|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема субстанции формулируется так: Что является субстанцией (первоначалом) и сколько их? Она имеет два аспекта:I. Качественный - что является субстанцией, - материальное или идеальное? Здесь возможны следующие подходы: - Материализм, согласно которомупервоначалом является нечто материальное: материя, природа, вещество и т.п. - Идеализм: объективный (субстанцией является не единичное сознание, а идеальное /духовное/ безличное, например, Абсолютная идея Гегеля, идеи Платона); субъективный (субстанцией является единичное сознание). II. Количественный – мы задаем вопрос о том сколько субстанций. Здесь возможны следующие подходы: - Монизм – концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет только одну субстанцию. Например, монист Спиноза утверждал, что субстанция одна – это природа, в которой растворен Бог. - Дуализм - концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет две, независимые друг от друга субстанции - материальную и духовную .ДуалистДекарт утверждал, что мир имеет две субстанции: протяжение, т.е. материю (материальную субстанцию) и мышление (духовную субстанцию). Они абсолютно независимы друг от друга. - Плюрализм - концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет бесконечное множество субстанций (больше двух) .ПлюралистЛейбниц считал, что субстанцией является монада - единичная духовная частица, не воспринимаемая органами чувств.
Понимание движения, пространства и времени в философии и естествознании. Научная картина мира. Наука и философия находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В качестве промежуточного, связующего звена философии и науки выступает научная картина мира. Научные картины мира могут быть классифицированы не только по эпохам, но и по степени общности. Так, наряду с общенаучной картиной мира выделяется еще и естественнонаучная картина мира. Она представляет собой идеальную модель природы, объединяющую общие и фундаментальные понятия и принципы естественных наук, и задающую с их помощью определенный тип видения процессов и явлений природы. Ее основные составляющие: 1. Онтологическая модель объединяет в себе представления о материи, природе и ее атрибутах. Например, дискретно-корпускулярная онтологическая модель была характерна для классического естествознания XVII-XIX веков, континуально-динамическая, основанная на теории относительности, была характерная для науки начала XX века, квантово-полевая модель, объединяющая первую и вторую онтологические модели, характерна для современной науки. 2. Методологическая схема познания представляет собой модель видения объекта, задающую способы его познания, идеалы и нормы построения научного знания. Она определяет общие установки познания, характерные для конкретной эпохи. Например, механицизм был общей установкой классического естествознания. 3. Совокупность общенаучных и философских принципов, которые имеют в рамках научной картины мира универсальный характер. К таким универсальным принципам относятся: принцип материального единства мира, познаваемости, развития, причинности. Эти принципы не опровергаются при смене одной научной картины мира другой, а корректируются и уточняются. Тем не менее, в рамках различных научных картин мира существуют и свои общенаучные принципы, которые изменяются при смене научных картин мира. В идеале в каждой научной картине мира должна быть определяющая отрасль знания, которая выступает лидером, задавая стандарт (например, механика в XVII-XVIII веках). В структуре научной картины мира можно выделить категориальный каркас, включающий в себя понятия «материя», «движение», «пространство и время» и «причинность». I. Материя. Традиционноепонятие материи как субстанции, состоящей из неделимых атомов и обладающей рядом атрибутов (неотъемлемых свойств), где основными свойствами были свойства механические, потребовало коррекции в результате научной революции конца XIX-начала XX веков (открытие электрона, радиоактивности и т.п.). В начале XX века было дано новое философское определение материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях (научные инструменты и приборы рассматриваются как продолжение органов чувств) /дано Лениным/. Характерной чертой данного понятия является указание на универсальное свойство материи быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от нашего сознания.
II. Движение. Движение – это философская категория, обозначающая изменение вообще. Соответственно классификации наук в XIX веке были выделены 5 форм движения материи: 1. Механическая форма движения материи: простое перемещение, изучаемое механикой. 2. Физическая форма движения материи: движение атомов, изучаемое физикой. 3. Химическая форма движения материи: движение молекул, изучаемое химией. 4. Биологическая форма движения материи – обменные процессы, рост организмов и т.п., изучаемые биологией. 5. Социальная форма движения материи: изменения в обществе, войны, революции, контрреволюции, изучаемые социологией. Но под влиянием развития науки эта классификация форм движения материи была расширена. Так были выявлены такие формы, как квантово-механическая – движение элементарных частиц; движение в мегапространстве и т.д. Выделяются следующие с войства движения: 1. Материальность - движениене может существовать без носителя. 2. Абсолютность - движение противопоставляется покою, который рассматривается как относительный. 3. Относительность - речь идет об относительности отдельных форм движения материи по отношению друг к другу.
III. Пространство и время. Пространство – это философская категория для обозначения месторасположения предметов по отношению друг к другу; она указывает на то, что тело имеет определенную протяженность, объем и структуру. Время – это философская категория для обозначения следования друг за другом определенных процессов и явлений; она указывает на то, что процессы имеют длительность и направленность. В истории философии и в естествознания сложились 4 концепции пространства и времени: 1. Объективная концепция – ее представители утверждают, что пространство и время не зависят от сознания человека (Аристотель и многие другие философы). 2. Субъективная концепция предполагает, что пространство и время зависят от человека, от его сознания (Кант). 3. С убстанциальная концепция сформировалась на основе физики Ньютона. Ее сторонники утверждают, что пространство и время абсолютны, т.е. не зависят друг от друга и от материи. 4. Реляционная концепция сформировалась на основе физики Эйнштейна (теории относительности). В ее рамках пространство и время рассматриваются как единый пространственно-временной процесс, связанный с материей. Выделяют следующие о сновные свойства пространства: 1. Протяженность 2. Непрерывность 3. Трехмерность 4. Дискретность
Выделяют следующие основные свойства времени: 1. Длительность 2. Направленность 3. Необратимость 4. Одномерность
Диалектика как теория и метод Диалектика как теория представляет собой учение о всеобщей связи и развитии. В то же время диалектика выступает и методом познания, предполагающим исследование всех процессов и явлений в развитии. Способ мышления противоположный диалектике называется метафизика. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |