами, опираясь на звучание имен в предположительной реконструкции (см.: Древний Хорезм. М., 1948). Эта гипотеза принята не всеми учеными.

123. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 51, 59.

124. Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (turos) occideiitaux // Сборник трудов Орхонской экспедиции. Т. VI. СПб., 1903. С. 29, прим. 4.

125. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 350.

126. Там же.

127. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 13.

128. Там же. С. 353-354.

129. Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. С. 58-61.

130. Там же. С. 62.

131. Они названы не сюнну, а сюньюнь, очевидно, из-за архаичности языка.

132. В июле.

133. Сюань-ван из династии Чжоу.

134. Столица царства Джоу.

135. Авдиев В.И. История древнего Востока. М., 1953. С. 655.

136. Название «хунну» появилось в Китае в эпоху Чжаньго (IV-III вв. до н.э.) [см.: Цэн Юн. Оборонительные войны против хуннов в эпоху Хань. Шанхай, 1955 (Реферативный сборник. 1956. №15. С. 95)].

137. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 42.

138. Конфуций говорил, что, если бы не эта победа, «нам, пожалуй, пришлось бы ходить непричесанными, застегивать одежду налево и испытывать иноплеменное господство» (см.: Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая от первобытно-обшинного строя до образования централизованного феодального государства. Т. I. М., 1958. С. 120).

139. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 43-44.

140. Там же. С. 45.

141. Там же. С. 43.

142. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л.. 1926. С. 85.

143. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. С. 321.

144. Боровка Г.И. Археологическое обследование среднего течения реки Толы // Северная Монголия. Т. II. Л., 1927.

145. Сосновский Г.П. Ранние кочевники Забайкалья (КСИИМК. Т. VIII. М.; Л., 1940); Плиточные могилы Забайкалья // Труды отдела истории первобытной культуры Гос. Эрмитажа. Т. I. Л.. 1941.

146. Окладников А.П. Древнее население Сибири и его культура. (Рукопись).

147. Там же.

148. Там же.

149. Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. М.; Л., 1948. С. 121.

150. Отождествление культуры плиточных могил с раннехуннской оспаривает И.И. Гохман, который основывает противоположное мнение на изучении семи черепов из плиточных могил IV-II вв. до н.э. (Гохман И.И. Антропологические материалы плиточных могил Забайкалья // Сборник МАЭ. Т. XVIII. М.; Л., 1958. С. 428, 437). Исследованные И.И. Гохманом черепа монголоидны и не имеют европеоидной примеси, характерной для хуннов. Однако автор не учитывает, что хунны, как и любой большой народ, не были расово монолитны. Небольшое количество исследованного краниологического материала не позволяет судить обо всем расовом составе населения, оставившего плиточные могилы, а территория, на которой они распространены, уже в III в. до н.э. была хуннской. Скорее можно предположить, что этот монголоидный тип был одним из компонентов хуннского народа, окончательно сложившегося на севере, а не на юге от Гоби. Изменение погребального обряда, имевшее место во II в. до н.э., связано не с переселением нового народа, а с изменением культа, так как хуннская культура в это время переживала период бурного развития, оборвавшегося во II в. н.э. Наличие же плиточных могил к югу от Гоби показывает, что этот обряд захоронения связан не с локальными особенностями одного племени, а является следом культурного единства многоплеменного этнического образования в Средней Азии I тысячелетия до н.э.

151. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 172.

152. Иакинф. История Тибета и Хухунора. Т. I. СПб., 1833. С. 17.

153. В 317 г. хунны в союзе с пятью китайскими княжествами выступили против Цинь, но были отбиты (Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая... С. 235).

154. Окладников А.П. Новые данные по древнейшей истории внутренней Монголии // ВДИ. 1951. №4. С. 163.

155. См.: Иностранцев К.А. Хунну и гунны. Л., 1926.

156. Shiratori К. Uber die Sprache der Hiungnu und der Tanghu – Stamme. St. Pb., 1902; Bulletin de l'Academie Imperiale des Sciences de S.-Petersburg". V. Serie. Bd. XVII. №2 (Отдельный оттиск).

157. Casfren M.A. Ethnologische Vorlesungen uber die altaischen Volker. St.-Pb., 1857. S. 35-36.

158. M.G.S. Ramstedt. Uber der Ursprung der turkischen Sprache. Helsinki, 1937. S. 81-91.

159. Pelliot P. L'edition collective des oevres de Wang Kouo-wei (T'oung Pao. Vol. XXVI). P. 167.

160. Ligeti L. Mots de civilisation de Haute Asie en transcription chinoise // Acta Orientalia. 1950. S. 141-149.

161. В колчане помещалось всего 30 стрел (см.: Иностранцев К.А. Сасанидские этюды. СПб., 1909).

162. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 214.

163. Цюй Юань. Стихи. М., 1954. С. 128-129.

164. До Гуан-чжун. Троецарствие. Т. II. М., 1954. С. 374.

165. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 42-45; Maspero Н. La Chine fntique. P., 1927. P. 383-386.

166. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 45.

167. Там же. С. 107.

168. Сыма Цянь. Избранное. М., 1956. С. 170-171.

169. Одни комментаторы считают, что наиболее сильные воины, бравшие в плен вражеского вождя, за что полагалась награда в 100 золотых; другие считают, что эти воины из богатых семей, состояние которых оценивалось в 100 золотых (Сыма Цянь. Избранное. С. 344, комментарий Л.И. Думана).

170. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая от первобытно-общинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958. С. 120-121.

171. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; л., 1953. С. 356-357.

172. Maspero Н. Le Shine antique. P. 385.

173. Ibid. P. 384.

174. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 107.

175. Там же. С. 95.

176. Пример числового преувеличения. Тут надо понимать «с большим войском» (ср.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 45).

177. Там же. С. 94.

178. См.: Сыма Цянь. Избранное. С. 226-231.

179. После казни Мэнь Тяня хунны немедленно вернулись к Иньшаню, не встретив сопротивления (McGovem W. The early empires of Central Asia. L., 1939. P. 116).

180. В Китае в эту эпоху было шесть систем: школа инь-ян, конфуцианцы, монисты, номиналисты, легисты, даосисты, т.е. последователи Лао-дзы (см.: Сыма Цянь. Избранное. С. 35).

181. Описание свистящих стрел см.: Kohalmi K.U. Uber die pfeifenden Pfeile der innerasiatischen Reiternomaden // Acta Orientalia. Budapest, 1953. Т. III. S. 45-70.

182. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 46-48.

183. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1950. С. 560-561.

184. См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 50-51. – В биографии Хань Синя этот факт опущен (см.: Сыма Цянь. Избранное. М., 1956).

185. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 51.

186. Там же.

187. Сыма Цянь. Избранное. С. 280.

188. Императрица Люй Хоу была весьма энергична и властолюбива. Еще при жизни мужа она имела огромное влияние на политику. Преемник Гаоцзу (Лю Бана) Хуэй-ди был в руках императрицы и ее родственников – Люй Чана и Люй Лу. Оба они получили титулы ванов и в 184 г., убив наследника престола, хотели утвердить свою династию. Но программа династии Хань успела приобрести немало сторонников, никто в Китае не хотел возвращения порядков Цинь Ши-хуанди. В 180 г. умерла императрица, а в 179 г. ее преемник Вэнь-ди истребил ванов Люй, их семьи и их сторонников. Но и это не привело к прекращению борьбы. В 177 г. вспыхнуло восстание Син Гюя, а в 154 г. восстали князья У, Чу, Чжао и др. Но ханьская династия все-таки провела свою политическую линию покровительства крестьянам и ученым в ущерб аристократии. Система ограничения императорской власти ванами и привилегии ванов были отменены, и это дало плоды. При Вэнь-ди (179-156 гг.) и Цзин-ди (156-140 гг.) Китай разбогател и превратился в мировую державу.

189. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 53.

190. Там же. С. 54.

191. Иакинф. История Тибета и Хухунора. Т. I. СПб., 1833. С. 17.

192. Считаю необходимым отметить, что этот факт не был замечен Мак-Говерном, который считал, что Тибет был «равно свободен от китайского и хуннского контроля».

193. Shiratori К. Uber den Wu-sun Stamm in Centralasien.

194. См.: Richthofen F. China. Berlin, 1877. S. 49, 447.

195. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926. С. 99.

196. Успенский В. Страна Кукэ-нор или Цин-хай, из «Записки ИРГО по Отделению этнографии». Т. VI. СПб., 1880 (отдельный оттиск). С. 51.

197. Там же. С. 52.

198. Иакинф. История Тибета и Хухунора. Т. I. С. 5.

199. Гумилев Л.Н. Динлинская проблема // ИВГО. 1959. № 1.

200. Levi S. Notes sur les Indo-Scythes // Journal Asiatique. 1897. IX serie. Vol. IX. P. 13.

201. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 100.

202. Бичурин Н.Я. Собрание Сведений... Т. II. С. 155.

203. Там же.

204. Грумм-Гржимайло Т.Е. Западная Монголия... С. 100.

205. Там же. С. 100-101; Vernadcky G.V. Ancient Russia. New Haven, 1952. – Вернадский сопоставляет этноним усунь с этнонинами: асианы-асии-асы-ясы (осы)-аланы и считает усуней аланским племенем, покоренным юэч-жами.

206. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 101. – Он не доверяет последнему сведению, опираясь на допущенную автором путаницу: что отец гуньмо был убит юэчжами, а не хуннами. По моему мнению, эта ошибка не важна и не меняет сути дела: усуни были врагами юэчжей и подданными хуннов. Ко времени путешествия Чжан Цяня гуньмо был уже стар и имел десять сыновей и много внуков (Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 191). Так как он родился около 208 г. (Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 155), то в 139 г. ему было 70 лет, возрастные данные совпадают. Кроме того, к 139 г. усуни уже были привычными обитателями Семиречья, смешанными с саками и оставшимися на месте юэчжами, но сведение это дошло до Китая лишь через Чжан Цяня. Язык усуней неизвестен. Грумм-Гржимайло причисляет их к тюркам, а Мак-Говерн – к иранцам, причем оба отмечают отсутствие доказательств.

207. Ленин В.И. О государстве // Сочинения, 4-е изд. Т. 29. С. 437.

208. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., 1948. С. 264.

209. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., 1940. С. 7.

210. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М„ 1953. С. 165.

211. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. С. 24.

212. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1938. С. 185-186.

213. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 46.

214. Цифра 10 тыс. условная.

215. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 71.

216. Там же. С. 84.

217. Там же. С 49

218. См.: Цюй Юань. Стихи. М., 1954. С. 29-40.

219. Оттенки значения термина «ван» менялись. Вначале – это суверенный правитель, иногда очень мелкого владения. При Хань этот титул получали зависимые от императора князья.

220. S.S.M. De Groot. Chinesische Urkunden zur Geschichte Asiens. Teil I. «Die Hunnen der vorchristlichen Zeit». Berlin; Leipzig, 1921. S. 57; Pritsak 0. Stammensnamen und Titulaturen der Altaischen Volker // Ural-Altaischen Jahrbucher. Bd XXIV. Heft 1-2. Wiesbaden, 1952. S. 53.

221. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 49, прим.

222. Там же. С. 58.

223. Там же. С. 49.

224. Там же. С. 230.

225. Там же. С. 262; см. также: Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. С. 26. – «Основное условие собственности, покоящейся на племенном строе... – быть членом племени, – делает завоеванное, покоренное, чужое племя лишенным собственности».

226. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 99.

227. Там же. С. 47.

228. См.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. С. 324; Deguignes J Histoire des Huns... Vol. I. Part 2. P. 25; Цзи Юн. Оборонительные войны против хуннов в эпоху Хань // Реферативный сборник. 1956. № 15. С. 96.

229. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 144.

230. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 170.

231. Там же. С. 172.

232. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 55-56.

233. Энгельс Ф. Происхождение семьи... С. 148.

234. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 40.

235. Там же. С. 50.

236. Энгельс Ф. Происхождение семьи... С. 59.

237. Там же. С. 58.

238. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л., 19:

239. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 49

240. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.; Л., 1950. С. 266.

241. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926. С. 100; Levi S. Notes sur les Indo-Scythes // Journal Asiatique. 1897. IX serie. Vol. IX. P. 13.

242. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 184.

243. В 160 г. до н.э. Согдиана отпала от Греко-Бактрии, надо думать, при помощи юэчжей. Сама Бактрия пала в 129 г. до н.э. (см.: Saint-Martin V. Fragment d'une histoire des Arsacides. Vol. II. P. 68). Следовательно, борьба за Бактрию продолжалась 30 лет.

244. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 191.

245. Там же. С. 155.

246. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 58.

247. Там же.

248. Около 170 г. до н.э. хуннская армия исчислялась в 60 тыс. всадников и, вероятно, состояла не только из хуннов, но и из представителей других народов См.: Haloun G. Zur Uetsi-Frage // Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. 1937. S. 306, njte I; ср. также: Byzantion. Vol. XVII, 1945. S. 224-225. Так как в армию шло взрослое мужское население, составлявшее нормально 20% от общего количества, то можно ориентировочно определить численность хуннского народа в 300 тыс. или менее, но не более.

249. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 57-58.

250. Цифры на совести Сыма Цяня.

251. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 59.

252. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. III. С. 13.

253. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 60.

254. Для определения общины ухуаней взят термин «бу аймак» – территориальная группа, а не «син» – род (Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 142).

255. Там же.

256. Там же. С. 167.

257. Там же. С. 143.

258. McGovern W. The early empires of Central Asia. L., 1939. P. 120.

259. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. С. 184-303; Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. М.; Л., 1948. С. 124.

260. Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. С. 124.

261. Там же. С. 134.

262. Там же.

263. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. С. 317; см. также: Ростовцев М. Срединная Азия, Россия, Китай и звериный стиль. Прага, 1929; Salmony A. Sino-Siberian art. P., 1933; Inner Mongolia and region of the Great Wall // Archaeologia Orientalis. D-series. Vol. I. Tokio-Kioto, 1935; Ianse O. L'empire des steppes. Pevue des arts asiatiques. Vol. IX, 1935.

264. Сосновский Г.П. Ранние кочевники Забайкалья // КСИИМК. Вып. VIII; Плиточные могилы Забайкалья // Труды отдела истории первобытной культуры Гос. Эрмитажа. Т. 1, 1941.

265. См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 172.

266. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. С. 318; Боровка Г.И. Археологическое обследование среднего течения реки Толы // Северная Монголия. Т. II. Л., 1927.

267. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. С. 323.

268. Там же. С. 324.

269. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 99.

270. Там же С. 98

271. Hall D.G.E. A history of South-East Asia. L, 1955. P. 25-26.

272. Имеется лишь краткое упоминание в «Цянь Ханьшу», что хунны, утеряв хребты Яньчжышань и Циляньшань, отразили это печальное событие в стихах (См.: Фэн Цзя-шэн. Руническая надпись из восточной Монголии // Советская этнография. 1959. N 1. С. 5).

273. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 49-50.

274. Там же. С. 76.

275. Окладников А.П. Древнее население Сибири и его культура (рукопись). Гл. VII.

276. Керемет (Киреметь), Луд, Шайтан – в удмуртской мифологии творец зла, противостоящей своему добродетельному брату Инмару. Моления К. совершались при эпидемиях и т.п. в священных рощах – кереметах (лудах), где специальный жрец туно приносил в жертву богу животных черной масти. Близкие представления о К. (и культ его) существовали в марийской мифологии, где К. – божество зла, брат и противник демиурга Куго-юмо. Согласно поздней марийской легенде, К. задержал разговором старейшину марийцев Бедоя, когда тот шел к богу, распределявшему религии среди народов земли; за это бог заставил марийцев поклоняться К.

277. McGovern W. The early empires... 139; Chavannes Ed. Memoires historiques de Sse-ma Ts'ien. Vol. LXVII, P., 1899; Franks H. Geschichte des chinesischen Reiches. Bd. I. Berlin, 1930. S. 343; Дэн Чжи-чэн. История Китая на протяжении двух тысяч лет. Шанхай, 1954 // Реферативный сборник. 1956. N 13. С. 152.

278. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 62.

279. Li Н. Die Geschichte des Wasserbaues in China // Beitrage zur Geschichte der Technik und Industrie. Bd. I Berlin, 1931-1932. S. 59-73.

280. Бог рек.

281. Название реки.

282. Из истории науки и техники Китая. М., 1955. С, 21.

283. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 64.

284. Там же. С. 107.

285. Это, несомненно, преувеличение, надо понимать «очень много».

286. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 66.

287. В связи с ростом крупного землевладения в Китае появилось множество обезземеленных крестьян. Ханьское правительство предоставляло им земли на границе с обязательным несением военной службы (см.: Хэ Цзи-юань. Краткий очерк истории Цинь Хань // Реферативный сборник. 1956. N 17. С. 162.

288. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 107.

289. Там же. С. 69.

290. Иакинф. История Тибета и Хухунора. Т. I. СПб., 1833. С. 18.

291. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 68.

292. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 15.

293. Войска пополнялись преступниками, которым смертная казнь заменялась военной службой (Gibert L. Dictionnare historique et geographique de Mand-chourie. Hongkong, 1934. P. 867).

294. Г.В. Вернадский производит название «Яньцай» от тохарского слова «ант» – равнина (Vernadsky G.W. Ancient Russia. New Haven, 1952. P. 82).

295. Луций Анней Флор. История. М., 1792. Т. II. С. 34; Т. IV. С. 12.

296. Томсон Дж. О. История древней географии. М., 1953. С. 427.

297. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 158.

298. Там же. С. 166.

299. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. III. Прим. к карте 1.

300. Там же (это общепринято, но неверно).

301. Там же.

302. См.: Томсон Дж. О. История древней географии. С. 259, рис. 15.

303. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 166.

304. Штейн В.М. Из истории сношений между Китаем и Индией // Советское востоковедение. 1957. N 6. С. 65-73.

305. Там же. С. 159.

306. Грумм-Гржимайло Г.Е. Описание путешествия в Западный Китай. Т. II. М.. 1948. С. 208.

307. Там же. С. 212.

308. Там же. С. 218.

309. Там же. С. 219.

310. Григорьев В.В. Восточный или Китайский Туркестан. СПб., 1873. С. 57-78 (Приложена карта Птолемея).

311. Там же. С. 61-63.

312. Там же. С. 70-72.

313. Там же. С. 40-41.

314. Groussel R. Histoire universelle. Т. I. P., 1956. P. 212-215 (Приведена библиография).

315. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 246.

316. Вишневский Б.Н. К антропологии древнего населения Восточного Туркестана // Казанский музейный вестник. 1921. N 1-2. С. 99.

317. См.: Конрад Н.И. Начало китайского гуманизма // Советское востоковедение. 1957. N 3. С. 74, 79.

318. Особенно преуспевали астрология, астрономия и медицина (был открыт способ борьбы с тифом).

319. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М.; Л., 1950. С. 72.

320. Fung Yu-lan. A short history of Chinese philosophy. New York, 1948. P. 213.

321. Штейн В.М. Политико-экономический трактат древнего Китая «Гуань-цзы» // ВДИ. 1957. N 1. С. 52.

322. Там же. С. 61.

323. В оценке действий У-ди современные китайские историки придерживаются разных точек зрения. Так, Цзи Юн считает все войны, ведшиеся против хуннов, оборонительными (Реферативный сборник. 1956. N 15), а Дэн Чжи-чэн полагает, что У-ди начал серию наступательных войн [История Китая на протяжении двух тысяч лет. Шанхай, 1954 (см.: Реферативный сборник. 1956. N 13. С. 146)].

324. Симоновская Л.В., Эренбург Г.Б., Юрьев М.Ф. Очерки истории Китая. М., 1956. С. 28.

325. Го Мо-жо. Эпохи рабовладельческого строя. М., 1956.

326. Там же. С. 91.

327. Там же. С. 86.

328. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.; Л., 1950. С. 149.

329. Там же. С. 158.

330. Там же. С. 159.

331. Там же. С. 156.

332. Там же. С. 159.

333. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 71.

334. Там же.

335. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 162.

336. Там же. С. 164.

337. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 72.

338. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 162.

339. Там же. С. 149.

340. Там же. С. 167.

341. Там же.

342. Там же. С. 171.

343. Там же. С. 213.

344. Это отмечал много лет спустя Ли Бо. В стихотворении «Луна над горной заставой» он описал сложившееся положение так:

345. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 214.

346. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 107.

347. McGovern W. The early empires of Central Asia. L., 1939. P. 154-155.

348. Грумм-Гржчмайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926. С. III.

349. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 73, 351.

350. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. С. 479.

351. Го Можо. Избранные сочинения. М., 1955.

352. Цит. по: Сыма Цянь. Избранное. М., 1956. С. 13.

353. Там же. С. 37.

354. Там же. С. 40.

355. Там же. С. 36.

356. McGovern W. The early empires... P. 161.

357. У Бичурина эти события изложены несколько иначе. Хулугу сразу отстраняет своего сына (Собрание сведений... Т. I. С. 74), а потом снова отстраняет его «по малолетству» (там же, с. 77), что является путаницей. Я даю ход событий по «Цзи-чжи тунцзян» (книга 8, цзюань 22); перевод этого неясного места выполнен В.А. Вельгусом, которому приношу благодарность.

358. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 352.

359. Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. С. 136-142; Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 351; Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 354.

360. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 157.

361. Там же. С. 149.

362. Там же. С. 75.

363. Там же. С. 76.

364. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926. С. 112.

365. Ли Бо – поэт эпохи Тан (701-762 гг.). На эту же тему имеется стихотворение Гао Ши «Яньский напев», но оно не дает ничего нового, повторяя официальную версию о первых удачах, тщеславии полководца и смертельной рукопашной схватке (см.: Антология китайской поэзии. 2. С, 121-123).

366. В тексте «Тяньшань»; это явная ошибка, ибо луна, восходящая над Тяньшанем, в Китае не видна.

367. Огонек. 1955. N 23. С. 9.

368. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 231.

369. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 105.

370. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 76.

371. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 76.

372. Там же. С. 77.

373. Там же.

374. Там же. С. 82.

375. Там же. С. 76, 78.

376. Там же. С. 95.

377. Там же. С. 78.

378. Там же.

379. Там же. С. 88.

380. Там же. С. 94.

381. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 214.

382. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 78.

383. Бои происходили в области Чжанйе, т.е. между Ганьчжоу и Ляньчжоу. Основной удар хуннам нанесли икюйские жуны, находившиеся в составе китайских войск.

384. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 193, 207.

385. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 81, 82.

386. Эти цифры нельзя принимать буквально, так как только китайцы тщательно подсчитывали свою добычу при сдаче ее в казну, а усуни нет.

387. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 207.

388. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 83, примечание.

389. Там же. С. 83.

390. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 208.

391. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 83.

392. Там же. С. 84.

393. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 84.

394. Там же. С. 85.

395. Там же. С. 88.

396. Брунгильда (Брунхильда) героиня немецкой «Песни о нибелунгах». Королева сказочной Исландии, ставшая супругой Гунтера, короля Бургундов, виновница смерти Зигфрида. После смерти Зигфрида Брунгильда исчезает из повествования.

397. Там же. С. 87.

398. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926. С. 118.

399. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 88.

400. Там же.

401. Там же. С. 91.

402. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 171.

403. Там же. С. 196.

404. Там же. С. 150.

405. Там же. С. 229 («Владение Яньцай переименовалось в Аланья»).

406. См.: По следам древних культур от Волги до Тихого океана. М., 1954. С. 191.

407. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 186.

408. См.: Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.; Л., 1948. Карта.

409. Там же. С. 124.

410. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 185.

411. Там же. С. 189.

412. Там же. С. 186.

413. Там же. С. 229.

414. На северных склонах Тяньшаня, между Урумчи и Гученом; на север простиралось до реки Урунгу.

415. McCovern W. The early empires of Central Asia. L, 1939. P. 191.

416. См.: Бичурин Н.Я. Тун-цзянь Гань-му за 36 г. // Рукопись. Архив Института востоковедения АН СССР. Ф. 7. Ед. хран. 1 – 15.

417. Дебс Г.Г. Военное соприкосновение между римлянами и китайцами // ВДИ. 1946. N 2. С. 45-50.

418. См.: McCovern W. The early empires... P. 191.

419. Ibid. P. 194.

420. См. рукопись Н.Я.Бичурина // Архив Института востоковедения АН СССР. Ф. 7. Ед. хран. 1-15.

421. Duyvendak S.S.L. An illustrated batte – account in the history of the former Han dinasty // «T'oung Pao». Vol. XXXIV. 1939. P. 260-261.-Дайвендэйк считает Кангюй Согдианой и везде смешивает сведения о них, но вышеприведенное исследование о границах Канпоя исключает подобное понимание. В остальном я следую цитируемому им тексту.

422. Вестник древней истории. 1946. N 2. С. 50.

423. Васильев Л.С. Культурные и торговые связи Ханьского Китая с народами Центральной и Средней Азии // Вестник истории мировой культуры. 1958. N 5. С. 45-46.

424. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 87.

425. Там же. С. 350.

426. Там же. С. 351.

427. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. С. 446 и сл.

428. Там же. С. 450.

429. Там же. С. 458.

430. Там же. Табл. I и XIII.

431. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 68.

432. Евтюхова Л.А. и Левашова В.П. Раскопки китайского дома близ Абакана // КСИИМК. Т. XII; Евтюхова Л.А. Развалины дворца в «земле Хягас» // КСИИМК. Т. XXI; Киселев.С.В. Древняя история Южной Сибири. С. 479-484.

433. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 351.

434. См.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири; Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 352.

435. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. С. 475.

436. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 354.

437. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. С. 476.

438. 157 гг.] сряду при пяти коленах царствовала тишина в народе; империя процвела богатствами, войска сделались многочисленны и сильны: почему, увидя носорога и черепаху, открыли Чжу-яй и пр., всего семь областей; польстившись на апельсинный экстракт и бамбуковые посохи, открыли Цзан-гэ и Юесуй; услышав о винограде и лошадях небесной породы, проникли в Давань и Аньси. После сего палаты цариц наполнились блестящим жемчугом, узорчатыми черепашинами, прозрачными изделиями из рогов носорога, перьями южных синеворонок; в дворцовых воротах появились иностранные лошади лучших пород, огромные слоны, львы, борзые псы; большие птицы толпами воспитывались во внешнем зверинце. Иностранные редкости со всех сторон стекались. Почему расширили Шан-лин-юань, ископали озеро Кхунь-мин, соорудили дворец Цянь-мынь ван-ху гун, воздвигли священный терем Шень-мин-тхай, построили царские ставки Цзя И и пр., украшенные бахромами из жемчуга и дорогих камней. Сын Неба под великолепным щитом, в пышном одеянии, облокотясь на нефритовый столик, открывал винные водоемы и мясные леса (залы с искусственными деревьями, на которых развешивалось жареное мясо – Л.Г.) для угощения иностранных гостей. Музыка, различные фокус-покусы и пляски зверей увеселяли зрение. На подарки и препровождение [иностранных гостей], на издержки далеких путешествий... на содержание войск в походах требовались несметные суммы. Когда же недостало денег, то наложили оброк на продажу вина, взяли в казну продажу соли и железа, отлили серебряную монету, ввели в употребление кожаные кредитные билеты; даже наложили пошлину на телеги, водоходные суда и весь домашний скот. Силы народа истощились и государственные доходы оскудели. К сему присоединились неурожайные годы, и повсюду возникли разбои; дороги сделались непроходимыми..." [1]

439. Настоящая работа посвящена в основном хуннам, поэтому данные, касающиеся Китая, даются суммарно и лишь настолько, насколько нужно для истории хуннов.

440. Хэ Цзи-аюнь. Краткий очерк истории Цин Хань. Шанхай, 1955 // Реферативный сборник. 1956. N 17. С. 161.

441. Цит. по кн.: Хрестоматия по истории древнего мира. Т. I. М., 1950. С. 318.

442. Там же.

443. Колодезное поле – система общинного землевладения, в которой за единицу принимались участки земли вокруг одного участка, обрабатываемого в пользу государства.

444. «История первой династии Хань» Бань Бяо, Бань Гу и Бань Чжао //Двадцать пять лет династических историй. Т. I. Шанхай, 1935. Пер. Л.Д. Позднеевской; см.: Хрестоматия по истории древнего мира. С. 320.

445. Хрестоматия по истории древнего мира. С. 325.

446. McCovern W. The early empires of Central Asia. L., 1939. P. 154-155.

447. Чиновник, особо уполномоченный по делам данного племени. Его задачей было соблюдение интересов Китая.

448. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 103.

449. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 197.

450. Там же. С. 258.

451. Там же. С. 204.

452. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 101; Т. II. С. 210.

453. Там же. С. 92.

454. Там же. С. 102.

455. Хрестоматия по истории древнего мира. С. 326.

456. Там же. С. 326-327.

457. Там же. С. С.319.

458. Там же. С. 326-327.

459. Там же.

460. Там же.

461. Там же. С. 329.

462. Там же. С. 328.

463. Там же. С. 329.

464. «Проекты Ван Мана, внушенные конфуцианским утопизмом, не могли привести ни к отмене частной собственности на землю, ни к уничтожению рабства» (см.: Симоновская Л.В. Очерки истории Китая. М., 1956. С. 32).

465. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 103.

466. Там же. С. 105; Т. II. С. 211.

467. Там же. С. 106.

468. Там же. С. 107.

469. Там же. С. 109.

470. См.: Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л., 1951. С. 37-38.

471. Там же. С. 46-47.

472. Раскопки в Ноин-ула и добытые там вещи описаны. См.: Теплоухов С.А. Раскопки курганов в горах Ноин-ула. Л., 1925; Козлов П.К. Современная Монголия – Ноин-улинские памятники. Л., 1925; Trever C.V. Excavations in northern Mongolia. L., 1932; Бернштам А.Н. Гуннский могильник Ноин-ула // Известия отделения общественных наук. 1937. N4 и путеводители по Государственному Эрмитажу.

473. Васильев Л. С. Культурные и торговые связи Ханьского Китая с народами Центральной и Средней Азии // ВИМК. 1958. N 5. С. 37-38.

474. Свыше 200 селищ и городищ. См.: Киселев С.В. Древние города Монголии // Советская Археология. 1957. N 2 C. 91-101; Пэрлээ X. К истории древних городов и поселений в Монголии // Советская Археология. 1957. N 3. С. 43-53].

475. См.: Васильев Л.С. Культурные и торговые связи... С. 42.

476. Воеводский М.В., Грязнов М.П. Усуньские могильники на территории Киргизской СССР (к истории усуней) // ВДИ. 1938. N 3.

477. Васильев Л.С. Культурные и торговые связи... С. 39.

478. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.,1953. С. 10.

479. Воеводский М.В., Грязнов М.П. Усуньские могильники... С. 168.

480. Herman A. Die Seidenstrassen vom alten China nach dem Romischen Reich // Mitteilungen der Geographische Gesellschaft in Wien. Bd. 58, 1915. S. 482.

481. Васильев Л.С. Культурные и торговые связи... С. 48.

482. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 78.

483. Давыдов А.В. Иволгинское городище (к вопросу о гуннских поселениях в Забайкалье) // Советская Археология. 1956. N 25. С. 268-273 и 295-300.

484. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т I. С. 93.

485. Там же. С. 97.

486. Там же. С. 145.

487. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 212.

488. Там же. С. 229.

489. Хрестоматия по истории древнего мира. Т. I. С. 328.

490. Там же. С. 329.

491. Там же. С. 330.

492. Там же. С. 335.

493. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 113.

494. Хрестоматия по истории древнего мира. Т, I. С. 335.

495. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 116-117.

496. Там же. С. 146.

497. Южные шаньюи установили свою иерархию параллельно иерархии северных. С этого времени все чины дублируются.

498. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 118.

499. Иакинф. История Тибета и Хухунора. Т. I. СПб., 1833. С. 22.

500. Там же. С. 28.

501. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 216.

502. Там же. С. 230.

503. Там же. С. 216.

504. Там же. С. 230 (ныне Юльэрек).

505. Там же. С. 233.

506. Там же. С. 216.

507. Chavannes Е. Trois generaux chinois de la dinastie de Han Orientaux" // Pan Tch'ao T'oung Pao. Serie II. Vol. VII. 1906. P. 218-232; Васильев Л.С. Бань Чао в Западном крае // Вестник древней истории. 1955. N 1. С. 108-125.

508. В «Истории Младшей династии Хань» сообщаются подробности подчинения Хотана. Гуаньду будто бы колебался между Хунну и Китаем. В сговоре с хуннским послом был верховный жрец Хотана. По наущению посла он потребовал вороного коня Бань Чао для принесения в жертву, рассчитывая, что тот откажет и это будет поводом для конфликта. Бань Чао согласился отдать коня, но в руки самому жрецу. Когда же жрец прибыл к нему в лагерь, его немедленно обезглавили, а светского парламентера связали и выпороли. Якобы после этого напуганный хотанский царек перебил хуннское посольство и передался Китаю (Васильев Л.С. Бан Чао в Западном крае. С. 112). Это сведение нельзя принять без критики. Вряд ли хотанцы были столь пугливы, чтобы простить казнь жреца и оскорбление вельможи. Тут что-то не то. Поражает необычайная осведомленность Бань Чао, которая была возможна лишь при содействии каких-то групп населения, так как для организации обширной разведывательной сети у него не было ни времени, ни средств. Сопоставив оба эти обстоятельства, мы можем заключить, что китайский полководец использовал внутреннюю вражду в оазисах и не опирался на слои населения, недовольные хуннским протекторатом, а скорее возглавил их. Не исключена возможность, что хотанский царек отправил жреца на гибель, заранее условившись с китайцами, ибо уж слишком легко он переменил ориентацию после убийства своего влиятельного соотечественника. Такая же ситуация возникает всюду, куда бы ни пришел Бань Чао, и, надо думать, не случайно. Естественно, что в «Хоу Ханьшу» эти обстоятельства не акцентированы, так как Бань Чао не стремился приуменьшить свои заслуги в донесениях, которые обрабатывали его брат и сестра. Логика событий заставляет нас искать объяснения не только в героизме полководца, безусловно, имевшем место, но и в социально-политической обстановке в оазисах Западного края.

509. Chavannes Е. Trois generaux chinois... P. 218-230.

510. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 216.

511. Там же. С. 217.

512. Васильев Л.С. Бань Чао в Западном крае. С. 118.

513. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 119-120.

514. См. генеалогическую таблицу южнохуннских шаньюев.

515. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 121.

516. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л., 1950. С. 126.

517. Там же. С. 127.

518. Там же.

519. Шаванн (Сборник Трудов Орхонской экспедиции. Т. VI. СПб, 1903. С. 35) и Хирт (Nachworte zur Inschrift des Tonjukuk. Strassburg, 1900. S. 113) сопоставили название гор Яньчжань с названием столицы Яньчжаньского наместничества в северной части Шаньси. На ошибочность этого предположения указал Грумм-Гржимайло (Западная Монголия... С. 112-113), доказавший, что топоним Яньчжань ничего общего не имеет с городком в Шаньси – Яньжаньсяно. Однако ошибка Шаванна и Хирта была механически воспринята Франке (Geschichte des chinesischen Reiches. Bd. I. 1930. S. 398). Исправление переходящей ошибки необходимо, так как она искажает весь ход событий.

520. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 129.

521. Там же. С. 151.

522. Там же. С. 128.

523. Там же. С. 125-127.

524. Обручев В.А. Избранные работы по географии Азии. Т. I. М., 1951. С. 386.

525. Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. II. С. 259.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.135 сек.)