|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура процесса познанияВыделяют следующие элементы процесса познания: 1. Объект познания – то, что познается - это не вся действительность в целом, а ее фрагмент, выделенный в процессе познания и нашей практической деятельности. 2. Субъект познания - тот, кто познает – это человек или научное сообщество, сформировавшиеся в определенном обществе и культуре, обладающие истинным знанием и заблуждениями своей эпохи. 3. Практика - понимается как всемирно-историческая, чувственно предметная деятельная человечества. Она понимается как основа познания, цель познания, критерий истинности знания, средство познания.
Выделяют следующие ступени (уровни) познания: чувственная и рациональная ступени (уровни) познания. Формы чувственной ступени познания, т.е. познания при помощи органов чувств: 1. Ощущение возникает в результате единичного контакта органов чувств с воспринимаемым предметом; оно дает нам единичный образ воспринимаемого предмета. 2. Восприятие возникает в результате устойчивого, целостного контакта органов чувств с воспринимаемым предметом; оно (в отличие от ощущения) дает нам целостный устойчивый образ предмета. На основе психологического закона устойчивости восприятия построены все системы обучения. 3. Представление возникает в результате воспроизведения в сознании образа предмета без непосредственного контакта с ним. Формы рациональной ступени познания: 1. Понятие – форма мысли, в которой отражаются существенные признаки предмета (или группы аналогичных предметов), при отвлечении - абстрагировании от несущественных. Например, «ручка» - предмет, которым можно писать, держа в руке – мы выделили существенные свойства всех ручек. 2. Суждение – форма мысли, представляющая собой связь двух или более понятий, в которой мы фиксируем либо наличие, либо отсутствие какого-либо признака у предмета. Например, «погода хорошая» или «некоторые птицы зимой улетают на юг». 3. Умозаключение – это сложная форма мысли, представляющая собой вывод из нескольких суждений. Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.
III. Проблема: Что такое истина и как проверить, обладаем ли мы истинным знанием? Истина – отношение между идеальным (знаниями) и материальным (действительностью). В истории философии сложились следующие подходы к истине: Корреспондентная (теория соответствия) концепция истины. Платон и Аристотель: Истина – соответствие наших знаний вещам/действительности. Согласно этой концепции, знания должны соответствовать реальности. Как это проверить? - Путем сведения теоретических знаний к эмпирическим, т.е. к фактам. Но не все научное знание может быть сведено к эмпирически проверяемым утверждениям. Корреспондентная концепция не полностью отражает познание всех процессов и явлений. Это призвана сделать следующая концепция: Когерентная концепция истины – она ориентирована на математические и формализованные знания и получила развитие в основном в рационализме, а не в эмпиризме. Истина в рамках этой концепции понимается как знание, которое получено по определенным законам, правилам из знаний, ранее признанных истинными и не содержит противоречий. Представители: Декарт, Лейбниц, Гегель. В рамках этой концепции критериями истины являются: логическая связанность; последовательность; непротиворечивость. Конвенционализм – утверждает, что положения науки представляют собой договоренности ученых между собой, т.е. конвенции. Данная концепция возникла в рамках второго позитивизма (эмпириокритицизма) как реакция на научную революцию конца XIX-начала XX веков. ЕЕ основные положения были сформулированы А. Пуанкаре. Прагматическая концепция истины сформировалась в теориях англо-американского прагматизма Джеймса и Дьюи. Истина здесь понимается как работоспособное знание, которое помогает достичь нового знания и помогает в повседневной жизни. В рамках этой концепции критериями истины являются: полезность, работоспособность, практическая применяемость. Деятельностная теория истины. Иногда ее называют диалектико-деятельностной (она получила развитие в марксизме). Истина понимается как объективное знание, соответствующее положению вещей и подтверждаемое на практике. В рамках этой концепции познание рассматривается как деятельность, обусловленная социально-исторически, т.е. знание понимается как изменяющееся, развивающееся в зависимости от развития общества. В связи с чем в этой концепции сформировалось положение о конкретности истины. Понятия, выделяемые в рамках деятельностной концепции истины: 1. Объективная истина – это такиеистинныезнания, которые не зависят от воли и желания человека и человечества. 2. Относительная истина – это такиеистинныезнания, которые со временем могут быть дополнены и уточнены. Пример: классическая механика Ньютона в настоящее время понимается как частный случай механики Эйнштейна. 3. Абсолютная истина – это такиеистинныезнания, которые всестороннее и полно отражают исследуемый объект, и со временем не изменятся. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |