|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Одержимый в синагоге в субботу
(Мк. 1:21-28)
Рассказ о служении Иисуса в Евангелии от Марка начинается с краткой и компактной версии провозглашения: «Время исполнилось, Царствие Божие приблизилось, покайтесь и веруйте в благую весть». Этой проповеди предшествуют крещение и искушение Иисуса, далее следует рассказ о призвании учеников (Мк. 1:21-22), а также схематический доклад о власти, которая характеризует учение Иисуса (Мк. 1:21-22). Проповедь Иисуса о Царствии Божием тесно переплетается с Его учением. Однако удивительно то, что Марк не сразу сообщает нам детали учения Иисуса, эти детали появляются лишь в главе 4. Без объяснения Марк переходит от призвания учеников к истории об экзорцизме. Такая краткость может объясняться разными евангельскими традициями. Однако нам следует отметить то, что смысл Слова Иисуса, Его учения заключается в действии[8], как это сказано в стихе 27. Почему же Марк представляет экзорцизм в качестве первого деяния Иисуса? Что из себя представляет «бес» или «нечистые духи»? В синоптических Евангелиях слово δαιμονιον или πνευμα άκαθαρτων встречается почти девяносто раз. Это слово по-разному объясняли. Большинство исследователей Библии объясняли истории экзорцизма с точки зрения психологии или духовности, или же описывали их как случаи «шизофрении»[9] или эпилепсии.[10] Однако на мой взгляд ключ к толкованию историй об экзорцизме лежит в социо-политическом слое: иудейской апокалиптике, возникшей из отдельной исторической ситуации беспомощности. В иудейском понимании царствия Божьего и его пришествия нет места бегству от реальности, которую оно должно было заменить, а именно царства зла (Дан. 7:27, Завет Лев. 18:12). Апокалиптическая литература показывает использование метафорических характеристик исторических врагов как демонов или злых духов. Иудеи понимали, что их политические проблемы не могли быть решены, пока не были приведены под контроль демонические силы. Когда они переживали политическое подавление, экономическую эксплуатацию, извращение религиозной жизни, апокалиптики искали восстановления общины нового завета, которая выполняла бы волю Бога (Ис. 7:3, 10:20-23, Иер. 31:31-34, Дамаскский Документ 3:12б-21). В главах 6-16 Книги Еноха злые духи изображаются как «исполины», дети падших сыновей Бога и деморализованных дочерей человеческих: «Исполины, произведенные духами и плотью, будут названы злыми духами на земле, и на земле будет жилище их…А духи исполинов подавляют, разрушают, нападают, воюют, причиняют беды на земле, они не едят, но, тем не менее, жаждут и голодают, и несут зло» (15:8-11). Кто такие исполины, которые не едят, но голодают? Если мы признаем, что писания Еноха, главы 6-36, были написаны на арамейском в домаккавейский период, исполины Еноха представляют собой подавляющую, эксплуатирующую власть того времени (Енох 7:1-6). Мы можем связать это объяснение с историей первого экзорцизма Иисуса. Тогда можно сказать, что человек, одержимый нечистым духом – человек, одержимый «исполинами, которые не едят, но голодают». Следует отметить тот факт, что Марк указывает на фразу: «человек, одержимый нечистым духом в синагоге в субботу» - тот, кто с обрядовой точки зрения был нечистым, непригодным для служения Богу. Он/она не могли более участвовать в обыкновенной жизни. Необычно то, что в субботу в синагоге был именно такой человек. Таким образом, Марк сознательно связывает одержимость нечистым духом с синагогой в субботу. Как объясняет Уэйтъен, сложно избежать вывода о том, что синагога является социо-религиозным учреждением, являющимся одним из тех исполинов, реальности нужды, рабства, нарушения личной независимости, живой смерти.[11] Экзорцизм – акт конфронтации в войне мифов, в которой Иисус подтверждает свой авторитет. Только это толкование может объяснить, почему книжники отреагировали именно на изгнание бесов в 3:22.[12] Мы не должны относиться к этой истории с точки зрения психологии. Было бы более валидно толковать эту историю с точки зрения человеческого освобождения от «трансчеловеческой силы»[13] учреждений. Эта тема является лейтмотивом всего Евангелия от Марка. Восстановление расслабленного происходит в синагоге в субботу, результатом был совет фарисеев и иродиан, которые несли ответственность за реальную структуру иудейского общества того времени (Мк. 3:1-6); вступление в Иерусалим, проклятие смоковницы, у которой были одни листья и не было плодов. Это должно было послужить символом отрицания Иисусом Храма, который окормлял лишь верхушку общества и не приносил никаких плодов для масс.[14] Иисус отвергает религиозные учреждения не просто потому что Он радикальный иудейский раввин, но потому что учреждения (или законы) были приспособлены правящей верхушкой для дальнейшей эксплуатации низших классов. Иисус провозглашает конец подавления и эксплуатации, которую отражала пирамидальная структура иудейского общества того времени. Смешение единственного и множественного числа у Марка в стихах 23 и 24 примечательно; это не просто результат плохой редакторской работы или сочетание разных евангельских традиций. Скорее здесь мы усматриваем намерение Марка подчеркнуть тот факт, что зло носит не только индивидуальный, но и корпоративный характер. Марк подчеркивает – этим смешением единственного и множественного чисел – что человек, одержимый нечистым духом, представляет собой человечество, лишенное человечности и обездоленное засчет самых разных форм подавления.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |