|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Проблема источника и метода познания
Решая проблему источника и метода познания (разум или органы чувств являются источником истинного знания и как построить метод, чтобы достичь истинного знания) философы разделили на два основных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - направление в теории познания, представители которого утверждали, что источником истинного знания является опыт (эмпирио). Его представители - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Ньютон по преимуществу были физиками. Во многом это обусловило их трактовку опыта как единственного источника истинного знания. Опыт понимался эмпириками как результат познания мира органами чувств, скорректированный приборами и инструментами. Субъект познания в эмпиризме - это единичный человек, понимаемый как «tabula rasa» (буквально - чистая доска), на котором опыт в процессе познания оставляет свои следы. Метод, который ведет к истинному знанию в эмпиризме – это индукция, т.е. умозаключение от частного к общему. Ф. Бэкон первый обратил внимание на роль науки в культуре. По Бэкону, наука находится в запущенном состоянии, основная причина этого - господство аристотелизма, схоластики. Он выдвинул программу восстановления науки, предполагающую освобождение от схоластики, теологии и ориентацию на истинный метод. Бэкон считал, что для развития науки нужно создать четкую систематическую методологию, т.к.в сознании человека есть некоторые факторы, которые препятствуют познанию (Бэкон называл их «идолы» - идолы толпы, рынка, рода, пещеры). Создание методологии необходимо еще потому что, по мнению Бэкона, наука и философия делают открытия случайно. По Бэкону, в создаваемой методологии самое главное - ориентация на опыт (в данном случае - эксперимент). Он разделил эксперименты на два вида: плодоносные (дающие результат сегодня) и светоносные (важные для будущих теоретических исследований).
Рационализм - направление в теории познания, представители которого утверждали, что источником истинного знания является разум. Его представители Р. Декарт, Б. Спиноза и Лейбниц принадлежали к континентальной школе математики, что во многом определило их гносеологическую позицию и недоверие к опыту. Но, если опыт не дает нам знания, то откуда они берутся в разуме? Пытаясь ответить на этот вопрос, рационалисты формулируют концепцию врожденного знания. Согласно данной концепции, врожденные идеи (Декарт) или принципы (Спиноза), развиваются вместе с субъектом. Методом, позволяющим достигнуть истинного знания, рационалисты считали дедукцию. Дедукция - это умозаключения от общего к частному; в отличие от индукции, которая дает нам вероятностное знание, дедукция дает нам достоверное знание. Большое внимание проблеме метода уделял Р. Декарт.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |