АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 2. Философия Франца Розенцвейга

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

И. Дворкин (Иерусалим)

Великие евреи 20-го века: наука, философия, религия.

Лекция 2. Философия Франца Розенцвейга.

Франц Розенцвейг (нем. Franz Rosenzweig; 25 декабря 1886, Кассель — 10 декабря 1929, Франкфурт-на-Майне) — немецко-еврейский философ.

Разработанная им в дискуссиях с христианскими мыслителями религиозная философия, является замечательным примером успешного межконфессионального диалога. В соавторстве с Мартином Бубером осуществил перевод Танаха на немецкий язык. В 1919 году основал во Франкфурт-на-Майне «Свободную еврейскую семинарию». Оказал большое влияние на интеллигентные круги немецкого еврейства.

Франц Розенцвейг вошёл в историю философии XX века как мыслитель, создавший систематизированное учение о диалогическом «новом мышлении», которое кардинально отличается от «старого», классического, тем, что оно не является мышлением, обращенным к абстрактному неподвижному и вечному «всеобщему», а речевым мышлением во времени.

В 1921 году вышла наиболее значительная книга Ф.Розенцвейга "Звезда Избавления".

В 1922 году, в 36 лет заболел тяжелой формой паралича, приведшим к почти полной неподвижности и потере речи, но продолжал творить, сохранив до последних дней жизни всю силу своего интеллекта.

В последние годы жизни значительную часть своих работ диктовал с помощью знаков, главным образом, своему другу Мартину Буберу. Свою философскую работу «Новое мышление» (1925) он диктовал своей жене одними лишь глазами, уже после полного паралича.

10 декабря 1929 года, в возрасте почти 43 лет, Франц Розенцвейг, разбитый параличом, безвременно скончался в Франкфурте-на-Майне.


 

ФРАНЦ РОЗЕНЦВЕЙГ. ЗВЕЗДА ИЗБАВЛЕНИЯ

Часть первая. Элементы, Или ВЕЧНО ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ПРЕДМИР

ВВЕДЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗНАТЬ ВСЕ

О СМЕРТИ Со смерти, со страха смерти начинается любое познание Всего. Сбросить страх земного, лишить смерть ее ядовитого жала, Аид – его чумного дыхания – на это отваживается философия…

Философия Всего Отрицая темную предпосылку всей жизни, не позволяя смерти считаться Нечто, но превращая ее в Ничто, философия создает для себя самой кажущуюся свободу от предпосылок. Ибо теперь все познание Вселенной имеет своей предпосылкой – ничто…

Математика и знак … Идея о том, что пустое бытие, бытие до мышления, схваченное в тот краткий, едва уловимый миг, когда оно еще не стало бытием для мышления, равняется Ничто, относится также к положениям, которые сопровождали философию в течение всей ее истории, от ее начал в Ионии до завершения у Гегеля. Это Ничто оставалось настолько же бесплодным, как и чистое бытие. Философия начинала своё развитие, когда мышление сочеталось с бытием. Именно за такой философией и именно с этого места мы отказываемся следовать. Мы ищем вечно продолжающееся, которое не ждет, чтобы мышление позволило ему осуществиться. Поэтому нам нельзя было отрицать смерть. Поэтому мы должны принять Ничто, где и каким бы образом оно нам не встретилось, и превратить его в вечно продолжающийся отправной пункт для вечно продолжающегося…

Исток … Только Герман Коген, который, несмотря на то, как он сам определял себя и как это видится из его работ, совершенно не являлся продолжателем этого действительно устаревшего движения, открыл, что математика – это органон мышления именно потому, что она выводит свои элементы не из пустого Ничто, единого и общего нуля, а из специфического, дифференциального Ничто, настраивающегося на каждый искомый элемент. Дифференциал сочетает в себе свойства Ничто и Нечто: это Ничто, которое указывает на соответствующее ему Нечто, и одновременно Нечто, еще дремлющее в утробе Ничто. С одной стороны, дифференциал – это величина, которая растворяется, пока не исчезает любая величина. Но он же и «бесконечно малая», воспринимающая все свойства конечной величины с единственным исключением, а именно, она не имеет величины. Дифференциал – основополагающее понятие действительности. Эту силу ему придает, во-первых, яростное отрицание, с которым он вырывается из утробы Ничто, а, во-вторых, но не менее сильно, - спокойное утверждение всего, что примыкает к Ничто, частью которого он все-таки еще является как бесконечно малая.

Книга первая. Бог и его бытие, или Метафизика

Негативная теология

Мы ничего не знаем о Боге. Но это – божественное ничего-не-знание. Поэтому в нём - начало нашего знания о Боге. Начало, а не завершение…

Книга Вторая. Мир и его смысл, или Металогика

Негативная космология

Что же мы знаем о мире? Кажется, он повсюду вокруг нас. Мы живем в нем, и он же находится внутри нас. Он проникает в нас, но он же исходит из нас с каждым выдохом, с каждым движением руки. Он для нас – само собой разумеющееся; мир очевиден для нас так же, как наша собственная самость – и как не всегда очевиден Бог. Мир для нас – самое что ни на есть разумеющееся, то, чему свойственно или предназначенно быть разумеемым – и только на основании самого себя, то есть быть само собой разумеющимся. Однако философия постоянно выносит вопрос о самоочевидности мира на повестку дня.

Отрицательная психология

О человеке – неужели мы и о нём ничего не знаем? Знание самости о самой себе, самосознание, имеет репутацию наиболее гарантированного из всего знания. И здравое человеческое разумение упирается еще сильней, чем научное сознание, если у него из‑под ног выбивают настоящую, [очевидную], буквально само собой разумеющуюся для него основу знания. Тем не менее, это произошло, хотя и поздно. Одним из удивительнейших достижений Канта остается то, что он сделал это очевиднейшее Я настоящей проблемой, самым спорным. Он учит, что познающее Я должно познаваться только в связи с познанием, то есть по его плодам, а не само по себе («в себе»).

Переход

Открывающее «Возможно»

[Такие сравнения] заставляют все границы расплываться. Каждая часть существует по принципу монизма, назначая себя Целым. Но ведь [этих частей три, так что у нас] три монизма, три сознания собственной всеединости, которые возникают друг рядом с другом. Три Целых были бы возможны в такой позиции, но три Всё невозможно представить мысли. Так что всё-таки нужно поставить вопрос об их соотношении. Но именно такой вопрос смущает нас ещё больше. Потому что здесь нет какого-то установленного соотношения. Здесь нет чёткого порядка между тремя точками: Богом, Миром и Человеком, нет верха и низа, нет «право» и «лево»…

 

Порядок

…Мы обнаружили Бога, мир и человека в тех образах (Gestalten), в которых в них верило позднее язычество: живого бога мифологии, пластический мир искусства и героического человека трагедии. Но вместе с тем мы представили эти живые реальности древней истории как актуальное (gegenwärtig, современное) [содержание] мысли. Говоря о метафизическом, металогическом и метаэтическом, мы подчеркивали основополагающий характер наук о Боге, мире и человеке, даже пытались показать в соответствующем введении эти основополагающие характеры науки как специфически современные (modern) и актуальные (gegenwärtig)….

Часть вторая. Линии или постоянно возобновляющейся мир

Книга первая. Творение или вечная основа вещей

 

Книга вторая. Откровение или все время возобновляющееся рождение души

 

Книга третья. Избавление или вечное будущее царства

 

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)