АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ибсен. специфика символизма

Читайте также:
  1. Билет 21. Специфика становления цивилизации в Восточной Европе.
  2. Бурые и красные водоросли, общая характеристика, морфология, основы физиологии, специфика жизненных циклов, систематика, роль в биосфере и в жизни человека.
  3. В чем заключается специфика ухода за детьми различного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов пищеварения?
  4. В чем заключается специфика ухода за детьми различного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями органов системы мочеобразования и мочевыведения?
  5. В чем заключается специфика ухода за детьми различного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой системы?
  6. Виды, специфика и характеристика налогов
  7. Возрастная специфика и тендерные аспекты культуры
  8. Вопрос 2. Специфика философского знания
  9. Г. Уэллс. Специфика фантастики романа («Война миров»)
  10. ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПОЧВЫ КАК СРЕДЫ ОБИТАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
  11. Глава 3. Специфика методологии психологии
  12. Глава VII. Специфика философского подхода к познанию

Cимволизм Ибсена совсем особенный. Символы даются в самой обыденной, реалистической обстановке.

Мотив преодоления человеком "троллей" проходит через все творчество Ибсена. Звучит он и в одной из знаменитых его пьес -поэтической драме "Пер Гюнт" (1866). Как и предшествующее произведение, "Пер Гюнт" имеет философский характер, насыщен - и в содержательном, и в художественном планах - символикой.

Пьеса построена на принципе взаимопроникновения фольклорно- сказочной и романтической поэтик. Из фольклора заимствованы заглавный образ и даже отдельные сюжетные коллизии. Об искусном затейнике и плуте Пере Гюнте и его похождениях речь идет, например, в "Норвежских народных сказках", собранных и обработанных Асбьёрнсеном. Однако "Пер Гюнт" Ибсена обращен к современной драматургу действительности. Сказочный персонаж под пером Ибсена превращен в тип беспринципного дельца, тщеславного и бесстыдного, в полной мере усвоившего науку "идти сторонкой", "в обход".

Трансформация смелого и дерзкого парня, любящего мать, способного бросить вызов богачу, в приспособленца, сознательно меняющего местами девизы "быть самим собой" и быть "довольным самим собой", имеет отнюдь не сказочную, а вполне реалистическую подоплеку. Семена зла, посеянные в душе Пера "троллями", падают на вполне подготовленную и благодатную почву. Лишь иногда просыпается в нем человек - при встрече с Сольвейг, в час смерти матери. Но всякий раз Перу недостает решимости сделать правильный выбор. Он покидает родину и Сольвейг; забыв о чести и совести, торгует неграми; ввозит в Китай языческих божков и одновременно поставляет Библию и хлеб миссионерам, вознамерившимся обратить китайцев в христианскую веру; сознавая, что турок, захватчиков Греции, "ждет расплата", он помогает именно им, ибо "чем дальше борьба зайдет", тем больше возможностей "расставлять силки" и набивать карманы. Пер Гюнт не прочь обосновать свою позицию и философски: норвежец он лишь родом, а "духом... космополит". Не случайно автор уподобляет Пера пустой дикой луковице: "Внутри ни кусочка. // Что же осталось? Одна оболочка" (перевод П. Карпа).

В страхе перед наказанием - "переплавкой", на которую он должен быть отправлен Пуговичным мастером, - Пер задается горестным вопросом: "Не стал ли я мертвым еще до кончины?" Есть основания говорить о своеобразном преломлении в пьесе Ибсена фаустовской темы. При этом перед нами Фауст новой общественной формации, Фауст "наизнанку", который идет на союз с "чертом" из исключительно корыстных соображений.

И все же автор не отказывает своему герою в возможности нравственного очищения, обретения цельности, какой обладал он в представлении Сольвейг, многие годы дожидавшейся любимого.

Повествуя о моральной деградации Пера, Ибсен стремился активизировать читательскую способность к анализу. Такой активизации служат многие компоненты художественной структуры пьесы, в особенности символы, в значении которых могут восприниматься персонажи (Сольвейг, тролли, некто сухопарый - как, впрочем, в определенной степени все действующие лица пьесы), отдельные образы (клубки, пожухнувшие листья, сломанные соломинки и т.п.) и даже целые эпизоды (например, эпизод встречи с чертом - сухопарым). Многие символы, ключевые понятия и девизы становятся лейтмотивами. Чрезвычайно важен для стилистической тональности пьесы прием повторений, не только подчеркивающий ее фольклорное начало, но и акцентирующий те или иные идеи морально-этического порядка. Есть в драме и образы-параллели. Если Ингрид, покинутая Пером, исполнена желания отомстить ему, то Сольвейг долгие годы кротко ждет своего возлюбленного. Ее образ сливается с образом родины Пера. Неповторимое очарование придают пьесе картины норвежской природы - рощ и болот, горных склонов и троп, скал и утесов.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)