АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Проблема субстанции

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  4. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  5. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  6. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  7. Антропологическая проблема в русской философии
  8. Безопасность как проблема дипломатической практики
  9. Бессознательное как философская проблема.
  10. Билет № 35 Проблема познания в философии. Основные направления в теории познания.
  11. Билет № 37 Проблема истины в философии и в науке. Ложь, дезинформация и заблуждение в познании.

 

Субстанция – в переводе с латинского языка - сущность. Классическое определение субстанции дал Б. Спиноза. Он определил ее как «causa sui» (причина самой себя). Субстанция - это причина самой себя и всего существующего, не имеющая причин вне себя.

Проблема субстанции в философии формулируется следующим образом: Что является субстанцией (первопричиной всего существующего) и сколько их?

Решая эту проблему, философы разделились на следующие направления:

1. Монизм («моно» - один) – это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет только одну субстанцию. В философии XVII века монистом был Спиноза. Онутверждал, что субстанция только одна – это природа, в которой растворен Бог. (Спиноза был пантеистом). Он различал природу «творящую» и природу «творимую», состоящую из модусов (единичных вещей). По Спинозе, субстанция вечна, бесконечна, неподвижна, божественна, обладает множеством атрибутов (свойств).

2. Дуализм («дуа» - два) - это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет две субстанции (материальную и идеальную). В философии XVII века дуалистом был Декарт. Декарт утверждал, что у мира есть две субстанции: протяжение, т.е. материя (материальная субстанция) и мышление (идеальная, духовная субстанция). Они абсолютно независимы друг от друга. Интересно рассуждение, каким Декарт пришел к подобным выводам. Главный принцип его философии - сомнение. Согласно Декарту, сомневаться можно во всем; нельзя сомневаться только в том, что ты сомневаешься. Если я сомневаюсь, значит, я мыслю; а мыслю - значит, существую («cogito ergo sum»). Таким образом, мышление - это субстанция, но оно не является причиной материальных вещей. Соответственно, должна быть еще одна субстанция - материальная

3. Плюрализм («плюраль» - множество) - это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет множество (больше двух) субстанций. В философии XVII века плюралистом был Лейбниц. Он не был согласен ни с Декартом, отрицая наличие материальной субстанции, ни со Спинозой, полагая, что субстанция не может быть неподвижной. Согласно Лейбницу, субстанциями являются монады - единичные духовные частицы, не воспринимаемые органами чувств (идеальное подобие атома). Монады обладают движением и объединены друг с другом по принципу «предустановленной гармонии». По Лейбницу, монады бывают различных видов – простейшие, монады-души, монады-духи, Первомонадой является Бог.




1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)