АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поэтика Г.Р.Державина. Державин в литературном движении екатерининской эпохи

Читайте также:
  1. А — при двустороннем движении судов; б — при одностороннем движения
  2. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  3. Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
  4. Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
  5. В журнале движения больных отделения отмечаются сведения о движении больных: число выбывших и поступивших.
  6. В международном движении капитала
  7. Вопрос 4: Траектория движения. Криволинейное движение. Нормальное и тангенциальное ускорения при криволинейном движении.
  8. Данные о движении и техническом состоянии основных производственных фондов
  9. Движение декабристов. Историческое место декабристов в общественном движении, их нравственное и политическое наследие.
  10. Джойс. Поэтика романа «Улисс»
  11. Е. в его движении
  12. Журнал «Наш современник» и его место в литературном процессе 1970-80х годов.

Использованные материалы:

· Лекция консультации (Архангельская)

· Статья В.Л. Коровина «Державин»

 

Все стихи, которые приведены в конце ответа, отмечены в ответе жирным шрифтом.

 

Краткая биография. Гавриил Романович Державин (1743 - 1816) - поэт и гос. деятель. Учился в Казанской гимназии, находившейся в ведении Московского ун-та, служил. В 1787 г. его усилиями были открыты многие народные школы (кстати, и свои деньги после смерти он завещал на строительство училища для девиц). В 1791 г. стал президентом Коммерц-коллегии при имп. Екатерины II. Державин был верен своему делу, боролся с нарушителями закона, но несправедливо поступали с ним: вскоре ему было передано распоряжение имп.-цы числиться президентом Коммерц-коллегии, «ни во что не мешаясь».

При вступлении имп. Павла I на престол (1796) Державин был назначен правителем канцелярии Совета при имп., но вскоре имп. объявил, что Державин остается только сенатором. С 1799 г. Павел I стал давать ему частные поручения. В Белоруссии Державин сумел предотвратить надвигавшийся голод. За это он был награжден чином действительного тайного советника. Но при имп. Александре I вновь был освобожден от всех должностей, оставшись только сенатором. Державин просил наказать преступников, виноватых гибели Павла I, но ничего не добился. Отстаивая неприкосновенность самодержавной власти и существующих законов (в т.ч. крепостного права), Державин протестовал против реформаторских замыслов членов Негласного комитета и после ряда конфликтов с ними в 1803 г. был уволен от дел.

 

К 1779 г. Державин избрал свой особый путь в поэзии и опубликовал ряд новаторских стихотворений («На смерть князя Мещерского», «На рождение в Севере порфирородного отрока», «Ключ» и др.). На его становление оказало влияние участие в кружке Н. А. Львова. Отказавшись от «подражания образцам», Державин писал стихотворения, о частной жизни и быте, о реальности природы и общества. Преодолевая классицистич. иерархию жанров и стилей, свободно смешивал «высокие» славянизмы и «низкие» просторечия, легко переходил от философствования к насмешкам. Так, в оде «Фелица» (1782, опубл. в «Собеседнике») он практически нейтрализовал оппозицию оды и сатиры, причем, даже создавая идеализированный портрет имп. Екатерины II, добился его житейской достоверности (как и в сатирических портретах вельмож). Благодаря этому произведению приобрел лит. известность и обратил на себя внимание императрицы. Свои лит. заслуги Державин впоследствии видел в том, что умел «в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о Боге / И истину царям с улыбкой говорить» (Памятник. 1795).

В 1795 г. Державин подал имп. Екатерине II рукописный том своих стихотворений для одобрения к публикации, но получил отказ (Державин сообщал, что в его переложении Пс 81 «Властителям и судиям» был усмотрен «якобинский дух», и, оправдываясь, говорил, что «царь Давид не был якобинец»). В1797 г. Державин. сумел добиться расположения Павла I, передав ему оду «На новый 1797 год». В 1798 г. получил от него награду за оды «На рождение великого князя Михаила Павловича» и «На Мальтийский орден». В том же году вышла 1-я ч. «Сочинений» Державина (издание не было продолжено).

Предпосылкой ярко индивидуального, «державинского» стиля было новое представление о личности поэта и характере поэтич. вдохновения. Оно изложено в его позднем трактате «Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде» (1811-1815). Поэт в представлении Державина - творческий «гений», а «у всякого гения есть своя собственность, или печать его дара, которым он от других отличается», т. е. поэт не обязан подчиняться заранее данным «правилам». Он вдохновляется непосредственно «свыше». Поэт у Державина наделяется чертами богодухновенного пророка (Бессмертие души. 1796). Даже высказываясь на светские темы (напр., в «победных» одах или «анакреонтических» стихотворениях), поэт вдохновляется Богом: «Если я блистал восторгом, / С струн моих огонь летел, / Не собой блистал я - Богом; / Вне себя я Бога пел» (Признание. 1808). Отсюда особая весомость духовной поэзии и религиозно-философских размышлений в обширном и разнообразном наследии Державина.

Я. К. Грот, крупнейший знаток творчества поэта, видел в нем «замечательного коренного русского по воспитанию, быту, уму и нраву» и отмечал, что «во всех сочинениях Державина явственно проглядывает… его давнее слияние с Церковью, его совершенное знание славянской Библии и богослужебных песен». Д. живо интересовался совр. ему богословской литературой, но был чужд характерным для его времени масонским религ. исканиям. В своих духовных стихотворениях он стремился сохранить «богословское православной нашей веры понятие».

Державину принадлежит 27 переложений псалмов (у каждого своё заглавие). Видно, что поэта волновали вопросы практической личной и общественной морали. Во мн. переложениях говорится о правосудии и земных властителях: «Властителям и судиям» (Пс 81. 1780, 1795), «Праведный судия» (Пс 100. 1789), «Радость о правосудии» (Пс 74. 1794), «Введение Соломона в судилище» (Пс 71. 1799), «Воцарение правды» (Пс 96. 1813). Темы других - о блаженстве праведников: «Счастливое семейство» (Пс 127. 1780, 1785), «Истинное счастье» (Пс 1. 1789), «Братское согласие» (Пс 132. 1799); о покаянии: «Покаяние» (Пс 50. 1813); о величестве Божием, о кознях нечестивцев и т. д. В переложения псалмов Д. часто вносит намеки личного характера, а иногда непосредственно «применяет» их к определенным людям и событиям. Так, переложение Пс 90 (Победителю. 1789) адресовано Г. А. Потёмкину по случаю взятия Очакова.

Большая часть духовных од Державина являются оригинальными, хотя и пронизаны библейскими реминисценциями. Во многих, особенно в ранних одах прослеживается полемика со скептической философией Просвещения (в частности, с философскими одами прусского кор. Фридриха II, к-рые Державин перевел в прозе и включил в свой 1-й поэтический сб. «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае» (1777)). Так, в оде «Успокоенное неверие» (1779) мрачные рассуждения о ничтожестве человеческой жизни опровергнуты апелляцией к вере: «Придите, обымите Веру: / Она одна спокоит вас…» В оде «На смерть князя Мещерского» (1779, 1783) дан образ смерти, к-рою «звезды сокрушатся» и «солнцы потушатся», но завершается она сентенцией в духе христ. приятия жизни: «И с чистою твоей душою / Благословляй судеб удар».

Главным своим творением поэт считал оду «Бог» (1784) (этим произведением Державин начинал собрания своих соч.-ий). В торжественном гимне величию Божию изложены доказательства Его бытия («Я есмь - конечно, есть и Ты!»). Но все попытки определить бытие Божие относительно тварного мира и его атрибутов (пространства, времени, движения, причинности и др.) оказываются безуспешны (все миры «перед Тобой - как нощь пред днем»). В центре оды - мысль о том, что бесконечный, непостижимый Бог «изобразил» Себя в ничтожном (меньше «точки») человеке, поставленном «в средине естества», который, одновременно являясь и тварью и образом своего Создателя, тоже оказывается непостижимым: «Я телом в прахе истлеваю, / Умом громам повелеваю, / Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог!» Достоинство и жизнь человека основываются только на бытии его Создателя и вере в Него: «Ты есть - и я уж не ничто». Эта мысль была дорога Державину, и она по-разному звучит во многих одах. На бытии Божием основано наше бессмертие: «Да на краю воскликну бездны: / Жив Бог - жива душа моя!» (Бессмертие души. 1796); возможность торжества над земной судьбой: «Рок низлагать - молитвой и Богом» (Снигирь. 1800); совесть, правдолюбие и любовь к ближним: «Он совесть - внутрь, Он правда - вне», «Да токмо за Тобой стремлюся /… / Любя Тебя, да всех люблю» (Истина. 1810); послушание властям: «Твоей лишь воле в угожденье / В лице царя Твой образ чтил» (Молитва [«О Боже, душ Творец бессмертных…»]. 1796).

В 1814 г. Державин написал и опубликовал еще одну «богословскую» оду - «Христос. Оды «Бог» и «Христос» составили своеобразную «духовную дилогию». В оде «Христос» сквозная мысль - о непостижимости слияния человеческой и божественной природы в Спасителе и совершенного Им искупления рода человеческого. Треть ее строф начинается с недоуменного вопроса «Кто Ты?..»: «Ты Бог - но Ты страдал от мук! / Ты человек - но чужд был мести! / Ты смертен - но истнил скиптр смерти! / Ты вечен - но Твой издше дух». Но только таким, непостижимым и страшным, образом оказалось возможным спасение. Он - начало и конец, альфа и омега: «Христа нашедши, все находим, / Эдем свой за собою водим, / И храм Его - святы сердца». Вся эта пространная ода построена на новозаветных цитатах, к-рые автор указал в примечаниях (на 38 строф приходится 82 сноски). Т.о., он желал продемонстрировать свою богословскую эрудицию и верность правосл. традиции.

По выходе в отставку Державин лето проводил в Званке, а зиму в С.-Петербурге. Занялся изданием своих соч.-ий: в 1804 г. вышел сб. «Анакреонтические песни», а в 1808 г.- 4-томное собрание сочинений (в 1815 вышел 5-й т. со стихами, написанными после 1808, и драматическими произведениями). Много сил в это время (1804 - 1814) отдавал драматургии. Написал трагедию на сюжет из Иосифа Флавия «Ирод и Мариамна», трагедии из рус. истории «Евпраксия» и «Темный», оперы «Добрыня», «Пожарский, или Освобождение Москвы», «Грозный, или Покорение Казани», комические оперы «Дурочка умнее умных» и «Рудокопы» и др. Большая часть драматических сочинений при жизни Державина не была опубл. Из поздних духовных од так же значителен цикл стихотворений, созданных в 1810 г.: «Идолопоклонство», «Добродетель», «Истина», «Проблеск» и «Тоска души».

В 1805 г. в Званке Державин познакомился с еп. Евгением (Болховитиновым). Ему адресованы стихотворения «Евгению. Жизнь Званская» (1807) и «Эхо» (1811). Их переписка продолжалась до последнего дня жизни поэта.

Дом Державина стал одним из центров лит. жизни столицы. Вокруг Державина и А. С. Шишкова сложился кружок «архаистов», ревнителей старины, любителей церковных книг, народных песен и одической поэзии. В 1811 г. ими было создано официальное лит. об-во «Беседа любителей русского слова». Собрания «Беседы...» проходили преимущественно в его доме (со смертью поэта об-во прекратило существование).

 

Из лекции (Архангельская):

Начинать надо с жанровых трансформаций.

Державин внёс существенные изменения в традиц. оду. Он появился именно период преобразования классического жанра. Именно с Державина начинается трансформация похвальной оды (в оде «Фелица» императрица изображена обычным человеком, а не лицом государства или полубогиней). Державин сочетает элементы одической и сатирической поэтики (соединяет элементы разных жанров! Ломоносов был против этого, как и другие классицисты).

При этом сам жанр оды он сохраняет (ода «Фелица»). Автор ведёт забавную игру с читателем. Вот полное название оды: «Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санктпетербурге. Переведена с арабского языка 1782». Автор прячется за неким мурзой. Эта игра противостоит ортодоксальному классицизму. Всё это указывает на то, что формы классицистич. оды уже размыты.

«Осень во время осады Очакова» - военная тема. Облик идеального вельможи констр. из критики современных неидеальных вельмож.

Философская лирика Державина: «На смерть князя Мещерского», «Водопад». Последнее стихотв. изначально было просто пейзажной зарисовкой. Державин переделал его, когда узнал о смерти Потёмкина, наполнил филос. смыслами. Водопад - образ славы Потёмкина. Противопоставлено это народному спокойному течению реки - образ славы Румянцева.

+Сказать о лёгкой поэзии Державина. К концу 18 в. сходит на нет классицистич. представление о том, что лит.-ра должна служить общественным задачам. Появ. лёгкая поэзия. В 1816 году (после смерти Державина) Батюшков был вынужден доказывать важность лёгкость поэзии («О влиянии лёгкой поэзии на язык»), и здесь он опирается на Державина. Сборник 1804 года - «Анакреонтические песни» (привожу 2 стихотворения из них в конце ответа) Державина - первый поэтический сборник, который читатели получили на руки. Державин был не первым (первым был Кантемир), кто переводил Анакреона, но он очень его русифицирует, погружает читателя в реалии русского быта. Показывает русских крестьянок, русские пляски, национальное.

Державин успело перед смертью благословить Пушкина - это удивительно.

Стихотворения:

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)