|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Философия Чаадаева
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856). Публикация (1836) его первого из 8 философических писем привело к закрытию журнала "Телескоп", высылке редактора в Сибирь, и объявлению Чаадаева сумасшедшим. В "Апологии сумасшедшего" он попытался объяснить свою (как казалось в те годы «антипатриотическую» позицию) и защититься. Предпосылками философских размышлений Чаадаева явились: 1. Положение философии Шеллинга о том, что мировой дух по-разному проявляется в каждом народе. 2. Философские идеи французского мистика Жозефа де Местра, который об особом предназначении каждого народа. На основании этих положений Чаадаев сделал вывод: в силу заимствования православия из Византии и татаро-монгольского ига Россия отстала в своем развитии. Россия в силу определенных причин оказалась на обочине мировой истории. Есть разные народы – играющие роль в мировой истории и не играющие. К первым, прежде всего, относятся народы Западной Европы. Западный католицизм, неразрывно связанный с античной ученостью, был ориентирован на рационализм – и, поэтому вывел народы Европы вперед. У России же своя миссия, заложенная свыше, – дать всему миру урок, «как не следует жить» (последнее суждение Чаадаев добавил в «Апологии сумасшедшего»). Несмотря на все усилия роль пророка у Чаадаева не получилась (здесь можно вспомнить письма А.С. Пушкина к Чаадаеву). Но он заложил основы философии истории в русской философии. Направления русской философии I. Славянофилы. Философия славянофильства прошла несколько этапов: раннее славянофильство (братья Киреевские, А. Хомяков, братья Аксаковы), почвенничество (Аполлон Григорьев, Ф.М. Достоевский), неославянофильство (К. Леонтьев). Первое интеллектуальное объединение славянофилов (братья Киреевские, А. Хомяков, братья Аксаковы, Ю. Самарин) произошло в 1839 году. Славянофилы как первые философы культуры обратились к исследованию западных и восточных начал в русской культуре и русском менталитете. По существу славянофилы выступали как философы культуры. К восточным началам в русской культуре они отнесли православие и общину, а к западным - образование, технику и т.п. (что было привнесено после реформ Петра I). Согласно славянофилам (прежде всего А.С Хомякову), православие усвоено Россией в чистой, неизмененной форме. Это означает, что в нем сохранен дух первоначального христианства. Проблема соотношения веры и разума рассматривается и у И. Киреевского и А. Хомякова. Например, последний утверждал, что мир в его целостности разум постичь не может – необходимо обратиться к вере. Вместе они дадут истину. По мнению славянофилов, русский менталитет (в силу своей сердечности и любви к Богу) характеризуется стремлением к цельному знанию, т.е. к знанию, в котором объединены вера и разум. Кроме понятия «цельное знание» важным понятием в философии славянофилов является понятие «соборность», в котором открывается истина православия. Данное понятие обозначает духовное единение всего народа перед лицом православной церкви. Только в сочетании с верой разум может возвыситься до истинного соборного сознания. (В социальной сфере основанием «соборности» выступает община).
II. Западники. Основная проблема философии западников – возможность и пути возврата России в лоно мировой истории (цивилизации). К западникам принадлежали представители кружков московских интеллектуалов – Т. Грановского, В. Боткина («молодой» В.Г. Белинский, «молодой» М. Бакунин, «молодой» А.И. Герцен). Как правило, западники были гегельянцами: они принимали гегелевскую схему развития мира и мировой истории. Западники критически относились к православию и к самодержавию: последнее они рассматривали как причину подавления личности в России. Первым шагом возвращения России в русло мировой истории з ападники считали либеральные реформы. По их мнению, свобода слова, печати, вероисповедания и т.п. позволит решить проблему угнетения личности в современной им России. Наиболее известными представителями западничества конца XIX века являются К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |