АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Послереволюционное творчество Блока

Читайте также:
  1. Алгоритм обработки одного блока сообщения
  2. АЛЛАН КАРДЕК И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
  3. Блокаторы кальциевых каналов
  4. Блокаторы кальциевых каналов (БКК)
  5. В отделении реанимации на экране кардиографа у пациента определялась картина полной предсердно-желудочковой блокады (нарушения проведения импульса в проводящей системе сердца).
  6. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
  7. Воображение и творчество
  8. Вопрос Народное поэтическое творчество Раннего Средневековья. Кельтский (ирландский) эпос. Англосаксонская поэма «Сага о Беовульфе».
  9. Ганглиоблокаторы.
  10. Глава 3. ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  11. Глава XI. Творчество
  12. Глава шестнадцатая. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Поэма «Двенадцать». Встреча с будущим для Блока, как он и предчувствовал, оказалась роковой. Период трагического гуманизма и желанной "трезвости" сменяется после революции 1917 года кратчайшим взлетом надежд поэта, надежд на очистительную и искупительную "музыку" стихийного, дионисического "оргиазма" истории (период "Двенадцати" и "Скифов", начало 1918 года), а завершается неизбежным финалом, приближающимся осознанием "крушения гуманизма". Поэма "Двенадцать" намеренно лишена автором какого-либо политического и даже конкретно-социального плана в строе образов и стиле: суть их планетарна (образы "буржуя", "попа", "витии" оголенно аллегоричны, они всего лишь самые общие знаки "старого мира"). С вновь вспыхнувшей уверенностью в своем творческом "гении" ("Сегодня я — гений", — известные слова Блока) вслушиваясь в "гул" происходящего, в то, что им было названо "музыкой революции", поэт видит события в России 1917 года сдвигом мировых, космических, геологических стихий, причем не только по масштабу ("мировой пожар раздуем..."), но и по сокровенной своей сути и корню: это "мировой пожар в крови", сдвиг в природе "естественного народа", восставшего против цивилизации. И это движение не поддается какой-либо этической оценке: оно вне добра и зла. Эмоционально-оценочными красками окрашены в поэме только образы старого мира, — начиная от безобидной поскользнувшейся "старушки", ругающей "большевиков", и переходя дальше к образу длинноволосого "витии", к "товарищу попу", "собранию" проституток, прохожего "бродяги" и, наконец, "поджавшего хвост" пса. Их оценки нескрываемо ироничны. Само же главное образное движение поэмы — движение Двенадцати на протяжении всей поэмы подчеркнуто внеоценочно, лежит как бы вне эмоциональной воли автора. Голоса взбунтовавшейся "массовой" стихии — это голоса для поэта далекие, чужие, они вне его власти, подобно тому, как человеку неподвластны вихри и ветры самой природы. Потому Блоку было не избежать в поэме всей ветровой, вьюжной символики ("Ветер, ветер — / На всем божьем свете!"). Собственно авторский голос намеренно устранен в поэме вплоть до финала. Поэт стремится озвучить голоса самой разноречивой стихии массового потока российской истории, уже не зависящего от воли личности. Оттого речь поэта — в своем отступлении от привычных литературных норм (она включает слова "улицы", с ее грубостью, топорностью и искажениями) — начинает ломаться, даже утрачивает порой свою художественную естественность. Это проявляется в таких стилистических "излишествах", как искаженное словцо "елекстрический" ("елекстрический фонарик"), в языковой натуралистичности речи героев — Петьки или кого-то (не важно кого) другого: "А Ванька с Катькой — в кабаке.../ У ей керенки есть в чулке!"; Русь "толстозадая" и пр. И все это проистекает из уверенности поэта, что стихия не подлежит нравственному человеческому суду (даже несмотря на ее преступления — убийство Катьки, грабежи)

Собрания сочинений: «Стихи о прекрасной даме» - 1905 г., «Нечаянная радость». Второй сборник стихов. – 1907, «Земля в снегу». Третий сборник стихов. – 1907, «Снежная маска». – 1907, «Лирические драмы» - 1908, «Ночные часы» - 1911, «Стихи о России» - 1915, Собрание стихотворений. Кн. 1-3. - 1911—1912 (2-ое изд., 1916), "Ямбы" – 1919, «За гранью прошлых дней» - 1920, «Седое утро» - 1920, "Двенадцать" – 1920, Собрание сочинений. т. 1-9 – 1923, Собрание сочинений. Т. 1—12 - 1932—36, Собрание сочинений. Т. 1—8 - 1960—63 (дополнительным томом без номера к этому собранию вышли «Записные книжки» в 1965 г.), Записные книжки. 1901—1920 - 1965, Собрание сочинений в шести томах. Т. 1-6. – 1971, Собрание сочинений в шести томах. Т. 1-6. - 1980—1983, Избранные произведения. – 1985, Собрание сочинений в шести томах. Т.1-6. – 2009, Полное (академическое) собрание сочинений и писем в двадцати томах. Т. 1-5, Т. 7-8. - 1997 — наст. вр. (длящееся издание, том 6 не выходил, после 5-ого тома были выпущены т. 7 и т. 8).

 

О ст-нии «Скифы»:

Источник: реферат из Интернета (главное – понять основуную мысль).

Вместе с поэмой «Двенадцать» стихотворение «Скифы» является последним произведением поэта — более до своей смерти в 1921 году он ничего не публиковал.

В стих. Блок утверждает особое место России среди других стран. Недаром в качестве эпиграфа поэтом было взяты слова философа В. Соловьева о панмоголизме. Блок считал свою родину некой стеной, переходным звеном между Западом и Востоком, которая смягчает противоречия и налаживает отношения между двумя этими мирами. Именно поэтому, утверждает поэт, к России нужно относиться с уважением и почитанием, иначе может разразиться катастрофа. Блок уверен, если на Россию пойдут с агрессией, то та даст отпор, однако это будет страшнейшая война. Россия мощна и сильна, в ней много от «азиатской рожи», много дикой необузданности и разгула: «Мы обернёмся к вам Своею азиатской рожей!».

Блок уверен, что новая Россия сможет наладить отношения со всем старым миром. Поэт использует пролетарский лозунг, чтобы призвать все страны объединиться в мирных отношениях: «Товарищи! Мы станем - братья!»

Блок утверждает, что если начнется какой-то мировой конфликт, новая Россия уже не будет ввязываться в него – у молодой советской страны теперь другие интересы. Поэтому смотреть на то, как Восток и Запад уничтожают друг друга, мы, «своими раскосыми глазами», будем со стороны.

Заканчивается стихотворение патриотическим и гуманистическим призывом: "В последний раз - опомнись, старый мир! / На братский пир труда и мира, / В последний раз на светлый братский пир / Сзывает варварская лира!"

Стихотворения, которые не цитируются в статье Ю.М. Лотмана и З.Г. Минц:

 


Федор Сологуб

 

***

Когда я в бурном море плавал

И мой корабль пошел ко дну,

Я так воззвал: «Отец мой, Дьявол,

Спаси, помилуй, — я тону.

 

Не дай погибнуть раньше срока

Душе озлобленной моей, —

Я власти темного порока

Отдам остаток черных дней».

 

И Дьявол взял меня и бросил

В полуистлевшую ладью.

Я там нашел и пару весел,

И серый парус, и скамью.

 

И вынес я опять на сушу,

В больное, злое житие,

Мою отверженную душу

И тело грешное мое.

 

И верен я, отец мой Дьявол,

Обету, данному в злой час,

Когда я в бурном море плавал

И ты меня из бездны спас.

 

Тебя, отец мой, я прославлю

В укор неправедному дню,

Хулу над миром я восставлю,

И, соблазняя, соблазню.

(1902)

Николай Минский

 

***

Был я набожным ребенком,

Верил в Господа, как надо,

Что Господь — небесный пастырь

И что мы — земное стадо.

 

Ах, о пастыре небесном

Я забыл в земной гордыне,

Но тому, что люди — стадо

Верю набожно и ныне.

 

Константин Бальмонт

Эдельвейс

 

Я на землю смотрю с голубой высоты,

Я люблю эдельвейс — неземные цветы,

Что растут далеко от обычных оков,

Как застенчивый сон заповедных снегов.

 

С голубой высоты я на землю смотрю,

И безгласной мечтой я с душой говорю,

С той незримой Душой, что мерцает во мне

В те часы, как иду к неземной вышине.

 

И, помедлив, уйду с высоты голубой,

Не оставив следа на снегах за собой,

Но один лишь намек, белоснежный цветок,

Мне напомнит, что мир бесконечно широк.

(1896)

 

В безбрежности

 

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

 

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

 

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

 

А внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

 

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(1894)

Александр Блок

***

За городом в полях весною воздух дышит.

Иду и трепещу в предвестии огня.

Там, знаю, впереди — морскую зыбь колышет

Дыханье сумрака — и мучает меня.

 

Я помню: далеко шумит, шумит столица.

Там, в сумерках весны, неугомонный зной.

О, скудные сердца! Как безнадежны лица!

Не знавшие весны тоскуют над собой.

 

А здесь, как память лет невинных и великих,

Из сумрака зари — неведомые лики

Вещают жизни строй и вечности огни...

 

Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная, Таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)