|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные проблемы патристики1. Проблема соотношения веры и разума. (В общекультурном плане эту проблему можно трактовать как проблему отношения к языческому наследию). Решение данной проблемы: - Апологеты отрицательно относились к античному философскому наследию и, соответственно, к разуму. «Философия и разум излишни там, где есть вера». Например, Тертуллиан (~160-230 гг.). Ему приписывают выражение: «Верую, ибо абсурдно». Верить можно только в чудо, поэтому философия и Евангелие несовместимы. - Представители катехизисной школы: Климент Александрийский и Ориген, считали, что «вера и разум могут находиться в гармонии, если разум подчиняется вере». Здесь можно увидеть исток позиции «философия - служанка богословия». - Аврелий Августин Блаженный (354 – 430 гг.), представитель неоплатонической школы, считал, что христианство – это платонизм, который стал философией для народа, для общества. Поэтому между верой и разумом нет противоречий, где вера есть место разуму, а где разум, там место вере. 2. Проблема доказательства бытия Бога. Августин решает эту проблему через платонические воззрения: если в мире есть красота, то должен быть и идеал этой красоты, т.е. Бог; если есть в мире совершенство, то должен быть и прообраз этого совершенства, т.е. Бог; если есть творение, то должен быть и творец (Бог). 3. Проблема теодицеи (оправдания Бога). Эта проблема связана с противоречием между всемогуществом и абсолютной добротой Бога и страданиями и злом в человеческом мире. Виновен ли Бог в наличии зла? в человеческих страданиях? Эту проблему Августин связывает с трактовкой человека. Антропологическая концепция Августина. Душа человека троична: она состоит из разума, памяти и воли. Главным фактором нравственного поведения человека является свободная воля. Августин решает нерешенную Сократом проблему - «почему человек, когда знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», не всегда поступает хорошо»? Он полагает, что свободная воля, предполагает свободу выбора между добром и злом. «Почему в этом мире существует зло?» – потому, что человек, имея свободную волю, может не всегда выбрать добро. Зло Августин рассматривает как недостаток добра. По Августину, вся история человечества – это противоборство добра и зла. Добро когда-нибудь победит и произойдет переход от Града Земного (где все любят только себя) к Граду Небесному (где наряду с любовью к ближнему царит любовь к Богу).
2. Схоластика (от «схола» - школа). Сначала представляла собой курс наук, преподаваемых в школах, основанных в эпоху каролингского Возрождения, при Карле Великом: грамматика, логика, арифметика, риторика, астрономия и др. Как второй этап средневековой философии схоластика является систематизацией религиозной философии при помощи формальной логики и преподаванием её в университетах. Этапы схоластики: 1. IX-XII вв.- период становления (в этот период схоластика развивалась без систематизации идей Аристотеля); 2. XIII в. – расцвет (этот период отличается созданием систематического учения на основе религиозной философии и философии Аристотеля). В этот период: - возникает ориентация на разумное (рациональное) доказательство; - философия связана с деятельностью университетов; - основным методологическим принципом философствования становится рационально-логическое доказательство. (Например, произведение «Да и Нет» Пьера Абеляра). Это позволило проникнуть светскому началу в философию. 3. XIV-XV вв. – кризис схоластики, связанный с развитием гуманистических идей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |