|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория познания Канта1. Кант, пытаясь преодолеть недостатки эмпиризма и рационализма, выделяет три способа познания: чувственность, рассудок, разум. Он признает, что хотя наше познание начинается с опыта, мы обладаем априорным (доопытным) знанием. 2. Всё существующее, т.е. то, что мы пытаемся познать, делится на два вида: явления и вещи в себе. 3. Рассматривая чувственность (данные опыта), Кант обнаруживает априорные формы, позволяющие упорядочивать явления. Это пространство и время. Здесь Канта можно назвать субъективным идеалистом. 4. Рассматривая рассудок, Кант обнаруживает в нем также чистые априорные формы, т.е. категории, позволяющие упорядочивать явления, т.е. данные опыта. Рассудок – это способность судить, связывать понятия. Кант выделил следующие категории: качества, количества, отношения, модальность. Они все заключены в рассудке как чистые формы и через них мы воспринимаем мир. 5. Кант приходит к выводу, что и в чувственности и в рассудке мы имеем дело только с явлениями, но не с вещами в себе. Разум выходит за пределы опыта, он направлен на постижение вещей в себе (душа, Бог, вселенная). Кант утверждает, что когда разум пытается постичь вещи в себе, он впадает в противоречия, например, рассуждая о Вселенной в целом, мы сталкиваемся с антиномиями. В философии Канта появляется понятие антиномии, обозначающее два положения одинаково истинные и недоказуемые, которые противоречат друг другу. Натолкнувшись на антиномии, разум не может постичь вещь в себе. Кант делает выводы о непознаваемости вещей в себе. Эту позицию мы можем назвать агностицизмом. 6. Выводы: а) В учении об антиномиях как о противоречиях познания Кант приходит к диалектическим идеям. (В этом его значение для философии как родоначальника классической немецкой философии - философии диалектической). б). Вывод Канта агностичен (агностицизм – учение о непознаваемости мира), так как для него с одной стороны мы посредством априорного знания конструируем мир, а с другой стороны, между явлениями и вещью в себе - пропасть и поэтому, вещи в себе непознаваемы.
Учение о нравственности. Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов: - Гипотетические, определяющие законы поведения в соответствии с этикой разумного эгоизма, когда люди поступают, преследуя какие-либо собственные цели, но без ущерба другим людям. - Категорические, определяющие законы истинной нравственности, которая регулируется долгом и контролируется совестью. Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения: 1. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли, могла бы в то же время иметь силу всеобщего законодательства». 2. «Относись к человеку всегда как к цели, а не как к средству». 3. «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми -антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество. Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |