|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Указанные проблемы по-разному решались в истории философии. Можно выделить следующие подходы к пониманию человека1) Рационально-этический подход. Этот подход формировался со времен античной философии и характерен, прежде всего, для Сократа. Сократ, рассматривая человека как единство души и тела, полагал, что сущность человека определяется душой. Душу он отождествлял с разумом, который ответственен за нравственное поведение человека, за добродетель. Представителями данного подхода являются (кроме Сократа) Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант и Гегель. Основные положения, характерные для рационально-этического подхода к человеку. Сущность человека, определяется разумом; человек может создавать моральные нормы и ведет себя по законам долга (как считал Кант). Предназначение человека в совершенствовании себя и окружающего мира. 2) Теологический подход. В рамках данного подхода человек понимается как творение Бога. Утверждается, что человек - создан по образу и подобию Бога, он имеет божественную душу и грешное тело. Сущность человека определяется душою, а по своей природе человек дуален. Но некоторые мыслители (например, представитель патристики Ориген) предлагают тройственную схему: человек – это единство тела, души и духа, причем душа должна управлять телом, а дух - душой. В рамках данного подхода человек понимается как духовное существо, предназначение которого заключается в спасении, т.е. очищении от грехов и спасении души. Поскольку человек – это телесное существо, постольку он греховен, исходя из библейской традиции, можно говорить о первородном грехе, который понимается, прежде всего, не как сексуальный грех, а как стремление к познанию и гордыня (отведав запретный плод, первые люди захотели сравняться с Богом). Человек обрел знание, но потерял бессмертие. В XVIII-XIX веках начинают появляться новые аспекты в религиозной антропологии, связанные с новыми данными биологии, естествознания (теория эволюции). Было предложено читать Библию не буквально, не дословно, а символически (речь идет о прочтении хронологии и т.п.). Представителями теологического подхода в философии XX века были такие философы, как: Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955 гг.). Выдающийся палеоантрополог и палеонтолог и в то же время теолог (католического направления) попытался рассмотреть проблему возникновения человека через связь любви к Богу и развитие. Он полагал, что человек является закономерным этапом, звеном в процессе эволюции, который проходит через гео-, био-, психо- и неогенез. Шардену принадлежит идея, что первый человек – не конкретный Адам, а группа людей, и юность у них длилась несколько тысячелетий. 3) Натуралистический подход. Хотя данный подход начал формироваться еще в античности, довольно влиятельным он становится с середины XVIII в., что связано с распространением значительных пантеистических концепций. В пантеизме Лессинга, Гете и др. человек понимался как неотъемлемая часть природы. Естественнонаучной базой данной концепции в XIX веке выступали концепции Дарвина, Гексли и Геккеля. В рамках данного подхода утверждается, что сущность человека в его природе, в его биологическом существе. В качестве примера можно привести идеи Ф. Ницше, который полагал, что человек – это еще не завершенное («неставшее») существо, у которого есть два пути развития: либо деградация до обезьяны, либо или путь к сверхчеловеку. Но, согласно Ницше, эти пути уже предопределены человеческой природой: отличие людей по их природе в том, насколько сильно в них заложена воля к власти. Если «воля к власти» слаба, то перед нами - «лань», которая может лишь «щипать травку» и быть пищей для хищников, а если «воля к власти» сильна, то перед нами - «тигр» (сверхчеловек), призванный повелевать ланями. Для каждого типа человека свойственна своя мораль. По мнению Ницше, слабые, т.е. «лани» создали христианскую мораль - мораль рабов, проповедующую сострадание и милосердие; а сверхчеловек находится вне добра и зла. Для сверхлюдей характерна мораль господ, основанная на аристократизме и благородстве. А также в качестве примера приведем идеи З. Фрейда. Он полагал, что психика человека представляет собой единство с верхсознания (Сверх-Я), т.е. моральных, религиозных норм и запретов, с ознания и подсознания (Оно), бессознательного. По Фрейду, «Оно» состоит из двух бессознательных влечений – Эроса (сексуального влечения) и Танатоса (влечения к смерти, агрессии) и всё поведение человека управляется этими влечениями оно. К представителям данного подхода можно отнести также и представителей социобиологии, утверждающих, что между человеком и животным нет качественного отличия, т.к. все нормы морали, культура, социальные отношения являются лишь продолжением наших инстинктов. 4) Социологический подход ( тесно связан с марксизмом). Кроме К.Маркса и других представителей марксистской философии, представителями данного подхода являются и такие социологи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер. В рамках данного подхода утверждается, что человек становиться человеком только в обществе. Сущность человека определяется обществом: например, К.Маркс считал, что сущность человека определяется совокупностью общественных отношений. Предназначение человека, смысл его жизни представители данного подхода видели в служении обществу. Они полагали, что человек может реализоваться только в обществе, изменяя и преобразовывая его.
5) Экзистенциалистский подход. Представителя данного подхода к пониманию человека являются экзистенциалисты религиозного (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и нерелигиозного (А. Камю, Ж.-П. Сартр) направлений, которых объединяет общее философское положение: существование человека предшествует его сущности. У других существ сущность изначальна: из желудя вырастет дуб, а из поросенка – «свинка». Сущность человека создается самим человеком на протяжении всей жизни. Согласно экзистенциалистам, человек сам свободно выбирает свою сущность и несет ответственность за свой выбор. Человек обречен на свободу. Свобода человека связана с постоянным выбором, а выбирая, человек чувствует ответственность перед собой и перед другими за свой выбор. Отсюда его внутренний мир – это мир переживаний, тревоги из-за правильности или неправильности выбора. Сущность человека в потоке переживаний, эмоций. Человек испытывает не только тревогу, но и переживает свое бытие в мире в следующих эмоциях: заброшенность в мир, ужас перед «ничто» (смертью), переживание абсурдности бытия и отчаяние. Самая сильная эмоция – страх. Осмысляя пограничную ситуацию между жизнью и смертью, человек открывает смысл своего существования. Хотя, следует заметить, что многие экзистенциалисты настаивали на бессмысленности человеческого существования.
Сделаем вывод: Каждая концепция, выделяя важный аспект сущности человека, не дает его целостного, системного понимания. Подобное понимание человека предлагает синтетический или социокультурный подход. 6) Синтетический подход или социокультурный подход. Идея создания синтетической антропологической концепции принадлежит Максу Шелеру, лидеру такого течения в западной философии, как философская антропология. Но ее реализация началась в конце XX в. после его смерти (1938). В рамках философской антропологии была предпринята попытка соединить основные подходы к пониманию сущности человека: натуралистический, рационально-этический, социологический и др. Человек понимается как биосоциокультурное существо. Он не завершен от природы и открыт миру. Человек формируется в определенной культуре. Человеком не рождаются, а становятся. И для становления важно самопознание и образцовый (идеальный) человек, заданный идеалами обществ и культуры. Человек реализует себя в культуре, и даже простейшие жизненные акты выполняет не инстинктивно, а в соответствии с общественными, культурными нормами и ценностями. Можно сказать, что человек «рождается» трижды: во-первых, как индивид (т.е. биологическое, природное существо); во-вторых, как индивидуальность (т.е. духовное существо); в-третьих, как личность (т.е. социальное существо). Таким образом, человек представляет собой биосоциокультурное существо, в котором его природное начало преобразуется социальным, в результате чего возникает уникальная человеческая духовность.
Проблема личности в философии. Социальная среда и личность.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |