|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВЛАДИМИР. 1785. ШЕСТНАДЦАТЬ ПЕСЕН (2 БЫЛИ ДОБАВЛЕНЫ ПОЗДНЕЕ)
Поэт взывает к музе и просит у нее вдохновенья. Он говорит сразу о том, что Владимир истребил всех идолов и кумиров, а Богу воздвигнул храм. Он обращается к Господу, поэт: да будет в Господе свет. Когда все киевские кумиры были повержены, Владимир составил из самых лучших вождей своей державы своих надежных воинов, он стал делать много во имя развития и прославления своего города, Киева Престольного. Но были во Владимире и отрицательные черты: он был горд и порабощен суетою мира. Также семена греха лежали в душе его – он в лаврах шествовал под знаменем любви. Но с кем этого не бывает. Десять веков Киев дремал во мраке, пока туда не явился Бог. Но до этого Владимир как монарх был жесток, он собирал с Болгар дань, приносил много жертв языческим кумирам. Но когда все изменилось, жрецы не признают христианства, они с гневом на них обрушиваются и продолжают приносить жертвы. Несмотря на лавры, Владимир не ожидал, что такое решение повлечет за собой столько кровопролития. Жрецы пытаются подговорить народ выступить против христианства, ту его часть, которая как раз колебалась. Жрецы обвиняют Владимира, что его новый Бог не шевелит устами и не дает никакого чуда, не дает им уверенности и сил. Жрец Пламид самый главный командующий жрец. Изображается сцена, когда священная чета входит в храм, отец и сын. Пламид приказывает поклоняться кумирам, они отказываются, тогда Пламид приказывает убить отца и сына, их убивают. Их души будто два источника слились и устремились в небеса. Владимир, узнав это, заливается горячими слезами, а две души на небесах слушают божественную музыку и обретают покой. Начинаются лирические отступления автора: он описывает новый храм, новую веру, говорит, что все было изначально к тому приготовлено, что теперь мы держим в руках крест, а главное – вера, скрещенная с любовью и надеждой. Бог должен увидеть: Россия просветилась. Скоро не только весь Киев будет охвачен новой религией, но и вся Россия. Но Владимиру, как царю, предстояло преодолеть много препон как великому царю. Зломир, один из главных антиподов, обитал за Днепром, в глубокой темной пещере, он был противником христианства, олицетворением всего мирского зла. Зломир пришел к Пламиду, чем обрадовал жреца. Зломир говорит Пламиду, что надо восстать и действовать против христианства и вернуть язычество, иначе они погибли. Они пришли в Перунов храм, видят тьму едину. Зломир предвозвестил тьму, как дух явился он в этот храм. Храм описывается как цитадель зла, которая вобрала в себя все темные грозы, хмурые тучи и прочее зло. Зломир взывает ко всем богам языческим, которых некогда почитали на Руси. Владимир в то время находился у себя, его начинают мучать дурные предчувствия. Чернобог приступил к Перуну и ночи стали темнее. Они все решили сгруппироваться и обрушиться на Владимира и христианство. Чернобог намерен единым дуновеньем согнать Владимира с престола и захватить власть. Услад, еще один недруг Владимира, также хочет развратить умы россиян, оклеветать христианство, Чернобог хочет развратить Владимира войной. Они собираются также искусить Владимира новой любовью, чтобы он вступил во грех. Ночь, Зломир, страшный дух, прилетает к Владимиру в опочивальню и начинает ему вселять в разум страшный сон: война разворачивается на Днепре, надо действовать, иначе страна погибла. Владимир просыпается в поту и принимает решение: чего бы ни стоило, он спасет отечество, потому что это был явно вещий сон, и принесет он дары в Ладин храм после спасения отечества. Темные сны развратили душу Владимира: ему представляется также, как он входит в Ладин храм, а там множество дев, которые дарят ему свою любовь и внушают ему, что он сам и есть бог. Описание прекрасного Днепра с бурными волнами и храма Лады. Описывается множество красивых девиц, которые приходят в храм, у них длинные волосы, украшенные цветами, среди них выделяется Версона. Пламида ничья их красота не прельщает. Но Версону он почитал жертвою своей. Показывается начало разврата Владимира, когда он приходит в Ладин храм, где его встречает сладкий яд в кубках с вином, его рассудок отравлен, он уже снова готов принести в жертву языческим богам людей и животных. Он прельщается молодыми девицами. Пламид ликует. Владимир соблазняется, увидев Версону. Но Версона жертва. Она просит Владимира спасти ее. У Владимира начинается двойственность сознания. А Пламид еще не подозревает, что своими проделками он заслуживает немилость христианского, истинного бога. Князь ослеплен любовью, его встречает скука, он у женщин во власти. Он чувствует муку, кладет руку на сердце и понимает, что его призывает Бог служить ему верой и правдой и править великой страной. К нему явился Бог. Владимиру дано время на определение с верой. Владимир чувствует, что снова вогнал народ в слепоту, чувствует, что все во тьме и надо это исправлять. Владимир постепенно начинает исправлять все, что им было сотворено в последнее время. Он собирает вокруг себя разных посланников веры, каждый говорит ему о своей вере. Кифар, Пламидов друг, спорит с срацином, который отстаивает свою религию. Потом начали латинцы и рассказали о своей вере, не только о вере, но немного и об истории, и о культуре своей страны. Пришли и идущие от Аврамма племя и также рассказывает о своей религии. Но этим выбором Владимир недоволен. Это зрели небесные ангелы. Владимир снова на распутье. Во сне он чествует недомогание: ему снова снится Версона. Во сне к нему пришла чета в одеждах черных и говорит, что коль Владимир достигнет града, который ему приятен, где была Версона, и если он воздвигнет крест, он будет единоличным правителем, много будет людей он в подчинении. Владимир гнушается троном, хочет предложить Версоне быть его женой и единоличной правительницей. Пламид обо всех намерениях Владимира знает и очень тому рад, что происходит. Наступило торжество Перуна, Версона дала согласие. Соорудили храм Перуну. Законест, противник действий Пламида, пытается спасти Владимира от неверного решения. Он убивает кинжалом Пламида. Законест входит в доверие к Владимиру, с Владимира спадают все чары, наложенные Пламидом, он прощает Законеста, Версону также. Власть Перуна постепенно блекнет. Он приглашает к себе старца Идолема, который также был за принятие христианства. Владимир во время обеда с Идолемом говорит, что определился точно с религией – христианство. И просит его поведать, что ему делать и как ему быть. Идолем говорит, что заберет с собой Версону. Раз та решилась пойти истинным путем и служить христианству. Владимиру Идолем дает пламенник и говорит о том, что у него есть друзья. Рассказывает о том, как Бог посылал своих ангелов и пророков по всему миру, чтобы распространять истинную религию. Один из ангелов пролетал мимо Киева и ужаснулся: в нем явно ощущалась борьба темных и светлых сил, все решение зависело только от Владимира. Начинается идолов мятеж, но ангелы надеются, что Владимир, как Иов, спасе себя. Приходит Кир, великий старец, который вомногом поможет Владимиру. Кир сразу познал Зломирово коварство и знал, как с ним бороться. Он подбодрил Владимира, сказал ему крепиться и быть готовым принять последний бой за истинную религию. Владимира снова пытаются соблазнить девицы, подосланные Зломиром, они предлагают ему не принимать христианства, а наслаждаться жизнью и выбрать их, языческую веру. Он сказал нет, перед ним вместо девиц возникли три греха: прелюбодеяние, гордость и чревоугодие. Потом на пути Владимира встречается чудовище, которое преграждает ему путь своим туловищем. Он начинает его переманивать на сторону язычества, мол, друзья Владимира хороши, но сильна ли их власть и сильна ли его власть? Но Владимир, поверив в слова Идолема, нашел в себе силы сбросил с себя гордые одежды, венец, почувствовал в себе силы и готовность отразить натиск врага. Он разорил адские препоны и увидел, что туман развеялся над ним. Он пришел в новую землю за верою. Он видит, что все здесь благоухает, что здесь Эдем. Пока он шел, размышлял, что хочет жить в сердце с Богом и еще сильнее укоренялся в решении принять христианство. Перед ним возникает Идолем и хвалит его за то, что тот преодолел все преграды ада. С князем сел Идолем под дерево и начал вести беседу: в сем мире главное – отвращенье от света и разгульной жизни. Главное выбрать правильную религию и быть мудрым правителем. Владимир как раз сейчас на правильном пути. И именно Божья длань поддержала князя во мраке. Владимир укоренился в своих идеях и поспешил вслед за Идолемом. Идолем сказал ему, что Законест и Версона вместе, что они очистили свои души. Что христианство – это сложная религия. Но несмотря на это, можно жить и радоваться жизни, принимая ее с радостями и поражениями. Если Владимир не сможет принять эту религию, двери в священный город ему закрыты. Владимир был опечален такими речами. Владимир понял, что пока он не найдет себя, он не придет к религии. Он горит жаждою себя познать и побороть все самое плохое и отрицательное. Он в себе в итоге все плохое поборол. К нему явился Кир. Кир говорит, что готов помогать во всем Владимиру, на что тот ему отвечает, что он уже чувствует Бога и готов принять новую религию. Кир говорит, что Идолем его просветил, а он, Кир, поможет ему встать на трон как христианскому царю и победить все зло, которое Владимира сейчас окружает. В авторских отступлениях упоминается шкатулка Пандоры, крест, воздвигнутый Андреем Первозванным. Кир начинает учить Владимира, рассказывает ему о страдальцах, страждущих. На земле нет пастырей для грешных, царь должен им стать, но христианский царь. Сказав о том, каким должен быть правитель Кир покидает его снова и оставляет наедине с собой, чтобы тот смог принять верное решение. Владимира после этого постоянно окружают недруги, призраки и миражи, которые пытаются его отвести в иную сторону, чтобы он не принял христианство, пытаются внести кровавые распри в Киев. Но он не верит словам дев в образе Версоны, все мирно в его городе, но вокруг него самого по-прежнему царит обман и тьма. Но Зломир продолжает облекаться в разные одежды и сеять распри на Руси. Многие сражались между собой и погибли. Наконец настает великий день: на том месте, куда когда-то прибыли Рюрик, Трувор и Синав, на тот же берег Днепра причаливает корабль христиан. Они приходят к Владимиру, рассказывают ему о своей вере. Но во Владимира затаилось сомнение. Причем Сомнение с большой буквы. Это была коварная дочь, созданная Зломиром. Сомнение распространилось по всем священным землям, даже охватило восток. Оно даже заселилось в сердце Рогдая, который тогда был в Орде. Рогдай обрушивается резким выпадом против монахов. Рогдай очень гневен и пылок, он пытается наставить Владимира на путь неверный, как его друг и как его подданный. Наконец-то отверг сомнению Владимир путь в свое сердце. Россия вдруг представилась его очам, какой она была, есть и будет. Владимир согласен внимать советам Рогдая, только вот стопы греков он лобызать не будет, но просто поедет в их земли и примет их веру. Но он снова избрал не тот путь: Владимир объявляет Херсону и Византии войну, хочет взять греческую царевну в пленницы. Кир пытается его образумить. Но вот уже собраны полка, названы герои (Изяслав, Ростислав и другие), они все готовы в бой. Кир считает, что это неверно, что злая сила околдовала Владимира. Но Владимир слушает Рогдая и готовится к отплытию. Когда князь и Рогдай беседуют, гуляя по Киеву, Владимир обращает внимание на старца, который лежит на гробнице, он подходит к нему и пытается узнать, кто он и что его отечество. Старик говорит, что у него три отечества: Россия, леса и небеса, он христианин. На него так повлияли Кировы слова. Но Рогдай прерывает его речь, чтобы пресечь все попытки Владимира перейти на сторону добра. Он обвиняет старца в том, что он бежал их греческих земель и хочет посеять смуту в России. В итоге Владимиру удается победить все сомнения, он не идет войной на Херсонес и не завоевывает Византию, а приходит к христианству, в этом ему помог Кир. Кир также поспособствовал тому, чтобы Анна, греческая царевна, становится женой Владимира, Зломир повержен, греками повержен Рогдай. Россиянам проник в сердца свет, вера. Владимир отблагодарил Кира и Идолема за то, что они не покидали его ни на минуту. В Киев приходят множество людей, которые хотят познать Христа. Россия после принятия христианства тоже преобразилась и выглядит, как Эдем. А сегодняшний день озарен умом пи просвещением Екатерины.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |