|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛичностьЧтобы рассмотреть, что такое личность, необходимо рассмотреть соотношение трех понятий: 1. Индивид – данное понятия обозначает биологическое существо; индивидом является любой представитель человеческого рода. 2. Индивидуальность – это понятие обозначает уникальную неповторимость человека, особую совокупность его духовных свойств, его особые, неповторимые черты характера, психики и т.п. 3. Личность – это понятие обозначает представителя конкретного общества, указывает на социальные характеристики человека (самосознание, ответственность). Личность - субъект социальной жизни, носитель социальных ценностей. Личностью человек становится только в обществе, в результате социализации. Личность характеризуется такими качествами, как ответственность и самосознание. Структура личности определяется системой ценностей. Поведение личности в обществе осуществляется через систему социальных ролей (каждая «роль» задает определенный тип поведения). Личность и общество всегда находятся в перманентном конфликте. Взаимосвязь социальной среды и личности Когда мы говорим о проблемах соотношения социальной среды и личности, мы выделяем три проблемы: 1. Проблема формирования личности. 2. Проблема отчуждения. 3. Проблема роли личности в истории.
Социальная среда признается важнейшим фактором формирования личности, которая является результатом процесса социализации. Выделяют следующие факторы формирования личности: - «макросреда» - культурная эпоха, общество в целом; - «микросреда» - семья, непосредственное окружение, и – очень важный элемент - референтная группа (это «группа» реальных или вымышленных людей, на ценности которых ориентируется человек); - сам человек, его активность, которая задана его потребностями, реализующимися в ценностях.
Проблема отчуждения. Понятие «отчуждение» сформировалось в немецкой классической философии – у Гегеля и Фейербаха. Отчуждение понимается как общественный процесс, заключающийся в том, что сама человеческая деятельность и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, не зависящую от человека и даже враждебную ему. Различные философские течения определенным образом подходят к выявлению истоков отчуждения: Социально-экономический подход (сформировался в марксизме). Причину отчуждения представители данного подхода видят в возникновении частной собственности. В рамках данного подхода утверждается, что в условиях частной собственности человек находится в зависимости от вещей, созданных его трудом и низводится до их уровня, таким образом он отчуждается от своей сущности. Экзистенциалистский подход. В рамках данного подхода утверждается, что возникновение отчуждения – это не социально-экономический процесс, а результат обезличения человека в «безличностном» (Man) обществе. Человек живет в обществе, но он в нем одинок. Он обречен на свободу, т.е. на выбор, который никто не может сделать за него. Но его свобода не безгранична – ее ограничивает наличие других людей: «Есть Я, но я должен считаться с другими людьми. Считаясь с другими, ограничиваешь себя». Экзистенциалисты полагают, что отчуждение в абсурдности бытия; человек обезличен, он как растение – без сущности. Фрейдистский подход. В психоанализе утверждается, что отчуждение - это неотъемлемая черта общества, которая порождена противоречием между культурой и бессознательным. Культура (религия, мораль и т.п.) ограничивает подсознательные инстинкты – Эрос (сексуальное влечение) и Танатос (влечение к смерти). Культура ограничивает бессознательное, подчиняя себе: человек может подчиниться давлению и результатом этого являются неврозы, психические заболевания и т.п., но может сублимировать бессознательное. Сублимация (возвышение) представляет собой изменение направленности удовольствий и способов их получения. Например, сублимация, преобразование агрессии осуществляется в соревновании, борьбе за выживание и т.п., - в экономике, спорте и т.д. Но получаемые от этого удовольствия являются деформированными, искусственными удовольствиями, ведущими к отчуждению. В настоящее время выделяют такие аспекты отчуждения, как: экономические, социальные (от общества, семьи), психологические и т.п. Отчуждение проявляется в сознании индивида следующим образом: обнаруживается разрыв между ожиданиями человека и теми реалиями, ценностями и нормами, которые общество ему предлагает. Из-за этого несоответствия человек воспринимает систему ценностей и норм общества как чуждые и враждебные себе. В силу этого, параллельно с ним развивается чувство одиночества, изоляции. Не будучи принятым этим обществом, человек выстраивает собственную, противоположную общественным нормам систему ценностей и начинает совершать асоциальные поступки (девиантное поведение, нигилизм). Можно выделить следующие формы отчуждения: - отчуждение творческого начала человека в ходе машинного производства (конвейер, автоматизация); не машина находится на службе у человека, а человек у машины. - отчуждение результатов человеческого труда. С развитием товарного производства товар может быть отчужден от человека, таким образом он господствует над производителем. - отчуждение социальных институтов и организаций, которые первоначально возникли для обслуживания человека, для помощи ему, а впоследствии приобрели автономное значение и начали навязывать человеку свои нормы и правила, возвысившись над человеком. Например: Государство возникло из необходимости управления людьми в целях их выживания и реализации благ для каждого человека. В дальнейшем произошел отрыв государства от людей, в государственной системе выделился аппарат со своими интересами. В результате произошла бюрократизация системы, у бюрократического аппарата возникли свои потребности, которые удовлетворялись за счет всех людей. В результате усложнения системы общественных отношений аналогичный процесс стал характерен и для церкви, и для других социальных институтов, отчужденных от человека. Другой пример: отчуждение идеологии от жизни привело к формированию ложных, намертво извращающих реальность теорий – утопий (и коммунистических, и консервативных). Подчиненный идеологии, человек начинает «строить воздушные замки», выдумывать реальность, в которой он будет жить. Возможны следующие пути преодоления отчуждения: - социальная революция; - мужественное осмысление и переживание бытия; - личностная гармонизация.
Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза
Антропосоциогенез – дословно - происхождение человека и общества. В понимании данного процесса можно выделить два основных подхода: 1. Концепция креационизма, согласно которой мир и человек сотворены Богом. 2. Концепция естественного происхождения человека.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |