АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Одержимый в Герасе (Мк. 5:1-20)

Читайте также:
  1. Одержимый в синагоге в субботу

Эта история представляет собой еще один пример восстановления человека, абсолютно лишенного человеческого образа, разрушенного злыми духами в его/ее оккупированном римлянами обществе. Гераса (ср. Мф. 8:28) находилась 30 миль на юго-восток от Галилейского моря, возможно, это местоположение не подходит к описанию в тексте. Смешно представить себе 2000 свиней, бегущих 30 миль к морю. Возможно, Марк имел в виду «Гадару», расположенную в нескольких милях от озера. Почему же он тогда использует название «Гераса»? Было ли это потому что Марк перепутал названия[15] или же плохо знал географию Палестины[16]? Нет. Упоминание Марком Герасы можно толковать ее тесным отношением к «Десятиградию» в стихе 20.

Гераса была главным городом Десятиградия, то есть языческой территории. Как отмечает Кельбер,[17] Марк подразумевает языческую природу чуда, перенеся его в Десятиградие. В контексте всего служения Иисуса Его первый экзорцизм напоминает о Его первом общественном деянии в Галилее (Мк. 1:21-28). Свою битву против сил зла от имени Царства Божьего Он начал в Галилее, сейчас Он начинает воплощать это в языческом мире.

Длинное описание личности, лишенной человеческого образа, мы находим в стихах 3-5: «он/она имел/а жилище в гробах, и никто не мог его/ее связать даже цепями, потому что многократно был он/а скован/а оковами и цепями, но разрывал/а цепи и разбивал/а оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал/а он/а и бился/ась о камни». Из этого описания мы узнаем о трансчеловеческой силе и невероятной деструктивной силе злого духа.

Происхождение этой огромной силы зла напрямую связано с ее самосознанием: «Легион имя мне, потому что нас много». Человек, одержимый бесами, отождествляет себя не с какой-то личностью, но с римским военным подразделением. В свете Еноха 15:8-11 мы видим человека, пережившего трагические последствия милитаризма и экономической эксплуатации под римским колониальным правлением.

Как и в первой истории экзорцизма в Капернауме здесь Марк смешивает единственное и множественное число (ст. 2, 9, 12, 13). Подход к этому смешению с точки зрения критики жанра или редакторской критики немного раскрывает. Следует толковать это как литературное намерение Марка: акцент на индивидуальное, как определение сообщества. Личность, лишенная человеческого образа, представляет все сообщество, к которому принадлежит человек, эксплуатируемый и подавляемый слыми силами поработителей.

Злые силы разрушаются человеком силой, которую Бог предоставил в его распоряжение. Иисус освобождает одержимого не силой оружия, не пацифистским ожиданием Бога, но действуя от имени Царства Бога.

У моралистов возникают сложности с толкованием истребления 2000 свиней[18]. Однако Марк показывает, что экономические последствия, такие как потеря стада свиней, является неизбежным следствием исцеления и освобождения. Иисус гуманизирует отдельных людей и трансформирует общество.

 

Теологическое заключение: зло как структура

Мы обсудили главную тему историй экзорцизма у Марка: гуманизацию, направленную против злых сил исполинов – религиозных учреждений, с одной стороны, политической, экономической эксплуатации, с другой. Как отмечает Сайдер[19], христиане часто ограничивали этические нормы «личным», «индивидуальным» грехом. В нашей теологии преобладало «деполитизированное понимание греха, а сообщества, в которых мы живем – нация, расы, классы, общины, группы – не вписывались в эту картину»[20]. Такое узкое видение проблемы пренебрегает библейским учением о структурной несправедливости и зле учреждений.

Две истории экзорцизма у Марка расширяют наши горизонты, показывая исцеления Иисуса и Его деяния в корпоративном смысле. Основной проблемой времени Иисуса был не только личный вопрос. Это была структурная проблема. Ожидание Христа и Его Царства было не только выражением индивидуальных надежд, но и надеждой всего угнетенного и эксплуатируемого общества. Проповедь Иисуса о покаянии ради Царства Бога означала не только техническую или психологическую перемену в личностях, но также «фундаментальную структурную перемену»[21]. А когда Иисус атаковал фарисеев и книжников, его не интересовали конкретные личности. Его целью были учреждения, которые порабощали личностей, сознательно или бессознательно подавляли и эксплуатировали массы, состоящие из низших слоев. Не следует забывать тот факт, что и в высших слоях были хорошие люди, как, например, Иосиф из Аримафеи и Никодим (Мк. 15.43, Ин. 3.1; 19.29).

Этими двумя историями об экзорцизме Марк хочет подчеркнуть, что зло носит корпоративный характер (или структурный), его характерными чертами являются сила и разрушение. Тот факт, что Иисус начинает Свое служение с экзорцизма ради Царствия Бога, показывает, что трансчеловеческие структурные власти «давят на людей, как если бы они были богами, как если бы они правили человеческими жизнями»[22].

Таким образом, победа Иисуса над злыми силами прямо ведет к установлению новой общины, т.е. новых структур, где будет править Бог. Когда Он освобождает людей от одержимости, болезней и бедности ради Царствия Божьего, Он основывает новую общину (Мк. 3.33-35). Эта новая община не имеет иерархического или элитарного характера, таким образом, она никого не подавляет и не эксплуатирует. Она основана на равенстве, ориентирована на справедливость, равную власть и привилегии для всех.

В конце сентября 2000 года преподобный Джеймс Ле Бар, экзорцист епархии Нью-Йорка, прокомментировал, что в недавние годы наблюдается всплеск случаев экзорцизма. В одном только Нью-Йорке это число возросло от полного отсутствия экзорцизмов в 1990 до 300 за последние десять лет. Бар пояснил, что самоуважение людей упало, интерес к духовному миру, другим людям и жизни в целом тоже, демоны, таким образом, вселяются в людей и делают их беспомощными. Эта современная проблема одержимости бесами также указывает на то, что она напрямую связана с огромной силой современных социо-политических институтов, лишающих людей человеческого образа, и их нездоровым дыханием живой смерти.

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Эта статья была написана автором в 1978 году во время обучения в докторантуре в Теологической Семинарии Сан-Франциско, в Калифорнии, США. Данные, представленные в этой статье, особенно касающиеся информации о мультинациональных корпорациях, отражают время написания статьи.


[1] Иногда сам одержимый читал заклинание, например, ассирийское заклинание: «Уйди! Уйди! Отстань! Отстань! Твое зло как дым поднимается к небу! Ради жизни бога-солнца, Всемогущего, изыди!»

[2] Ант. VIII.ii.5 [45].

[3] Rhode, J., Rediscovering the Teaching of the Evangelist. (SCM Press, 1968), pp. 21-22.

[4] Wink, W., The Bible in Human Transformation: Toward A New Paradigm for Biblical Study. (Fortress Press, 1973), p.1

[5] Waetjen, H.C., The Origin and Destiny of Humanness. (Omega Books: Crystal Press, 1976) p.20

[6] Hirsch, E.D. Jr., Validity in Interpretation. (New Haven and London: Yale University Press, 1976), p.151.

[7] Gager, J.G., Kingdom and Community: The Social World of Early Christianity. (Prentice-Hall, 1975), p. 10.

[8] Schweizer, E., The Good News According to Mark. (John Knox Press, 1976), p.51.

[9] Ibid., p.52.

[10] Myers, C., Binding The Strong Man. A Political Reading of Mark’s Story of Jesus. (Maryknoll: Orbis Books, 1991). P. 142, который критически относится к такому объяснению.

[11] Waetjen, H.C., A Reordering of Power. A Socio-political Reading of Mark’s Gospel. (Minneapolis: Fortress Press, 1989), p. 82.

[12] Myers, Binding the Strong Man. P. 143.

[13] McGill, A.C., “Structure of Inhumanity”, in Olson, A.M. (ed.), Disguise of the Demonic, (Association Press, 1975), p.116.

[14] Детальный анализ этой истории: Kang, J., “Not “Cleansing” but “Closing Down” A Narrative-critical and Political Interpretation of the so-called “Cleansing of the Temple” in Mark 11:11-25”From Biblical Interpretation to Human Transformation. Reopening the Past to Actualize New Possibilities for the Future. A Festschrift Honoring Herman C. Waetjen. (Salem: Chora-Strangers, 2006), pp. 117-127.

[15] Gould, E.P., The Gospel According to St.Mark, ICC, (Scribners, 1948), p.87.

[16] Nineham, D.E., Saint Mark, The Pelican N.T. Commentaries, (Penguin Books, 1963), p. 153.

[17] Kelber, W., The Kingdom in Mark, (Fortress Press, 1974), p. 17.

[18] Schmithals, Wunder und Glaube: eine Auslegung von Mk. 4.35-6.6b, Biblische Studien, Heft 59, (Neukirchen Verlag, 1970), 47; Wilson, R. Mcl., Mark, Peak’s Commentary on the Bible, ed. By M.Black, (Thomas Nelson & Sons Ltd., 1962), pp. 804-805.

[19] Sider, R.J., Rich Christians in an Age of Hunger: A Biblical Study, (Intervarsity Press, 1978), p. 133.

[20] Soelle, D., Political Theology, (Fortress Press, 1974), p. 85.

[21] Galtung, J., “The New International Economic Order: Implementing Self-Reliance”, Soedepax No. 21, (Oct/Dec. 1978).

[22] McGill, p. 129.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)