|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оценка причин, перспектив и поиска выхода из современного экологического кризиса
В настоящее время можно говорить о двух основных подходах к экологическим проблемам: 1. Экологический пессимизм. В рамках данного подхода распространены алармистские концепции (например, «Римский клуб», возникший в 1969 г., лидер - Аурелио Печчеи), утверждающие, что природа уже бесповоротно отравлена. Первый доклад «Римского клуба», назывался «Пределы роста». Его основное положение: если человечество хочет выжить, то надо остановить его рост. В дальнейшем эта точка зрения была пересмотрена «Римским клубом» и Печчеи выразил ее в своей итоговой книге «Человеческие качества»: надо менять на количество, а качество роста. Следует заметить, что концепция «пределов роста» не состоятельна, т.к. в истории человечества уже были тупиковые ситуации, из которых оно выходило за счет экономического и мировоззренческого преобразования. Представители экологического пессимизма считают, что человечество не способно своими силами разрешить сложившийся экологический кризис и предлагают сократить производство, заморозить развитие экономики. К ним относятся: неоруссоисты, представители концепции «нулевого роста» и т.п.
2. Технологический (экологический) оптимизм: Среди представителей экологического оптимизма много представителей концепции технологического детерминизма. Они считают, что наука и техника позволяют разрешить все существующие проблемы (например, создание безотходных видов производства, переход к высоким технологиям). Основой этих идей является сциентизм – абсолютизация роли науки в жизни общества и техницизм - абсолютизация роли техники в жизни общества.
Одной из важнейших причин экологического кризиса является мышление человека. Поэтому в разрешении экологических проблем необходимо участие философии, так как она размышляет о путях выхода из кризиса. Философия пытается выделить основные мировоззренческие основания решения экологических проблем, т.е. ответить на вопрос «во имя чего мы пытаемся разрешить экологические проблемы»? Соответственно, выделяются следующие ценностные ориентации: 1. Натурализм - его сторонники считают, что мы должны сохранить природу во имя природы. 2. Гуманизм - его сторонники считают, что мы должны сохранить природу во имя человека. 3. Антропокосмизм – его сторонники считают, что необходимы гармонизация и гуманизация отношений общества и природы. Так, например, представитель космизма В.И. Вернадский утверждал, что от человека требуется осознание своего единства с вселенной и единства вселенной (живого и неживого вещества) – тогда может возникнуть гармония между природой, человеком и обществом. Эта гармония является важнейшей характерной чертой ноосферы – сферы разума, возникшей в результате эволюции биосферы через такой этап как техносфера. В рамках антропокосмизма произошел радикальный переворот мышления, связанный с признанием ценности и себя, и природы. Экологический кризис можно преодолеть, т.к. существует такая возможность. Для выхода из экологического кризиса необходимо дальше совершенствовать науку и технику, пытаться достигнуть безотходного производства, малоэнергетичекого потребления и т.д. Но одного развития науки и техники мало. Экологически чистые производства экономически невыгодны. Поэтому необходимо менять не только экономику, но и политику, право, сознание общества, мировоззрение человека. Примером изменения нравственности и интеллекта является неолитическая революция. - «Выживают те, кто смог улучшить интеллект и изменить свою нравственность».
Важнейшие течения зарубежной философии ХХ века: В зарубежной философии ХХ века можно выделить такие базовые направления как: иррационально-антропологическое (экзистенциализм, философская антропология, фрейдизм (психоаналитическая философия), и др.), рационально-сциентистское (позитивизм, структурный анализ и др.) и религиозное.
Основные идеи экзистенциализма Предыстория Разновидностью иррационалистической философии является экзистенциализм. Основные идеи этого учения, относящегося к иррационально-антропологическому направлению в западной философии, были сформулированы в середине XIX века датским теологом и философом Сереном Кьеркегором. Его философия явилась реакцией на рационализм классической немецкой философии Гегеля. С. Кьеркегор утверждал, что в гегелевской философии проигнорирован человек, его духовный мир. В то время как философия должна обратить свое внимание на человека, его положение в мире, его внутренние переживания. По Кьеркегору, человек заброшен в этот мир, одинок в нем, испытывает страх и трепет. Это страх перед смертью. Преодолеть страх и трепет можно лишь обратившись к Богу, обнаружив свою экзистенцию (от лат. экзистенция — существование). Отсюда происходит и название этой философии — экзистенциализм. Идеи С. Кьеркегора, не получившие особого распространения при его жизни, развили в начале XX века русские философы Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов. Близкие к ним идеи высказывали в конце XIX — начале XX века и представители так называемой «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер и др.). Однако влиятельная разновидность экзистенциальной философии — экзистенциализм — возник в конце 20-х гг. XX столетия как реакция на I мировую войну. В 1926 году немецкий философ Мартин Хайдеггер опубликовал книгу «Бытие и время». В ней и были сформулированы основные принципы экзистенциализма. Близкую к М. Хайдеггеру позицию занял в трехтомной работе «Философия» (1932) другой немецкий философ Карл Ясперс. В начале 30-х гг. ХХ века и особенно после II мировой войны экзистенциализм распространился по Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти и др.), затем в Италии (Н. Аббаньяно), в США (У. Баррет). Направления экзистенциализма: 1. Христианское = религиозное (Сёрен Кьеркегор, Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Мартин Бубер, Мартин Хайдеггер (иногда атеист)). 2. Атеистическое = светское = нерелигиозное (М. Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю). Суть философии экзистенциализма: Переживание своего существования внутренне изолированным индивидуумом, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Это проблема составляет всю сферу философского интереса, вытекает из самого факта существования человека, должна вызвать личный, субъективный и эмоциональный интерес. Проблемы экзистенциализма: 1. Обреченность человека на свободу, страх свободы и постоянной ответственности за свой выбор. 2. Существование индивидуума, его конечность, погруженность в «Ничто». 3. Прекращение существования, или смерть, переживание этих «способов существования». 4. Вечный страх перед смертью.
Основные идеи экзистенциализма: 1. Все направления экзистенциализма объединяет единое положение: у человека бытие (существование) предшествует сущности. Человек отличается от всего тем, что создает себя сам в процессе жизнедеятельности. 2. Самосозидание человека возможно за счет выбора. Человек постоянно выбирает. Например, между добром и злом, плохим и хорошим. 3. Выбор означает то, что человек обречен на свободу. Это тяжкий груз и ответственность. 4. Выбирая, человек несет ответственность и перед собой, и перед другими. Поэтому вся его жизнь это постоянные переживания, ответственность за свой выбор. 5. Существование человека экзистенциалисты делили на два вида: - Неподлинное бытие (повседневное существование, бессмысленное существования, человек отчужден от своей сущности, не видит смысла существования). - Подлинное бытие – существование в процессе выбора в экстремальной ситуации.
Позитивизм – специфическая научная «идеология» («взгляд на мир» с позиций естественных наук). Этому философскому течению свойственно обобщение знаний и их систематизация. Позитивизм изменяется при каждом изменении в науке. В его эволюции выделяются следующие этапы: 1 этап: классический позитивизм 40-е гг. XIX века (сформировался на основе естествознания – XIX в.) Основная идея позитивизма: Наука должна быть свободна от любых метафизических (то есть мировоззренческих) положений. Основатели: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Стюарт Милль. 2 этап: эмпириокритицизм (конец XIX – начало XX в.). Э.Мах, Авенариус, А.Пуанкаре Предпосылки его возникновения: революционные изменения в физике (теория относительности, развитие физики элементарных частиц). В рамках «второго позитивизма» была выдвинута теория конвенционализма (конвенция - дословно договор). Согласно этой теории, никакой истины не существует: все научные положения являются договорами между учеными, как проще описать тот или иной объект. Конвенции принимаются на основе принципа экономии мышления. 3 этап: логический позитивизм - неопозитивизм (20-е гг. - середина XX в.). Р. Карнап, М. Шлик, Л. Витгенштейн. Его возникновение связано с обнаружением парадоксов в теории множеств. В его рамках была поставлена проблема отделения науки от ненауки, т.е. от метафизики (философии). Важнейшей задачей философии представители неопозитивизм считали анализ языка науки. Философия не должна изучать природу, это задача науки. Философия должна заниматься логическим анализом науки, её языка. Необходимо изгнание из науки положений, не имеющих смысла, то есть не верифицируемых. Верификация – это сведение положений к данным опыта. По мнению позитивистов, если положение не может быть сведено к данным опыта, значит оно ненаучно. 4 этап: постпозитивизм. К.Поппер, П.Фейерабенд, Т.Кун. Постпозитивисты в отличие от позитивистов изучали науку в истории. В развитии. Они признавали влияние на науку и ее развитие метафизических допущений (философских положений). А также они признали социальное и культурное влияние на науку. Неотомизм – официальная философия католической церкви, возникла во второй половине XIX в. Его исторической основой является учение Фомы Аквинского, который сумел синтезировать принципы религиозной философии с системой Аристотеля. Фома Аквинский в XIII веке - систематизировал философию Аристотеля, от которого он заимствовал идею о взаимосвязи материи и формы, а также идею о четырех причинах мира: формальной, целевой, материальной и действующей. В соответствии с причинами мира он выделял 5 уровней бытия. Высшим уровнем является форма форм – Бог. Он вне мира. Тейярдизм – философия французского религиозного деятеля и ученого Пьера Тейяра де Шардена. Шарден попытался совместить данные палеоантропологии с принципом креационизма. Он рассмотрел творение как длительный эволюционный процесс, в основе которого лежит эволюция материи, а результатом является эволюция и развитие человека к более совершенному качеству. Философия Древнего Востока.
Для древневосточной философии характерно слияние с обыденным нравственным сознанием и с религиозно-мифологическим мировоззрением. Важнейший ее принцип – недеяния деятельности.
Вопрос 1. Философия в Древней Индии. Основной источник мировоззрения – священные тексты «Вед» (тексты гимнов, описание ритуальных действий, исторические зарисовки, пророчества). Но философия возникает лишь в «брахманский» период. В первую очередь специфика социума зафиксирована в «законах Ману». «Ригведа» – знание гимнов. «Брахманы» – руководство ведическим ритуалом. «Упанишады» – своеобразный комплекс ведической идеологии. Именно в них складывается философская категория субстанции как начала и завершения всего сущего. В качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип – безличное сущее (Брахман), отождествляемое с духовной сущностью каждого человека (Атман). Но они – не синонимы. Брахман – это субстанция бытия мира, то, из чего все возникает и во что все возвращается. Атман – это субстанция человека, одного из компонентов «бытия в мире». Атман соотносится с Брахманов как субъективный дух соотносится с объективным, абсолютным духом. Будучи носителем субъективного духа, человек обретает индивидуальное, универсальное и космическое бытие. И в этом качестве Атман – начало, основа и завершение сущего. Атман тождественен Брахману воплощенному, смертному, в отличие от Брахмана абсолютного, истинного, бессмертного, неизменного. С учением о соотношении Брахмана и Атмана тесно связана концепция круговорота жизни (Сансара) и закона воздаяния (карма). Тот Атман, который осознает свое тождество с Брахманом, освобождается из бесконечной цепи перерождений и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Благодаря достижению и осознанию тождества Атмана с Брахманом, душа человека освобождается из-под влияния кармы, ибо атман дороге отцов в данном случае предпочитает путь богов. С осознанием тождества «Я» с Атманом, а через него с Брахманом, связывается высшее состояние человека, его способность не только разделить дорогу отцов, но и избрать путь богов. – Человек может добиться мокши и избежать кармы. Человек задает антропоморфность всему миру. Поскольку человек смертен, то и все, что его окружает, имеет преходящий характер. То есть «бытие в мире» призрачно, иллюзорно. Оно – майя, его познание бессмысленно, т.к. оно преходяще. Такая мировоззренческая установка формировала соответствующее отношение к миру. В 6 в. до н.э. возникает буддизм. Философия 4-х истин. Поскольку причиной страдания является жажда бытия, желание индивидуального счастья, постольку способ преодоления страдания состоит в абсолютном отрешении от всего, от всех и от самого себя. Человек должен освободиться от «10 цепей»: уверенности, что его индивидуальность и душа неизменны; от сомнения, что существует легкий путь к освобождению от сансары; от мнения, что религиозные обряды ведут к спасению; от страсти и желаний; от ненависти; от любви к земной жизни; от желания будущей жизни на небе; от гордыни; от высокомерия; от неведения. Человек, познавший «4 истины» и освободившийся от «10 цепей», может достигнуть нравственного совершенства, состояния нирваны. Аскетика в нравственности: охранять все живое; не причинять зла; уважать чужую собственность; быть целомудренным, правдивым, воздержанным в еде и питье; игнорировать светские удовольствия и развлечения и т.д. Практика созерцания предполагает: 1) освобождение от земных желаний; 2) достижение абсолютного покоя и блаженства; 3) обретение состояния бесстрастия и безразличия; 4) обретение свободы от страдания; Эффективность практики (созерцания) усиливается теорий (догматикой) и обеспечивается нравственностью (аскетикой). В результате душа наполняется светом, обретает ясновидение и способность к достижению нирваны.
Вопрос 2. Философия Древнего Китая. Социальные основы становления этой философии – подчинение всех общественных отношений ритуалу, имевшему мировоззренческое значение. Ритуал обеспечивал порядок на небе и на земле и поведение людей. Концепция даосизма. «Дао» – первоначало, основание и завершение всего существующего и происходящего в мире. Это всеобъемлющий закон мироздания. Человек не должен стремиться управлять течением жизни, а обязан естественно войти в этот поток, помня о том, что земля осуществляет законы неба, а небо подчиняется Дао, как подлинному бытию, из которого все начинается и в которое все возвращается. Лао-Цзы полагал, что Дао не имеет ни протяженности, ни длительности, это – Великое, находящееся в бесконечном движении, несказанное и неизреченное. Дао для всех течений китайской философии – это стратегический путь развития Китая и основание нравственного поведения человека. Мировоззрение китайца ориентировано на принцип недеяния. Мудрый правитель не тот, кто постоянно экспериментирует со своим народом и над своим народом, а тот, кто предоставляет право всему идти своим естественным путем – Дао. Ярче всего дух традиционализма, закрепленного ритуалом («китайскими церемониями») высказал Конфуций. Его трактат «Беседы и высказывания» как регламент жизни опирался на понятия «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие». Взаимность ориентирована на заботу о других. Золотая середина требовала пройти по «лезвию бритвы» между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие ориентировано на почтительность и уважительность. Взаимность, золотая середина и человеколюбие – это компоненты правильного пути (Дао), которому должен следовать тот, кто желает жить в согласии с собой, с другими и с самим мирозданием, а значит счастливо.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |