|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации
Выделение 20 века как литературной эпохи обусловлено не только хронологией. Это, прежде всего, новое качество мышления, возникновение новых условий бытования литературы. Нет буквального совпадения календарной даты начала 20 века, поскольку в литературе 20 век начинается раньше, чем по календарю. 1 период 20 века: 1890е гг. – конец 1910х (условно до революции 1917 года). Если быть точным, то 20 век начинается с 1892 года – со статьи Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», в которой Мережковский заявил о новой эстетической категории: модернизме. В это же время в литературу вступает Горький со своим произведением «Макар Чудра». Этот период называют Серебряным веком. Термин этот употребляли и Р.Иванов-Разумник и В.Пяст. Однако именно Н. А. Оцуп в своей статье 1933 года «Серебряный век русской поэзии» обозначил новые границы Серебряного века: конец 19 века – начало 20, (до этого Серебряным веком называли период середины и 2 половины 19 века). Изначально Оцуп говорил о Серебряном веке только по отношению к поэзии, однако позже Н. Бердяев и С. Маковский подхватили этот термин и распространили его на всю культуру периода конца 19 века – начала 20. Однако Оцуп отметил не только хронологические рамки этого явления, но и указал на то, что Серебряный век - принципиально новый период русской литературы. 1890е годы – это, с одной стороны, развитие модернизма – новой эстетической системы, которая повлияет на весь 20 век, и начало символизма (в это время уже творят старшие символисты: Брюсов, Мережсковский). С другой стороны, в это время приходит новое мощное поколение художников, которые трансформируют реалистические традиции прозы: Бунин, Горький, Куприн, Андреев (их еще называли старшими реалистами). И та, и другая традиция внутренне были очень неоднородны, но именно взаимодействием модернизма и реализма обусловлено развитие литературы в это время. Те явления, которые прежде были второстепенны, в 20 веке выходят на первый план. Так, поэтами первого ряда стали Тютчев и Фет. Как период Серебряный век заканчивается в 1910х, но многие метры продолжают творить в русле этого направления и после (латентное, т.е. скрытое существование Серебряного века). Серебряный век вошел в историю как век переживания кризиса (старые формы литературы устарели, необходимы были новые). Но, с другой стороны, его называют и русским культурным Ренессансом (и в философии). Это время, которое, как осознавали сами участники литературного процесса, прошло под знаком синтеза, синтеза литературы и философии; они проникают друг в друга, истончаются исходные границы (Вл.Соловьев). Можно говорить о процессах обновления жанровой системы литературы в это время (расширение границ и широкое распространение лирики, воздействие ее на другие роды литературы). Понятие «Серебряного века»: в узком смысле это явления модернистского искусства (символизм и постсимволизм, в который входит акмеизм, футуризм и имажинизм). В широком смысле Серебряный век - это самые разные явления литературного времени, с которыми связано обновление художественного сознания, то есть это всё то, что мы понимаем под термином «художественная революция». Под второе определение определение попадет и «Вишневый сад» (в рамках проблемы «новой драмы»).
2 период 20 века: первая половина 1920х (формально 1917, но граница расходится из-за эмиграции) – середина 1950х годов. Нижняя граница – время реального рассечения литературы на три потока: советская, эмигрантская, задержанная. Верхняя граница – с одной стороны, смерть Сталина (1953), развенчание культа личности (1956), но, с другой стороны, 1953 – это год смерти Бунина, символический рубеж в эмигрантской литературе. К концу 50х уходят из жизни многие эмигранты первой волны: Гиппиус, Мережковский, Бальмонт, Оцуп, Цветаева. В этом периоде выделяются два этапа: 1. 1920е – это еще возможность публикаций за рубежом, возможность стилевых исканий: сказ (Зощенко), орнаментальная проза (Бабель, Олеша). Объединяются эти две тенденции общей установкой на эксперимент, на множественность голосов и точек зрения, отсутствие единой точки зрения на авторитарное мнение. Именно поэтому существование сказа и орнаментализма будет подвергнуто сомнению на рубеже 20х-30х годов: оно будет названо формализмом, признано течением идеологически невозможным, вытеснено. 2. 1930е-1940е – 1 половина 1950х – полная соцреализация, и альтернативы этому нет. В 1934 – первый съезд союза писателей. Отныне литературы - это министерство власти. В советском союзе меняется литературная среда (многие умирают: Блок, Гумилев, многие эмигрируют). Образуются студии пролеткульта, где молодых людей обучают литературному делу. Преподают здесь Белый, Брюсов. Отсюда вышли: Либединский, Фурманов. Меняется читатель (ведь прежняя интеллигентская среда разрушена), растет в то же время грамотность населения, и этим людям нужна своя литература. Отсюда идея социального заказа. Рождается жанр «письма простых рабочих». Если в 20х было множество группировок, то теперь отменили свободу слова и печати (Декрет о печати). Критика из аналитической силы превратилась в партийную дубинку. Это период только одной традиции: соцреализма. В 20е соцреализм тоже был, но тогда он существовал в здоровой конкуренции, а теперь превратился в канон. 3 период: середина 1950х годов – конец 20 века. 1950е – особенно актуальная граница (смерть Сталина- 1953 год, «Развенчание культа личности» на 20 съезде ЦК КПСС - 1956). Середина 1950х – начало «оттепели», процессов, которые видоизменили общественную жизнь. В это время зарождается и развивается диссидентское движение. Диссиденты - граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавших в обществе и государстве. Как следствие борьбы с диссидентами проходит суд над Бродским, высылка Солженицына, Галича, травля Пастернака. В 1964 году происходит «кремлевский заговор», после которого Хрущев уходит в отставку, приходит Брежнев и начинается оправдание Сталина. В 1970е – увольнение Твардовского из «Нового мира». Середина 1980х – рубеж 80х-90х – «перестроечные» процессы, распад СССР. Следствием явилась отмена цензуры, падение стены между эмигрантами и метрополией. Кризис соцреализма, яркое стремление освободиться от него. Развивается литература андеграунда. Проза второй половины 20 века (разделение условное): деревенская, военная, лагерная, городская. Трансформируется творческий метод, теперь это смесь реализма, соцреализма и модернизма. В это время расцвет поэзии (небывалое явление со времени Серебряного века): шестидесятники, эстрадная поэзия. Очень популярна поэзия андеграунда: Сангир, Пригов. Поэзия выходит за свои пределы, приобретает синтетические черты: поэзия+ выступление на публике, поэзия+ музыка. Драма: особый расцвет. Центральная фигура – Вампилов (до этого в драме была теория бесконфликтности (нельзя же было ни с кем конфликтовать), и драма погибала. Вампилов выходит за пределы реалистического театра, у него реализм+ модернизм. Кроме того, зарождается постмодернизм: Ерофеев («Москва-Петушки»). 4 период: рубеж 20 и 21 веков. Это так называемый период новейшей литературы. В это время огромную роль играет возвращенная литература и сетература.Меняется представление о литературе. Современность поставила под сомнение литературоцентрический характер литературы. В 90е литература переживает усталость от того напряжения, которое было на ней с 19 века. Современный период литературы принято считать с трех «П»: Пелевина «Generation П», Астафьева «П ечальный детектив» и Распутина «П рощание с Матерой». После 1980х – бум задержанной литературы: Набоков «Защита Лужина», Замятин «Мы», Пастернак «Доктор Живаго» и др. Вся эта литература, несмотря на то, что была написана в середине века, прочитывается как ультрасовременная. В это время задержанная литература даже вытесняет литературу 90х годов. Параллельно существуют три направления: 1. Постмодернизм. Постмодернисты утверждают, что реальность непознаваема, мы не имеем дела с реальностью, только с текстами, текст воспринимается как самопишушийся, все тексты равны. Задача художника-постмодерниста – соединить все тексты. Это приводит к интертексту. Разрушение стереотипов. Примеры: Сорокин «Голубое сало», «Настя», Барт «Смерть автора», Пелевин, Толстая «Кысь». 2. Реализм: политический роман (Распутин, Солженицын). 3. Модернизм: Липскеров. Новейшая литература предпочитает смешивать все типы, и порой сложно понять, какое произведение к какому течению относится. Выделяется еще сетература: специфика электронного существования литературного текста. Здесь мы видим соединение реализма и модернизма. Примеры: Улицкая «Переводчик Даниэль Штайн», «Казус Кукоцкого».
Литература Серебряного века: границы периода, его эстетическое своеобразие, основные направления и течения. Из лекции Ничипорова: Границы Серебряного века невозможно совместить с хронологическим порядком веков, то есть начало Серебряного века не является началом ХХ века. Нижняя граница приходится на конец XIX в., а именно на 1890е гг., а верхняя – на конец 1910х (условно до революции 1917 года). Если быть точным, то Серебряный век начинается с 1892 года – со статьи Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», в которой Мережковский заявил о новой эстетической категории: модернизме. В это же время в литературу вступает Горький со своим произведением «Макар Чудра». Термин «Серебряный век» употребляли и Р.Иванов-Разумник и В.Пяст. Однако обозначил новые границы Серебряного века Н. А. Оцуп в своей статье 1933 года «Серебряный век русской поэзии»: конец 19 века – начало 20, (до этого Серебряным веком называли период середины и 2 половины 19 века). Изначально Оцуп говорил о Серебряном веке только по отношению к поэзии, однако позже Н. Бердяев и С. Маковский подхватили этот термин и распространили его на всю культуру периода конца 19 века – начала 20. Однако Оцуп отметил не только хронологические рамки этого явления, но и указал на то, что Серебряный век - принципиально новый период русской литературы. 1890е годы – это, с одной стороны, развитие модернизма – новой эстетической системы, которая повлияет на весь 20 век, и начало символизма (в это время уже творят старшие символисты: Брюсов, Мережсковский). С другой стороны, в это время приходит новое мощное поколение художников, которые трансформируют реалистические традиции прозы: Бунин, Горький, Куприн, Андреев (их еще называли старшими реалистами). И та, и другая традиция внутренне были очень неоднородны, но именно взаимодействием модернизма и реализма обусловлено развитие литературы в это время. Те явления, которые прежде были второстепенны, в 20 веке выходят на первый план. Так, поэтами первого ряда стали Тютчев и Фет. Как период Серебряный век заканчивается в 1910х, но многие метры продолжают творить в русле этого направления и после. То есть явление модернистского искусства существовало и в советском периоде русской литературы + многие мэтры продолжали творить в рамках традиций Серебряного века и в эмиграции (латентное, т.е. скрытое существование Серебряного века). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |