|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Старинные лирические песни и народный бытЛитература: Лазутин «Русские народные лирические песни, частушки и пословицы», Зуева «Русский фольклор»; учебник Аникина; часть из старых билетов. Песни могут быть эпическими, лирическими и лиро-эпическими (eстная форма бытования и следы синкретизма привели к тому, что в народной лирике образовалось много произведений промежуточного типа: лироэпических, лирико-драматических и лирико-хореографических). Скзвозников в книге «Реализм лирической поэзии» отмечает, что в литературной лирике «показателем реализма является сознание (или хотя бы ощущение) поэтом индивидуальности своего жизненно обусловленного переживания, ощущения своего права на выражение именно своей личности». Этого нет в безличном фольклоре, так как народная песня должна прилагаться к чувствам каждого человека; иначе она не нужна целому народу, а годится только для нескольких отдельных лиц». В фольклорной лирике передаются различные жизненные обстоятельства, в ней отражена сама жизнь; она старше лирики литературной; создается она и распространяется устно. Лирические песни меньше эпических произведений по своему объему. В отличие от эпических произведений в лирических песнях сюжет или слаб, или отсутствует. По характеру бытования народные песни делятся на обрядовые (исполняются в календарных или семейно-бытовых обрядах) и необрядовые (исполняются в любых условиях). Все обрядовые песни – лирические. При классификации русских народных лирических песен Пропп исходит из того. что «поэтическая система» (особенности содержания и художественные формы) в песнях различна, отличается жанровой спецификой у разных классов и социальных прослоек общества. Всю народную лирику можно разделить на три группы: 1) обрядовые песни (календарные – колядки, масленичные песни, егорьевские песни, купальские песни; семейно-бытовые – свадебные песни, похоронные и рекрутские причитания) 2) хороводно-игровые песни 3) голосовые песни. Большую группу необрядовых песен составляют протяжные и частые песни-баллады, песни-рассказы, песни-жалобы, песни-юморески, мещанский рассказ, песни-сатиры, песни-гимны. Периодика жанров: самые древние жанры календарной обрядовой поэзии, необрядовые протяжные песни (XV-XVII), рабочие песни-рассказы и песни-жалобы (XVIII-первая половина XIX), частушки, песни-сатиры, песни-гимны (вторая половина XIX-начало XX), героическая баллада (советское время). Лирическая песня возникла на основе баллад, причитаний, свадебных и величальных песен и выразила собой усложнение поэтики, ознаменовав новую ступень художественного творчества сравнительно с предшествующим. – жанр баллад сформировался в XVI-XVII вв, последующие столетия обогатили лирические песни тематическими новообразованиями и стилистической новизной. Старинные лирические песни (XV-XVI) существовали самостоятельно, со своим кругом и принципом художественной типизации жизни. Лирические внеобрядовые песни знал каждый человек, традиционно они исполнялись без музыкального сопровождения, существовали песни сольные и многоголосые. Сложилась традиция петь хором – на посиделках, вечеринках, свадьбах, в хороводе (хоры мужские, женские, смешанные, пожилых людей, молодежи; у каждого хора был свой репертуар). Лирическая песня в своей поэтике близка повествовательным, сюжетным (в особенности, балладным), а также – к обрядовой лирике. Отличие от баллад: в балладных песнях полноту сюжетного воспроизведения реальности, явленную в былинах, старших исторических песнях, заменило изображение отдельных звеньев из цепи событий; остальные подаются сжато, служат пояснением. Лирическая песня о встрече замужней дочери с матерью, повторяя сюжетное строение баллады, вместе с тем отходит от ее приема раскрывать переживание через действие. Сюжетная лирическая песня сосредоточила интерес не на драме как таковой. Интерес заключен в воспроизведении порожденной ею психологической ситуации. Балладный сюжет тоже включал в себя передачу переживания людей, но всегда в единстве с их действиями, показываемыми с некоторой полнотой и с соблюдением их временной последовательности, пространственной определенности. Однако не все лирические песни сюжетны даже минимальны. Распространен и тип бессюжетной лирики. Переходом к нему можно считать промежуточный вид таких песен, которые придают главное значение речам персонажей. В результате сюжетность становится столь слабой, что монолог либо диалог становятся практически единственным средством раскрытия темы. Нельзя не сказать о связи лир.песни с обрядовыми причитаниями. Причитание невесты: Я возьму свою красоту/Во свои руки белые,/Я снесу свою красоту во леса во дремучие/…И повешу на белую березоньку. Причитание говорит о переломе в судьбе человека в момент, когда происходит непоправимое несчастье. Песню отделяет от события, про которое она рассказывает, более или менее значительный промежуток времени. Сетование: «Кабы знала я, кабы ведала» - это воспоминание. Непосредственно воспроизводится не то, что некогда произошло, а то чувство, которое испытывает человек, оглядываясь на прошлое. Таким образом, сделавшись относительно свободной от изображения источника психологического переживания, бессюжетная лирическая песня одновременно усвоила принцип выражения чувств лирического «я» из предшествовавшего ей обрядового творчества. Песенно-лирическая символика пошла от свадебной (вологодская песня «Не ясен-то ли сокол, сокол по горам летал»; в ней повторяются образы свадебной песни; отход от традиций выразился в наполнении символических образов содержанием, отмеченным печатью бытовой достоверности: песня изображает истину человеческих переживаний, правду чувства, возникшего у любящих, а не условную, предписанную обрядовой логикой картину нападения сокола на стадо лебедей; свобода от обряда выразилась и в перемещении символа из песни в песню). Связь символов может являться и при внешней их несоотносимости. Символика в этом случае становится еще более независимой от развития темы и подается в самостоятельном, ассоциативно существующем плане. Стилистическая примета лирической песни – поэтизация быта (источник - стиль величальной песни: аграрно-календарный и свадебный вид). Аграрно-календарный: по мысли совершавших обряд, береза должна передать буйный рост и пышную красоту полевым злакам. Перемещение величального мотива в лирическую песню сопровождалось утратой обрядового смысла, но по традиции песня удержала в себе высокий стиль величания. Теперь стоящая на горе во всей весенней красе береза предваряет рассказ о сердечной драме (антитеза: разлука влюбленных) - закон свободных поэтических ассоциаций. Из календарных величаний заимствовалась традиция изображать явления природы. Из свадебных величаний – изображение людского «пригожества» (на миленьком китайна шубонька, серебряны пуговки и т.п.). Самой ценной в художественном отношении была традиционная крестьянская лирика. С развитием промышленности появились рабочие песни; рост городов обусловил появление городских песни – "жестоких романсов". С конца XVIII в появились песни литературного происхождения. Основным путем проникновения литературы в народный песенный репертуар были рукописные и печатные песенники. Очень много произведений переходило в фольклор через массовые лубочные издания. Тематика: песни любовного содержания (встреча, расставание, измена); семейные песни (замужняя женщина скучает по родной сторонушке); шуточные песни (семейный быт: ленивые мужья и жены-неумехи); разбойничьи (XVI-XVII: удалой разбойник); солдатские песни (XVII, воинская обязанность: изображение психологии простого солдата); бурлацкие песни (удалой робят, Волга-матушка); ямщицкие (протяжные, долгие, трагические) – это все крестьянские песни. Композиция: песни с двухчастным сюжетом могли строиться на принципе психологического параллелизма – в песне "Как бывало мне, ясну соколу, да времечко" сюжет повоторяется до мелочей – пойман сокол и пойман молодец. (У сокола ножки спутаны/ На ноженьках путечки шелковые и У добра молодца ноженьки скованы, / На ноженьках оковушки немецкие). Разновидностью психологического параллелизма является параллелизм отрицательный (Не былинушка в чистом поле зашаталася - / Зашатался-загулялся добрый молодец). Важен прием постепенного сужения образов. Ступенчато-нисходящий ряд мог располагаться в конце, в начале, в середине песни. В рекрутской песне "Ох ты, пей-ка, моя головушка.." богатые мужики решают, кого отдавать в солдаты. Выбор падает на самого беззащитного (Нам богатого отдать – прогневити, / Одинокого отдать – разорити/ На ряду-то живет вдова с сиротою,/ У нее есть один сыночек-сиротина / Отдадим-ка мы его в солдаты). Композиционные прием песен могли взаимодействовать (ступенчатое сужение образов + многочленный отрицательный психологический параллелизм: Как далеченке-далече, в чисом поле/ Что еще того подале, во раздольице/ Как не былая березынька к земле клонится/ Не шелковая ковыль-травынка расстилается / Как не ясен огонечек загорается/ Как у огничка разостлан бел шелков ковер/ Как на ковричке лежит удалый-добрый молодец и т.д.). Заметной композиционной особенностью лирических песен является прием развернутой метафоры – описание смерти молодца: молодец задумал жениться, дружка – крест, сваха – сабля, тысяцкий – булатный нож и т.д. Поэтика: Большое место в народной лирике занимают повторы – тавтологические (чудо чудное) и синонимические (путь-дороженька), которые усиливали художественное воздействие песни. Народные песни имели тонический стих, а также переходные формы силлабо-тонического стиха. Протяжные песни обычно имели белый стих, рифмы бывали только смежными, причем рифмовалась одна часть речи. В народной лирике много устойчивых метафор – девушка: белая лебедушка, ягода, молодец – ясный сокол, ясный месяц, молодая женщина – утушка луговая и т.д. Важную роль играли постоянные эпитеты: березонька белая, чистое поле, серы волки, темны леса, вольны пташки и т.п. Поэтика традиционной крестьянской лирики богата, но в каждой конкретной песне использование приемов и средств строго регулировалось принципом достаточности. Цитаты в помощь с пояснениями: Песни любовного содержания: Тесова-то нова кроватушка/Пуста простояла еще без дружка,/Соболиное новое одеялице/Во ногах пролежало оно, во ногах;/Пуховые-то новы подушечки/Во слезах потонули они, во слезах. Семейные песни: подневольное положение молодушки раскрывается через бытовые сценки: младшенькой спится-дремлется, но ее сердито будят свекор-батюшка и свекровь-матушка; в другой песне чужой отец с матерью посылают молодУ в полнОчь по водУ: Зябнут, зябнут ноженьки, у ключа стоЯ,/Прищипало рученьки к коромыслицу./Текут, текут слезоньки по белУ лицу; молодушка иногда бывает волевой, не пускает пьяного мужа в дом: Вы раздайтесь, расступитесь, люди добрые…; насильно выданная замуж за недоростка, женщина грозится отнести его в лес и привязать к березке, ко горькой осинке, ко самой вершинке: Отдает меня маменька замуж…; горькая судьба вдовы. Шуточные, сатирические песни: драматическая коллизия семейного быта. Герои – привередлива невеста, ленивая жена, нерадивая стряпуха, ткачиха (Дуня-тонкопряха), теща и зятья, неспособные выполнять мужскую работу. Молодушка своевольничает: отправляется на работу спотешить молодцА, ночует в лужочке, под ракитовым кусточком, где ее веселят своими песнями два мОлодца удалые. Сюжетные ситуации объясняют комическое выявление недостатка (бабка испекла хлеб, который и даром не сдался: Одна сивая свинья/Понюхала, отошла - /Она рыло замарала,/Три недели прохворала / На четвертую неделю/Богу душу отдала) Р азбойничьи: восстания против крепостного гнета, образ удалого разбойника («Не шуми, мати, зеленая дубравушка»: Я скажу тебе, надежа православный царь,/Всее правду скажу тебе, всю истину/Что товарищей у меня было четверо:/Еще первый мой товарищ – темная ночь/А второй мой товарищ – булатный нож,/А как третий-от товарищ – то мой добрый конь,/А четвертый мой товарищ – то тугой лук,/Что рассыльщики мои – то калены стрелы); воспевается опасность; песня сравнивается с ясным соколом. Солдатские: патриотизм русских солдат, отречение от личной жизни (дом – крутая гора, жены – ружья заряжены), группа песен о смерти солдата использовала древнерусские воинские стихи с мифологическими элементами («Воспоил, воскормил отец сына»). Иногда изображались войны XVIII-XIXвв. Бурлацкие: психологический облик бурлака: Бурлацкие пожитки/Что добры, да не велики:/Одна лямка да котомка,/Еще третья-то оборка. Ямщицкие и чумацкие: для России характерен труд ямщиков (перевозили почту и пассажиров), для Украины – чумаки. Появилась литературная мода (стихотворения Пушкина, Вяземского, Некрасова). Поэтизация смерти: Отведите-ка вы моих вороных коней моему батюшке,/Золотую ли казну моей рОдной матушке,/Челобитье вы моей молодой жене,/Благословеньице вы моим малым детушкам.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |