|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Н.Г. Чернышевский
«Крокодил» воспринимался как пародия на Чернышевского. Справка: «Крокодил» — рассказ Д., написанный в сатирическом ключе. Сатира рассказа направлена на либерально настроенные политические круги и издания, с которыми на страницах журналов Д. обычно дискутировал. Явная полемика в «Записках из подполья»: хрустальный дворец – всё равно, что курятник (см. об этом дальше). Сам подпольный человек – во многом карикатура на «новых людей» Чернышевского (так, высмеивается героиня романа «Что делать?» Сашенька Крюкова). Кстати: пытаясь опровергнуть принципы революционно-демократической этики, Д. всю вторую часть «Записок из подполья» построил на полемике со стихотворением Некрасова «Когда из мрака заблужденья...». Его он помещает уже в эпиграф ко второй части повести. Впрочем, отношение Д. к нему было сложным; он цитировал его в «Селе Степанчикове» и «Братьях Карамазовых», декламировал (21 ноября 1880 г.) на чтении в пользу Литературного фонда. Пародии на нигилистов: Лебезятников («Преступление и наказание»). Глава «Наши» в «Бесах» - пародия на «новых людей». Сходство Ч. и Д.. Оба они были причастны к тайным революционным организациям и приговорены к публичной казни, оба прошли через Алексеевский равели́н Петропавловской крепости, сибирские каторгу и ссылку, оба писателя числились в списке неблагополучных лиц империи. Полемика. «Записки из подполья». Осмысляется идеология шестидесятников, социализм (непосредственным объектом полемики оказывается роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»). Основные идеи Чернышевского: материализм, эгоистический характер человека, утилитарно-корыстная мотивация существования. Основания для построения всеобщего блага -- в человеческом разуме, науке. Согласно теории «разумного эгоизма», сформулированной в романе Чернышевского, простой математический подсчет может показать, что человеку выгоднее быть альтруистом, думать о других, а не только о себе (именно выгодно, без надуманных, по мысли шестидесятников, высоких принципов, с реалистическим учётом «настоящей», т.е. низкой, природы человека). Эта разумная истина может стать основой социальной гармонии. По мысли человека из подполья, эта теория глубоко ошибочна, совершенно не учитывает реальной природы человека и обречена на провал (персонажу доверены некоторые важные для автора идеи, несмотря на явно отрицательную, провокационную природу характерологической фактуры героя). Человеку мало знать, как обрести благо (такова рационально-просветительская основа социализма), он должен этого захотеть. Герой указывает на огромное множество примеров, когда люди совершают поступки, точно зная, что им будет хуже (а значит, и принцип эгоистической пользы не верен), – но всё же совершают их во имя собственного своеволия. Дороже всего для человека не выгода и удобство, а право выбора, свобода воли. Социалисты совершенно не учитывают этого измерения человеческого бытия. Наука и разум здесь бесполезны, тут нужны любовь, нравственность, вера. Социалистическая теория, как показывает Достоевский, не только ошибочна, она опасна. Когда социалисты начнут воплощать свой общественный идеал и столкнутся с совершенно неучтённым ими фактором свободной воли, они пойдут по пути насилия, подавления своеволия, уничтожения инакомыслящих. Это неизбежно вытекает из коренной ошибки, лежащей в основе социализма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |