АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К методам эмпирического уровня научного познания относят такие методы, как наблюдение, описание, измерение, сравнение и эксперимент

Читайте также:
  1. II. Контроль исходного уровня знаний студентов
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. VII.1. Субъект и объект познания
  4. А) Оценка уровня подготовленности нового работника.
  5. Анализ состава и динамики прибыли от продаж, уровня среднереализационных цен
  6. Анализ технического уровня и качества продукции
  7. Анализ технического уровня и качества продукции
  8. Анализ уровня среднереализационных цен
  9. Англо-американская модель, оплата труда руководства верхнего уровня
  10. Анкета оценки уровня обучения студента курса «Системный анализ»
  11. АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
  12. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.

Наблюдение представляет собой целенаправленное организованное восприятие исследуемого объекта в заранее заданных контролируемых условиях.Наблюдение всегда обусловлено задачей исследования, его результаты обобщаются при помощи органов чувств и приборов. Недостатком наблюдения является пассивность данного метода: наблюдая, мы не можем вмешиваться в процесс исследования.

Описание представляет собой фиксацию результатов наблюдения при помощи специального языка, используемого в данной науке.

Измерение – выявление количественных параметров наблюдаемых объектов, путем определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством.

Сравнение – это метод, представляющий собой сопоставление, соизмерение количественных параметров различных объектов измерения.

Эксперимент – активный метод – предполагает активное вмешательство в объект в условиях заранее заданных и контролируемых.Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Это плюс. Бывает и виртуальный эксперимент (ЭВМ). Типы эксперимента – поисковый, проверочный, воспроизводящий, прогнозируемый, качественный, количественный, мысленный. Стадии эксперимента: планирование, выбор технических средств, проведение, интерпретация результатов.

Виды экспериментов:

- Физические (реальные)

- Мысленные

6. Моделирование – этот метод используется и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания. Он предполагает использование в исследовании моделей, заменяющих объект, который либо по причине слишком малой либо слишком большой величины (или по другим причинам) не может быть исследован непосредственно. С конца XIX-начала XX века в науке особое место занимает знаковое (математическое) моделирование.

 

Методы теоретического уровня познания

Цель исследования на данном уровне: построить целостную теорию.

Методы:

1. Абстрагирование – этот метод предполагает выделение существенного при отвлечении от несущественного, от поверхностного. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией.

2. Идеализация – вид абстрагирования, при котором мы мысленно создаем идеализированный объект как совокупность существенных свойств объекта (но этот объект не имеет прямого аналога в реальности). Например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «точка» и т.п.

3. Формализация – создание систем и формул, описывающих исследуемый объект.

4. Математическое моделирование.

5. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это двойной метод, который предполагает сначала движение от чувственно конкретного к абстрактному, а затем движение к конкретному, т.е. насыщение абстрактной схемы конкретными деталями (чертами). Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется» превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, то есть от абстрактного в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, - но уже в мышлении.

6. Метод единства логического и исторического. Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

7. Гипотетико-дедуктивный метод: это метод построения теории, где сначала выдвигается гипотеза, а из нее дедуктивным путем – основные положения теории.

8. Аксиоматико-дедуктивный метод: это метод построения теории, где из аксиомы дедуктивным путем выводятся основные положения теории.

9. Дедукция (умозаключение от общего к частному) и индукция (умозаключение от частного к общему).

10. Анализ (мысленное разъединение объекта на составные части) и синтез (мысленное соединение объекта в единое целое, выводы).

 

 

 

 


Культура как предмет философского анализа.

Функции культуры.

 

Понятие «культура» происходит от латинского слова «culturas», что переводится как возделывание, обработка. Этим понятием в Древнем Риме обозначали земли, которые испытали на себе воздействие человеческой деятельности. Уже в этом определении можно вывить два аспекта современного понимания культуры: 1. культура – это то, что связано с деятельностью человека; 2. Культура – это то, что противоположно природе. Не случайно о культуре часто говорят как о «второй природе».

В I в. до н.э. Цицерон распространил понятие культуры на понимание человека; он понимал человека культурного как человека воспитанного, т.е. «обработанного». В качестве культуры ума он трактовал философию.

В XVII в. немецкий историк Пуффендорф дал определение культуры, ставшее классическим: культура - это все то, что создано человечеством.

В XVIII в., когда возникла философия (теория) культуры, сформировались две важнейшие концепции культуры:

1. «Антропологическая» концепция Канта. И. Кант понимал культуру как человеческую духовность, как все то, что формирует духовную сущность человека. Это мораль, религия, искусство и т.п.

2. «Технологическая» концепция «ученика Канта» Гердера. В ней культура понималась как результат деятельности человека, прежде всего, как техника и технология.

В конце XIX – начале XX вв. Освальд Шпенглер назвал культуру в трактовке Канта культурой, а культуру в трактовке Гердера - цивилизацией. Он противопоставил их (противопоставил духовную и материальную культуру), сделав вывод: чем больше цивилизации, тем меньше культуры. Так сформировалась цивилизационная концепция культуры и в теории культуры была поставлена проблема соотношения культуры и цивилизации.

Идеи Шпенглера и влияние позитивизма (философия должна быть только наукой, а не мировоззрением) привели к тому, что теория культуры длительное время находилась в кризисе. Этот кризис стал преодолеваться в рамках целостного антропологического подхода в культуре, где в культуре было выделено, прежде всего, ее ценностное начало. Представителями аксиологической концепции культуры являются: Клод Леви-Стросс, Богдан Малиновский.

В настоящее время существует два основных взаимодополняющих определения культуры:

1. Культура – это все то, что создано человечеством и передается от поколения к поколению (и сама человеческая деятельность и ее результаты).

2. Культура – это совокупность (система) ценностей: материальных, духовных, художественных, передаваемая по традиции от поколения к поколению.

В структуре культуры можно выделить формы культуры как сферы человеческой деятельности – наука, искусство, религия, политика, право, экономика.

В структуре культуры можно выделить элементы культуры (классификация по потребностям и ценностям):

1. Материальная культурасистема материальных ценностей. Она включает в себя:

- Физическую культуру, гигиену, декоративную косметика и т.п. – все то, что формирует внешний облик и тело человека.

- Предметы быта, техника и технология.

- Материальные отношения между людьми, оформленные в социальных институтах (например, в религии социальным институтом выступает церковь; в политике - государство).

- Формы повседневности (еда, одежда).

2. Духовная культура – система духовных ценностей. Она включает в себя:

- Систему знаний, которая накапливается человечеством и передается от поколения к поколению.

- Ценности, нормы и правила, регулирующие человеческое поведение.

- Межличностные отношения.

3. Художественная культура, в основе выделения которой лежат эстетические потребности человека. Находится на стыке материальной и духовной культуры. Она включает в себя:

- Искусство

- Музыку

- Литературу

В теории культуры принято выделять следующие функции культуры (характеризующие роль культуры в обществе):

1. Познавательная функция – культура является способом освоения и, соответственно, познания человеком мира.

2. Информационная функция или функция «социальной памяти». Культура человечества как память человека хранит традиции, ценности и знания.

3. Ценностно-ориентационная функция. В каждой культуре существуют доминирующие ценности, регулирующие поведение человека; (например, в средневековье доминировал аскетизм).

4. Коммуникативная функция. Культуру можно рассмотреть как систему знаков, как систему языков, способствующую общению.

5. Экзистенциальная функция. Только в культуре человек становится человеком, культура поддерживает человеческое в человеке, культура – то, что создается человеком и создает человека.

Когда мы говорим о динамике культуры, то мы выделяет внешние и внутренние факторы ее динамики. К внешним факторам динамики культуры является влияние общества. К внутренним факторам динамики культуры относится диалектика традиций и новаций.

Традиции – это способ фиксации и трансляции ценностей от поколения к поколению. Новация – это создание новых ценностей в результате творческой деятельности человека. Любая культура является диалектическим единством традиций и новаций.


По соотношению традиций и новаций выделяют следующие типы культуры:

 

1. Закрытый тип культуры – в нем преобладают традиции, поэтому его называют еще традиционным типом культуры и отождествляют с Востоком.

2. Открытый тип культуры – в нем преобладают новации, поэтому его называют еще новационным типом культуры и отождествляют с Западом. Этот тип культуры постепенно формируется начиная с VIII в. до н.э. в античноq Греции, коренной поворот в развитии этого типа культуры начинается с эпохи Ренессанса, когда оформляются такие культурные ценности, как рационализм, активность в том числе и деловая активность, индивидуализм.


Проблема человека как центральная в философии

 

Философская антропология – раздел философии, в котором исследуется человек. К основным проблемам философской антропологии относятся:

1. Проблема сущности человека: что такое человек, что человека делает человеком.

2. Проблема происхождения человека (антропосоциогенез).

3. Проблема соотношения в человеке биологического (природного), духовного и социального; современная формулировка – соотношение природного, социально-культурного и духовного.

4. Проблема смысла жизни человека, его предназначения в этом мире.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)