|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Элейская школаОснователь: Ксенофан (расцвет /акмэ/ - 570 г. до н.э.) Ксенофан первый осуществил антропологическую критику религии (каждый народ создает своих богов по своему идеальному образу); выдвинул идею космоса как бытия – шарообразного, неподвижного, неделимого и совершенного. Парменид (вторая ½ 6 –середина 5 вв. до н.э.). Парменид ввел в философию понятие «бытие». В своей работе «О природе» он утверждал: Есть два пути познания мира: путь мнения, который дает нам представление о кажущемся мире (т.е. небытии), этот мир изменчив, состоит из множества многообразных вещей; путь истины, путь знания (который дает нам представление о бытии). Бытие – то, что существует – оно не возникает, не уничтожается, оно неделимо, однородно и совершенно. Зенон Элейский (конец 6 в. (начало 5 в. до н.э.)). Он не создавал новые идеи, а доказывал идеи Парменида. Известно 40 доказательств против множественности, 4 апории против движения. Зенон является основателем субъективной диалектики, которая строится по принципу: «Если доказать, что что-то противоречиво, а значит оно не может мыслиться и поэтому неистинно, то обратное ему будет истинно». 3. Пифагорейская школа Основатель - Пифагор (расцвет /акмэ/ - 530 г. до н.э.). Он утверждал, что: 1. Космос подчиняется количественным закономерностям. Поэтому архэ – это число. Ранние пифагорейцы понимали число сначала как нечто вещественное, а поздние как числовую абстрактную единицу. Согласно пифагорейцам, мир состоит из четных и нечетных чисел. 2. У пифагорейцев возникают первые антропологические идеи: человек состоит из тела и души: душа – бессмертна, она покидает тело при смерти человека. 4. Атомистическая школа Демокрит (родился в 460 г. до н.э.). Учитель Демокрита (легендарный основатель атомизма) – Левкипп ввел понятие атома. «Атом» буквально неделимый. По Демокриту, «бытие – это атомы, атомы являются архэ (из них вещи состоят, атомы соединяются - вещи возникают, распадаются - вещи исчезают). Атомы постоянно движутся в пустоте, отличаются друг от друга весом, размером и положением в пространстве. Из атомов состоят тела, которые соединяются в тела по необходимости. Демокриту принадлежит одна из первых формулировок принципа детерминизма («детермо» = определяю): в мире нет случайности, а есть жесткая необходимость, связь причин и следствий. Теория познания Демокрита: Демокрит является представителем сенсуализма, согласно которому единственным надежным источником познания являются органы чувств, т.к. в нашем теле есть атомы, которые присутствуют и в вещах (подобное познается подобным). Душа по Демокриту, состоит из особых, светоносных атомов. 5. Гераклит Гераклит ( расцвет /акмэ/ 504-501 гг. до н.э.). По Гераклиту, архэ – это огонь (важнейшая характеристика - изменчивость). У Космоса (природы) есть закон, подчиняющий себе всё существование природы – логос (слово). «Всё не только упорядочено, но и подчиненно закону существования космоса». Гераклит развил и четко сформулировал диалектические идеи, появившиеся еще в философии милетцев. Диалектические идеи Гераклита: он развивает положения об изменчивости и противоречивости всего существующего: 1. Всё в мире изменчиво. Вещи возникают, изменяются и гибнут (исчезают), возвращаясь к своему первоначалу. 2. Все изменения происходят благодаря борьбе противоположностей. 3. Противоположности находятся в гармоническом единстве. Это всё объективная диалектика мира, где господствуют противоречия. II. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Центром классической философии, классической культуры в целом становятся Афины после греко-персидских войн. Классический период начинается с так называемого «гуманистического предпериода», для которого характерно зарождение антропологических идей, формирование в примитивной форме принципа антропоцентризма. 1. Софисты Софисты – буквально платные учителя мудрости. Софистов можно разделить на: старших и младших. После греко-персидских войн начинается кризис полисной системы и именно софистами осознается необходимость переоценки полисных ценностей. Софисты противопоставляют природе созданное человеком (т.е. законы и ценности). Т.к. законы и ценности созданы человеком, то они могут быть переосмыслены, переоценены. Критерием переоценки является человек как «мера всех вещей». Старшие софисты: Протагор (491 г. до н.э. – 381 г. до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек – мера всех вещей». В ней можно увидеть первую (весьма примитивную) формулировку принципа антропоцентризма. Но, если человек выступает критерием для переоценки ценностей, то это может вести к релятивизму (т.е. к признанию относительности всех ценностей). Горгий. Для его философии характерно доказательство относительности, как знаний, так и ценностей. Горгий полагал, что в мире нет абсолютного, всё – относительно. Поэтому истина не имеет значения, главное - умение логически доказать свою правоту (иногда запутав противника, даже путем логических ошибок). 2. Сократ Сократ (469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.). Сократ – оппонент софистов, основатель рационализма. Ученики Сократа: Платон, Евклид из Мегары, Диоген. Значение Сократа в философии: 1. Именно Сократ заложил основание для рационалистической антропологии (учения о человеке). По Сократу, человека представляет собой единство тела и души, которая определяет сущность человека. Душа - это разум, а разум – это способность к приобретению знаний и к нравственному поведению. На основе рационалистической антропологии Сократ создает рационалистическую этику: нравственность человека, добродетель – это знания. Свобода – следование разуму, а не инстинктам, следование установленным законам полиса. 2. Сократ впервые поставил проблему метода. Метод Сократа: майевтика (это название определила профессия матери Сократа – повивальной бабки, он считал, что помогает родиться мысли так же, как его мама помогала родиться ребенку). Майевтика по форме представляла собой маску незнания («я знаю, что ничего не знаю») и иронию. Через иронические вопросы собеседнику Сократ старался придти к знанию. По содержанию майевтика представляла собой индукцию (умозаключение от частного к общему) и определение понятия. Сократ сделал вывод: существует нечто общее, что объединяет ряд предметов, но к ним не сводится. Это понятие - форма мысли, в которой фиксируется общее у ряда сходных предметов. Например, красота, добро и т.п. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |