АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические песни в их отношении к общественной жизни

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ.
  3. Б. Животные и незрелые в половом отношении лица как сексуальные объекты
  4. Билет № 40 Сферы общественной жизни.
  5. Билет.50.. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины, осн. этапы, цена победы, исторические уроки.
  6. Бытовой уровень. Что такое счастье и смысл жизни.
  7. В общественной жизни.
  8. В отношении личной подсудности
  9. В результате возникнут проблемы со здоровьем у людей, будет сокращаться их продолжительность жизни. Возникнут проблемы и с развитием экономики.
  10. Введение - Исторические данные
  11. Веницианов Алексей Гаврилович (1780-1847) - певец русской жизни.
  12. Взаимосвязь сфер общественной жизни

О жанре

Исторические песни выделяются как подтип народной песни с ярко выраженным эпическим началом. Часто ИП называют лиро-эпическими жанром, что не совсем правомерно, так как во многих из них лирическое начало сведено к минимуму. ИП – сюжетный жанр. Сюжет сводится к одному событию или эпизоду. Присутствуют традиционные элементы, формулы, эпитеты, устойчивые концовки и т.д. ИП, особенно ранняя, тяготеет к былине, однако в отличие от былины в ИП действует конкретный исторический персонаж: Иван Грозный, Суворов, Петр I, Пугачев, Разин, Ермак. Действуют не только обобщенные идеальные герои, но и более «простые люди» - например, простые казаки или слуги государя.

Исторические песни 16 века

Песни времен Ивана Грозного относятся соответственно к XVI в. К ним относятся песни о Кострюке, песни о взятии Казани, песни о Ермаке, песни об Иване Грозном. Кравцов и Лазутин считают, что песни о Кострюке появились как реакция на женитьбу Ивана Грозного на Марии Черкасской. Прототипом Кострюка считают младшего брата Марии Михаила, хотя имя Кострюк напоминает имя старшего брата Марии – Мастрюка, причем в некоторых песнях герой носит именно такое имя. Сюжет песен состоит обычно в том, что русский мужик Потанюшка побеждает хвастуна Кострюка. Марина велит Ивану Грозному казнить Потанюшку, но тот милует его и говорит, что «в Москве должен русак тешиться. Песни об Иване Грозном посвящены событиям из жизни царя. Например, в одной из песен рассказывается о том, как Иван приговорил к смерти своего сына то ли за измену, то ли за хвастовство. Царевича спасает Никита Романов, который подменяет царевича на конюха. Затем Грозный мучается, думая, что казнил сына и чуть не убивает Никиту Романова, но тут выясняется, что сын жив, и царь приходит в великую радость. В песнях достаточно детально обрисован характер царя, что не характерно для идеализированного былинного князя Владимира. Песни о Ермаке рассказывают о казачьих походах под предводительством атамана Ермака, служившего Ивану Грозному. В песне «Ермак в казачьем кругу» Ермак обращается к казакам с призывом покончить с разбоем и встать на службу государю. В песне «Взятие Ермаком Казани» казаки берут Казань и получают награды от царя. В песне «Ермак у Ивана Грозного» Ермак предстает уже важным и ответственным военачальником. Среди песен о Ермаке существует, по-видимому, лишь одна, повествующая о покорении Сибири. Но и она, видимо, является более поздней (что подтверждает лингвистический и филологический анализ).

В песнях о взятии Казани, видимо более поздних, эпический элемент сглаживается: сокращается объем и гиперболизация (герои – простые казаки и мужики). В песнях отражена историческая действительность: часто упоминается подрыв стен. Песен о взятии Казани множество, обычно это переделки ранее существующих песен, восходящих к песням, которые пелись самому Ивану Грозному. Как передает Олеарий, царь, желая повеселиться за пирушкой, приказывает петь песни, сложенные о завоевании Казани и Астрахани. Для русских людей того времени Иван Грозный стал царем именно после завоевания Казанского царства; до этого для народа он привычно оставался Великим князем. В сборнике былин и исторических песен Кирши Данилова (XVIII в.) есть одна из наиболее старых редакций песни о взятии Казани. Там Иван Васильевич именуется князем вплоть до вынесения из Казани короны с порфирой. Та же последовательность повторяется в песне Иван Грозный и сын:

 

Казанское царство мимоходом взял,

Царя Семиона под мир склонил,

Снял с царя порфиру царскую,

Привез порфиру в каменну Москву,

Крестил я порфиру в каменной Москве,

Эту порфиру на себя наложил,

После этого стал Грозный царь.

 

Песни о Казани обычно кратки и не без грубоватого юмора. В них описаны насмешки татарок на стенах, вспыльчивость Грозного, и роль подкопов и пороховых взрывов при взятии Казани. Например, в такой версии:

 

...Еще как государь-царь Казань-город брал.

Он в овражке простоял - он и кашку расхлебал.

Он в другом постоял - он другую расхлебал,

Татарки-казанки, на стене они стояли,

На стене они стояли, попкы показали:

"Еще вот те, государь-царь, Казань-город взять!"

 

Эпизод с пушкарями, на которых разгневался Иван Васильевич, присутствует во многих песнях Казанского цикла. Он свидетельствует, что в народе знали сильные и слабые стороны характера своего царя. В этих песнях образ Ивана Васильевича отнюдь не идеальный, а близок к реальному образу, известному нам из описаний современников первой половины правления Грозного. Царь показан вспыльчивым, подозрительным, скорым на расправу, но и отходчивым, справедливым, готовым признать свою неправоту. В народе глубоко чтили ум Ивана Васильевича:

 

Старину я вам скажу стародавнюю

Про царя было про Ивана про Васильевича.

Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,

Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет.

 

Кроме песен о Казанском взятии, есть песни об отбитии крымских татар от Москвы. В них выступает татарский богатырь Кострюк, требующий дани. Он приезжает в Москву, царь ему устраивает пир, а Кострюк хочет поразвлечься и побороться, требует себе супротивников, иначе грозит спалить царство Московское. Царь находит ему двух борцов, один из них - Михалка или Михаил Иванович, в борьбе Кострюка убивает. Михаил Иванович, убивший Кострюка, заставляет вспомнить исторического Михаила Ивановича, князя Воротынского, нанесшего под Молодями страшное поражение крымскому хану (1572). Но сам Иван Васильевич не является главным героем в песнях этого цикла. После отбития крымцев, царь и страна живут под защитой воинов в мире и радости:

 

А живет-то наш Грозный царь Иван Васильевич,

А живет-то он, да звеселяется,

Звеселяется в своих да радостях,

 

Среди исторических песен распространена песня о спасения царевича. Известно 43 варианта. В них поется о сыновьях Ивана Грозного, Иване и Федоре. Царевич Иван, кровожадный, пытается погубить доброго брата Федора, но сам гибнет.

 

Тут стемнел царь, как темна ночь,

Зревел царь, как лев да зверь:

"Сказывай, собака, про измену великую!

Есть песни о смерти Ивана Грозного. В одной из них царь лежит в гробу кипарисовом, в головах его крест и корона царская, в ногах - острый меч. Кресту молятся, мечу ужасаются, отпевают память царю православному, царю Грозному Ивану Васильевичу.

 

Исторические песни 17 в.

Ип 17в. широко охватили события русской истории: «смуту», смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление двух Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, восстание Степана Разина. Создавались среди крестьян, горожан, «ратных людей», казаков. Борьба за независимость родины и против угнетателей определили две основные темы ип – патриотическую (о Михаиле Скопине-Шуйском) и социальную (о Степане Разине). Песни о Скопине воспевают его военные победы, отражают возложение народом надежд на него как на достойного быть русским царем (талантливый полководец завоевал большую любовь в народе, сыграв важную роль в освобождении Москвы от польской осады и в разгроме войск Лжедмитрия 2 и польских воевод), а также нелюбовь к нему со стороны князей Воротынского и Мстиславского (Скопин внезапно умер после пира у Воротынского, предположительно отравлен). Некоторые песни имеют немало былинных особенностей (песни из сборника Кирши Данилова, в которых Скопин, освобождая Москву, действует как былинный богатырь).Песни о Стеньке Разине описывают его отношение к «голытьбе» и казакам, походы на Яик и Каспийское море, на Астрахань, Казань, на «басурманов» (но ничего о походе в Персию), его заключение в тюрьму и казнь. Есть проявления стихийности, мотива веры в царя и неверия в бояр. Помимо образов Разина, казаков, часто присутствует образ «сынка», смелого и дерзкого молодца, преданного Разину.

Из песен «Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о Гришке Отрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию, который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы, вступивший в сговор с врагами Руси:

 

…Сослал нам, боже, прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева,

Ужели он, Расстрига, на царство сел?

Называется Расстрига прямым царем

 

Образы Григория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегда пародийные, карикатурные. В песне «Тришка Расстрига» оба они осуждаются за надругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злой еретницей-безбожницей.

В свою очередь народная историческая песня так отозвалась на облик Годунова:

 

Ох, было у нас, братцы, в старые годы…

<…>Как преставился-то наш православный царь

Фёдор Иванович,

Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,

Злодейским рукам, боярам-господам.

Появилась-то из бояр одна буйна голова,

Одна буйна голова, Борис Годунов сын,

Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.

 

Во второй половине 17 в. (восстание под руководством Степана Разина), тема социального протеста, которая была лишь сопутствующей в песнях начала 17 в., в песнях разинского цикла стала основной и получила самостоятельное худ. решение.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)