АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Алексей Максимович Пешков (Горький) – (1868 - 1936)

Читайте также:
  1. Автор: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
  2. Автор: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
  3. Алексей Алексеевич Вигасин
  4. Алексей Кузнецов
  5. Алексей Николаевич Верстовский
  6. Алексей Николаевич Верстовский
  7. Алексей Похабов
  8. Алексей Похабов
  9. Веницианов Алексей Гаврилович (1780-1847) - певец русской жизни.
  10. Г.И. Челпанов (1862-1936) и его ученик, впоследствии известный философ и психолог Г. Шпет
  11. ГЛАВА 1. Алексей Кондратьевич Саврасов.

Горький вошел в литературу в переломный момент, на рубеже веков (начал творить Горький с 1892 года, первым литературным трудом стал «Макар Чудра»). Это время кризиса (как всегда), он первым откликнулся на проблему нового героя. Он вывел на страницах своих рассказов, повестей (Легенда о Данко, Песня о буревестнике)Человека-Борца, Человека, способного одолеть Зло Мира. В старом споре о Человеке и его месте в мире Горький выступил как горячий романтик. Никто в русской литературе до него не создавал такого страстного и возвышенного гимна во славу Человека. Во Вселенной Горького совсем нет Бога, всю ее занимает Человек, разросшийся до космических масштабов («Старуха Изергиль»: легенда о Данко - 1895). Эти идеи, конечно, идут из философии Ницше, из его учении о сверхчеловеке. Но Горький идет дальше этого. От прославления Человека Горький пришел к идее Человечества. Человечество представлялось ему как единое надличностное существо, как «коллективный разум», новое Божество, в котором окажутся интегрированы способности многих отдельных людей. Горький организовывал литературный процесс и руководил журналом «Знамя» (и одноименным альманахом). Г. Хотел создать протест модернизму, поэтому привлекал в свой журнал многих писателей, даже 2 и 3 ряда. К примеру, Г. материально привлек Куприна с целью, чтоб тот написал «Поединок» и показал разложение армии. Суть идеологии Горького: показать разложение империи в целом: армия, деревня. И показать это художественно правдиво. «Поединок» выходит в 1905 году, что было очень кстати: совпало с нашим проигрышем в русско – японской войне и началом Первой русской революции(1905- 1907). Каждый выход журнала «Знание» - это буря. Горький разработал даже свою теорию: теорию нового утилитаризма (моральная ценность поступка определяется его полезностью). Главное для Горького во всем – идея. Критики смеялись над ним и его последователями, называя последних «звезды созвездия Большого Максима». «Мать» Горького – это интертекст для всех произведений «звезд».

Увлечение Горького революцией логично вытекало из его убеждений. Произведения Горького революционизировали общество сильнее любых зажигательных прокламаций («Мещане»-1901, «Песня о соколе»-1899, «Песня о буревестнике»- 1901). Поэтому неудивительно, что у него было много недоразумений с полицией. В 1902 г. Горький был избран почётным членом Императорской академии наук. Но прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано правительством, так как новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии. События Кровавого воскресенья (9 (22)января 1905), происходившие на глазах писателя, побудили его написать гневное обращение «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». «Мы заявляем, — говорилось в нем, — что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной и упорной борьбе с самодержавием». 11 января 1905 г. Горький был арестован, а на следующий день заключен в Петропавловскую крепость. Но известие об аресте писателя вызвало такую бурю протестов в России и за рубежом, что игнорировать их было никак нельзя. Через месяц Горького отпустили под крупный денежный залог. Осенью того же года он вступил в члены РСДРП (российская социал—демократическая рабочая партия), каковым оставался до 1917 г. После подавления декабрьского вооруженного восстания, которому Горький открыто сочувствовал, ему пришлось эмигрировать из России (1906). По заданию ЦК партии он отправился в Америку через Европу для сбора путем агитации денег в кассу большевиков. Здесь в основном был написан роман «Мать», задумывавшийся Горьким как своего рода Евангелие социализма. (Роман этот, имеющий центральной идеей воскресение из мрака человеческой души, наполнен христианской символикой: по ходу действия многократно обыгрывается аналогия между революционерами и апостолами первоначального христианства; друзья Павла Власова сливаются в грезах его матери в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре, сам Павел ассоциируется с Христом, а Ниловна — с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод романа — первомайская демонстрация в глазах одного из героев превращается «в крестный ход во имя Бога Нового, Бога света и правды, Бога разума и добра». Путь Павла, как известно, кончается крестной жертвой. Все эти моменты были глубоко продуманы Горьким. Он был уверен, что в приобщении народа к социалистическим идеям очень важен элемент веры. Из Америки Горький отправился в Италию и поселился на острове Капри. Пока был на Капри (1906-1913) входил в знаменитую Каприйскую школу (Официальное название — «Первая Высшая социал-демократическая пропагандистско-агитаторская школа для рабочих»). Главная идея участников этой школы: идея богостроительства (Его приверженцы не «искали» Бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива.). Сюда еще входили: Анатолий Васильевич Луначарский и Владимир Александрович Базаров (Руднев) и Александр Александрович Богданов. Создание каприйской школы было встречено большевиками враждебно, и в противовес ей была создана Партийная школа в Лонжюмо, под Парижем, где находился Большевистский Центр (большевики ее и закрыли). В конце декабря 1913 г., воспользовавшись всеобщей амнистией, объявленной по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге. В 1914 г. он основал свой журнал «Летопись» и издательство «Парус».



Отношение Горького к февральской революции(27 февраля (12 марта) 1917) было неоднозначным: (из статьи «Две души»): «Русский народ, писал он, мечтателен, ленив, его бессильная душа может вспыхнуть красиво и ярко, но горит она недолго и быстро угасает. Посему русской нации обязательно необходим «внешний рычаг», способный сдвинуть ее с мертвой точки. Однажды роль «рычага» сыграл Петр I. Теперь пришла пора новых свершений, и роль «рычага» в них должна выполнить интеллигенция, прежде всего революционная, но также научно-техническая и творческая. Она должна принести в народ западную культуру и привить ему активность, которая убьет в его душе «ленивого азиата»». Эту тему Горький развил в 1917—1918 гг. в своей газете «Новая жизнь», в которой опубликовал около 80 статей, объединенных потом в две книги «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли». Суть его взглядов заключалась в том, что революция (разумное преобразование общества) должна в корне отличаться от «русского бунта» (бессмысленного и разрушающего). Горький был убежден, что страна сейчас не готова к созидательной социалистической революции, что сначала народ «должен быть прокален и очищен от рабства, вскормленного в нем, медленным огнем культуры». Когда Временное правительство все-таки было свергнуто, Горький резко выступает против большевиков. В первые месяцы после октябрьского переворота, когда разнузданная толпа громила дворцовые погреба, когда совершались налеты и грабежи, Горький с гневом писал о разгуле анархии, об уничтожении культуры, о жестокости террора. В эти трудные месяцы отношения его с Лениным обострились до крайности. Последовавшие затем кровавые ужасы Гражданской войны произвели на Горького угнетающее впечатление и избавили его от последних иллюзий по отношению к русскому мужику. Но из всех социальных слоев русского общества наиболее повинным в ней он считал крестьянство. Именно в крестьянстве писатель увидел источник всех исторических бед России.

Летом 1921 г. он принужден был вновь уехать на Капри (официально: подлечиться, неофициально: Ленин выпроводил за горьковские «Несвоевремнные мысли»). Эмиграция длилась с 1921 по 1928, в это время Горький пишет завершающую часть автобиографической трилогии «Мои Университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1925), несколько рассказов и первые два тома эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1927—1928) — поразительной по своему охвату картины интеллектуальной и социальной жизни России последних десятилетий перед революцией 1917 г.

В мае 1928 г. Горький вернулся в Советский Союз. Страна поразила его. На одном из собраний он признался: «Мне так кажется, что я в России не был не шесть лет, а по крайней мере двадцать». Работоспособность Горького в эти годы была поразительна. Кроме многосторонней редакторской и общественной работы, он много времени отдает публицистике (за последние восемь лет жизни им опубликовано около 300 статей) и пишет новые художественные произведения. В 1930 г. Горький задумал драматическую трилогию о революции 1917 г. Закончить он успел только две пьесы: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Также неоконченным остался четвертый том «Самгина» (третий вышел в 1931 г.), над которым Горький работал в последние годы. Роман этот важен тем, что Горький прощается в нем со своими иллюзиями по отношению к русской интеллигенции. Жизненная катастрофа Самгина — это катастрофа всей русской интеллигенции, которая в переломный момент русской истории оказалась не готовой к тому, чтобы стать во главе народа и сделаться организующей силой нации. В более общем, философском, смысле это означало поражение Разума перед темной стихией Масс. Справедливое социалистическое общество, не развилось (и не могло развиться — в этом Горький теперь был уверен) само собой из старого русского общества, так же как из старого Московского царства не могла родиться Российская империя. Для торжества идеалов социализма следовало применить насилие. Поэтому нужен был новый Петр. Надо думать, сознание этих истин во многом примирило Горького с социалистической действительностью. Он был очарован Сталиным, видел в нем нового Петра, который перепахивает Россию, создает коллективизацию. Горький поставил на службу сталинскому режиму свой огромный авторитет. В 1929 г. вместе с некоторыми другими писателями он объехал сталинские лагеря, посетил и самый страшный из них на Соловках (Горькому показывались Потемкинские деревни, а он верил и восхищался всем, прославлял Советскую власть и в СС и за рубежом). В 1931 Горький окончательно вернулся в Россию (уезжал в 1929 из-за гонений на Рапповцев, а вернулся, потому что Сталин устроил пышное празднование его 63летия). С 1931 Горький живет в доме Рябушинского (это близость к Сталину: Г. мог влиять на списки расстрелянных). Надо, впрочем, помнить, что в последние годы жизни (началось все уже с 1934 года - после первого съезда советских писателей, ведь Горький сыграл свою роль) Горький был тяжело болен и многого из того, что творилось в стране, он не знал. Начиная с 1935 г. под предлогом болезни к Горькому не пускали неудобных людей, не передавали ему их письма, специально для него печатали номера газет, в которых отсутствовали наиболее одиозные материалы. Горький тяготился этой опекой и говорил, что «его обложили», но ничего поделать уже не мог. Умер он 18 июня 1936 г.

ИТОГИ: Вообще творчество Горького – это соединение многих традиций: начал он с неоромантизма (Песня о соколе, Старуха Изергиль), который похож даже на раннесимволическое начало. Потом Горький резко противопоставил себя модернизму и соединился с новым реализмом (драматургия 1900х годов: «На дне» - 1902). В это же время пишет первый памятник социальному реализму: «Мать» -1906.В 20-30е помимо больших романов пишет циклы рассказов сугубо экспрессионистского плана: Карамора, Рассказ о человеке. В этих произведениях происходит распад личности, расщепление человеческого Я. Параллельно этому он пишет «Дело Артамоновых» - идеал реалистического произведения. Горький активно использует модернистские приемы, если того требует задача. Поэтому нельзя сопоставить Горького с каким-то одним направлением. Новизна Горького в том, что он изобретает свой классовый реализм. Как обстоятельства влияют на человека и как волевой человек может преломить свою среду- предмет исследования Г. Человек как властелин своей среды и эпохи.

Краткие содержания:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)