|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русский символизмВ Россию идеи символизма приходили и прямо из Франции, и в германском преломлении. Годом рождения русского символизма обычно считается 1892. В этом году был прочитан знаменитый доклад Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в котором он впервые заявил, что в России в настоящее время зарождается символическое искусство. При этом он считал, что символизм — не подражание французской моде, а возвращение к древнему искусству символов. В этом же году вышла книга поэм Мережковского «Символы», а через два года увидел свет первый из трех выпусков сборников «Русские символисты», издававшихся Валерием Брюсовым. Следует отметить, что символизм в России имел корни и в отечественной культуре. В 1884 году в Киеве была предпринята попытка создать предмодернистское по своей направленности общество «Новые романтики». Двое из его членов, Ник. Минский и Иероним Ясинский, уже в те годы создавали по сути дела декадентские произведения. Впоследствии оба они, особенно Минский приняли участие в формировании русского символизма. Русский символизм с самого зарождения не был вполне однородным течением. Символистов можно разделять по хронологическому, географическому и идеологическому признакам. По хронологическому признаку различаются «старшие» символисты (1890-е гг.) и «младшие» символисты (1900 — 1910-е гг.). Старших символистов называли также декадентами. С точки зрения географического признака противопоставлялись авторы, связанные с Петербургом и Москвой. Особенно важным это географическое разграничение было для старших символистов: «петербургские мистики» противопоставлялись московским писателям, сгруппировавшимся вокруг В. Брюсова. Идеологически наиболее отчетливо разделялись писатели индивидуалистической ориентации («декаденты») и ученики Владимира Соловьева, для которых была важна идея «всеединства» — растворения личности в Боге, народе, природе. Одной из устойчивых тем русского декадентства был релятивизм: истин в жизни много и ни одна из них не лучше другой. В стих. «3. Н. Гиппиус» (1901) В. Брюсов заявляет: «Неколебимой истине / Не верю я давно, / И все моря, все пристани / Люблю, люблю равно». Следующий шаг — мысль о том, что добро и зло также равны и ни одно из них не может быть предпочтено другому: «Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, / И Господа и Дьявола Хочу прославить я» (то же стихотворение). Более того, русские ницшеанцы предпочитали добру зло и были склонны воспевать скорее Дьявола, чем Бога. Зло было для них вселенской силой, способной очистить мир от мещанской серости, от бытового зла. Пример: Ф. Сологуб «Когда я в бурном море плавал...». Победить мелочное зло может только вселенское зло, но здесь же мы находим и очень древнее представление, что поэзия и вообще всякое художественное творчество связаны не со светлым, божественным миром, а с темными силами. Старшие символисты лишь в очередной раз оживили это представление, создав устойчивый образ «художника-дьявола». У декадентов сложился своего рода культ дьявола, причем, например, для В. Брюсова разрушительная сила революции непосредственно ассоциировалась с образом Люцифера — ангела, восставшего против Бога и ставшего Сатаной. Эти настроения перемежались с воздействиями Ницше и приводили к презрению к людям, человеческому «стаду», и к подчеркнутому индивидуализму. Характерно стих. Николая Минского «Моя вера». Индивидуализм вел к созданию двух типов лирического героя. Первый связан с мотивами бегства от людей, создания своего изолированного мира. Этот тип лирического «я» господствовал в раннем творчестве декадентов. Таковы, например, образы в творчестве Ф. Сологуба: «Одиночество — общий удел», «Никого и ни в чем не стыжусь, — Я один, безнадежно один...» и другие. В конечном счете это приводит к воспеванию смерти: только смерть может соединить то, что разъединила жизнь. Ф. Сологуб пишет: «В поле не видно ни зги. / Кто-то зовет: "Помоги!" / Что я могу? Сам я и беден и мал, / Сам я смертельно устал» (1897). В. Брюсов начинает стихотворение призывом: «Умереть, умереть, умереть!» Кроме того, в озарении смерти видна призрачная пошлость мира. Второй тип лирического персонажа — активная, героическая личность. Такой герой стал преобладающим в символистском творчестве в начале XX века и в годы Первой русской революции 1905—1907 годов. Большинство старших символистов так или иначе приняли революцию и даже участвовали в ней. Минский и некоторые близкие к нему литераторы какое-то время пытались сотрудничать с социал-демократами, причем именно с Лениным и другими большевиками. В 1905 г. Минский создает стих. «Гимн рабочих», которое открывается таким четверостишием: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! / Наша сила, наша воля, наша власть. / В бой последний, как на праздник, снаряжайтесь./ Кто не с нами, тот наш враг, тот должен пасть». Бальмонт создает в окт. 1905 г. стих. «Русскому рабочему», первая две строчки которого звучат так: «Рабочий, только на тебя / Надежда всей России». Кончается стих. словами: «Осуществятся все мечты, / Ты победишь, рабочий!» Прославление сильной, героической личности, революции как могучей, разрушительной стихии занимает видное место в творчестве В. Брюсова той поры. И даже у пессимиста Ф. Сологуба появляются мотивы протеста и борьбы (драма «Победа смерти» и др. пр-ния). Все декадентское искусство есть, по сути дела, взгляд сквозь призму эстетизма (красоты): эстетизируется зло, смерть, эстетизируется всё. Однако есть области, где красота реализуется наиболее полно, — это, прежде всего, мир фантазии, мир поэтического вымысла, т.е. это то, чего не существует. Поэт желает лишь того, «чего нет на свете» (З. Гиппиус). Декаденты абсолютизировали красоту. Неземная красота позволяет увидеть многообразие и глубину материального мира. Пример: Бальмонт «Эдельвейс». Бальмонт создает особый жанр символической пейзажной лирики, где сквозь все детали земного ландшафта проступает неземная символическая красота. Пример: «В безбрежности». Другой важной темой для декадентов была любовь — земная и страстная, иногда даже порочная (такова в значит. мере любовная лирика Брюсова). В любви те же стихии, что и в природе, поэтому любовная лирика родственна пейзажной. Близкая к символизму поэтесса Мирра Лохвицкая воспевает любовь как стихию, равной которой нет во вселенной: «Я люблю тебя, как море любит солнечный восход...», «...как звезды любят месяц золотой...». Декадентский культ красоты был связан также с повышенным вниманием к культуре стиха, в первую очередь — к его ритмической и звуковой структуре. Звучание стиха должно быть гармонично, благозвучно и значимо. Особенно велики заслуги в развитии стихотворной формы у Брюсова и Бальмонта. Именно развитие мелодичности стиха Бальмонт считал своей основн. заслугой. Бальмонт идентифицировал себя с материей стиха: «Я — изысканность русской медлительной речи, / Предо мною другие поэты — предтечи, / Я впервые открыл в этой речи уклоны,/ Перепевные, гневные, нежные звоны» (1901). Искусство для декадентов было выше науки, философии. В статье «Старинный спор» (1884) Минский писал: «Наука раскрывает законы природы, искусство творит новую природу». Любой творческий акт приближает художника к демиургу. Деятельность художника — это не работа, не труд, а таинство, мистерия. Показательно в этом смысле заглавие брошюры К. Бальмонта «Поэзия как волшебство» (1915), в которой он обобщает свой опыт поэта-символиста. Младшие символисты (в основном это были поэты, считавшие себя учениками В. Соловьева) стремились противопоставить себя декадентам, которых они считали «черными магами». Себя они называли «теургами» или «белыми магами»; если старшие символисты связывали себя со служением культу Сатаны, то младшие считали себя пророками, воплощающими божественную волю. Наиболее значительными представителями младших символистов были А. Блок, А. Белый и Вяч. Иванов. Как и Соловьев, младшие символисты были убеждены в реальном существовании мира божественных идей. Как и В. Соловьев, они верили, что противоположность идеального и материального миров, божественной гармонии и земного хаоса не абсолютна и не вечна. Приближается конец старого мира; себя же они считали предвестниками нового. Предчувствие неизбежного наступления этого нового мира было уже у прямых предшественников младших символистов — так называемых «петербургских мистиков» 1890-х годов (Мережковский, Гиппиус и др.). Однако у них это предчувствие было окрашено в трагические, пессимистичные тона: пророки будущего сами до этого будущего не доживут. В стихотворении Д. Мережковского «Дети ночи» есть такие строки. У младших символистов эта тема получает иной поворот: они не только предвестники, но и свидетели нового мира, который родится в момент мистического синтеза неба и земли, в момент окончательного сошествия на землю Вечной Женственности. Вот строки из цикла Блока «Стихи о Прекрасной Даме»: «Явись ко мне без гнева, / Закатная, Таинственная Дева, / И завтра и вчера огнем соедини» (полное сод-ние стих-ния см. после ответа).В этом стихотворении находим характерное для Блока противопоставление суетного «дольнего шума» современной столичной жизни и Прекрасной Дамы. Современный человек целиком погружен в суету мира, он не замечает ничего, кроме самого себя, и «тоскует над собой». А в это время природа живет уже ожиданием прихода Вечной Женственности. Пейзаж таинствен и символичен: сумрак тревожно дышит в ожидании весны, причем весна здесь не только время года, но и символ рождения нового мира. Через все стих. проходит тема огня — это и свет зари, и очистительный огонь вечности. Лирический герой этого стихотворения в окружении природы и вместе с ней погружен в ожидание «Ее». В последней строке огонь соединяет время, ведь в будущем мире времени нет. Вечная Женственность принимает в ранней лирике Блока облик реальной женщины. Через любовь к ней происходит приобщение к мистической любви.В поэзии Белого близкие переживания воплотились в образе «возлюбленной Вечности». Пример: «Образ Вечности». Значительную роль для младших символистов играет мифотворчество (как в искусстве, так и в жизни), и конкр. формы интереса к мифологии имели у каждого из них свои отличия. Так, Вяч. Иванов воскрешал в своем творчестве мифологию античности. Вот как Иванов описывает менаду (вакханку, участницу мистерии в честь бога Диониса): «Бурно ринулась Менада / Словно лань, / Словно лань, / С сердцем, вспугнутым из персей, / Словно лань, / Словно лань, / С сердцем, бьющимся, как сокол / Во плену, Во плену, / С сердцем, яростным, как солнце / Поутру, Поутру, / С сердцем, жертвенным, как солнце / Ввечеру, / Ввечеру». Для Блока важна была не филологическая чистота и историческая точность мифа, а его принципиальная открытость. Он не стремится, в отличие от Вяч. Иванова, возродить в современном человеке психологические переживания человека античности, для него мифотворчество — вечно продолжающийся процесс, захватывающий и современность. Свои мифы были не только в античности, но и в средние века, а также и в литературе нового времени. Мифология находится вне истории, она связана не с временем, а с вечностью. Поэтому в мифе широко встречаются анахронизмы (смешения явл-ний из разн. эпох) Образ Прекрасной Дамы, первоначально заимствованный у Соловьева, постепенно обогащается другими сюжетами и ассоциациями: это и Коломбина, и Кармен, и Офелия. Иногда эти вторичные образы как бы оттесняют основной образ Прекрасной Дамы на задний план, как например, в стихотворении из зрелого творчества Блока «Шаги командора», где речь, казалось бы, идет только о Дон Жуане и Донне Анне, но называние Донны Анны «Девой Света» ясно указывает на то, что она же является и Прекрасной Дамой. В этом стихотворении легенда о Дон Жуане, пригласившем на свидание Донну Анну, вдову убитого им на дуэли Командора, и статую самого Командора, вырвана из привычного пространства и времени (средневековая Испания). Действие стихотворения происходит всегда и всюду. Как явный анахронизм в стих. вводится автомобиль — «мотор», как тогда говорили. Донна Анна только что умерла и лежит в своей «пышной спальне», но, с другой стороны, она умерла уже давным-давно и свои «неземные сны» она видит в могиле. Действие стих. длится лишь несколько мгновений (пока раздается бой часов), но мгновения эти длятся вечно: последние два стиха утверждают, что свое окончание этот сюжет получает в момент конца света, когда мертвецы встают из своих гробов,— тогда воскресает и попранная Красота Мира. Если для Вяч. Иванова корни мифа в прошлом, а для Блока в настоящем, то для Белого они находятся в будущем. В этом отношении он близок к послесимволистским течениям модернизма, напр., к футуризму: миф у них приобретает черты утопии. Так, аргонавты Белого отправляются в путешествие не просто за золотым руном, а за солнцем, радостью, раем. Как и декаденты, младшие символисты безоговорочно приняли революцию 1905—1907 годов. Как и декаденты, они видели в ней, в первую очередь, стихию (сравнивали ее с бурей, наводнением). Как и декаденты, они были захвачены героическим пафосом революционной борьбы. Например, Блок создает в это время такие стихотворения, как «Шли на приступ. Прямо в грудь...», «Ангел-хранитель». Вяч. Иванов пишет политические стихи («Стансы»). Однако в восприятии революционной действительности младшими символистами имелись и свои особенности. Во-первых, революция для них была событием не столько политическим, сколько духовным. Для Вяч. Иванова и, отчасти, Андрея Белого она должна была заключаться в полном перерождении духовного мира человека. Во-вторых, революция была для них мистерией, которая приобретала отчетливые апокалипсические тона: крушение царизма связывалось с общей гибелью старого мира. Впоследствии, сквозь призму этих же представлений Блок и Белый будут смотреть и на Октябрьскую революцию. В заключительном стихе «Двенадцати» Блока появляется и возглавляет революцию Иисус Христос, что означает конец света: Христос является судить живых и мертвых. Аналогичный образ находим и у Белого, откликнувшегося на Октябрьскую революцию поэмой «Христос воскрес». В-третьих, в отличие от индивидуалистического протеста декадентов, для младших символистов в революции важна была ее стихийность и массовость. Эта сторона революции была особенно важна для Вяч. Иванова, смотревшего на эту стихию сквозь призму идей Ницше. Ницше противопоставлял рассудочное и индивидуалистическое начало, восходящее к богу солнца Аполлону, и иррациональное и массовое начало, восходящее к Дионису. Современный ему этап истории России Вяч. Иванов понимал как движение от аполлонизма к дионисийству, к разгулу стихийных сил. После разгрома революции в 1907 году символизм вступил в полосу кризиса: идеи как декадентов, так и младших символистов оказались в значительной мере исчерпанными, новых идей не было. Символизм начал терять свое общественное значение, искания поэтов приобрели чисто эстетический характер. Вместе с тем в это время внутри символизма идет важная и напряженная работа, связанная с исследованием самого символизма и литературы вообще. Вопросы стиховедения и теории перевода волновали Брюсова. Уже известные мастера слова и неопытные еще авторы собирались на «Башне» у Вяч. Иванова. Вскоре эти собрания получили название «Академии стиха». Многие молодые поэты, вступившие в л-ру уже после распада символизма, получили здесь поэтическое образование. Параллельно с этим Белый и группировавшиеся вокруг него молодые литераторы и литер-веды закладывали основы научого статистического стиховедения. Первые результаты этих исследований были опубликованы в книге Белого «Символизм» (1910). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |