АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие тенденции литературного процесса рубежа веков ХIХ и ХХ

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  3. I. Общие требования безопасности.
  4. I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  5. II звено эпидемического процесса – механизм передачи возбудителей.
  6. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  7. II. Принципы процесса
  8. II. Принципы средневековой философии.
  9. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  10. IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  11. V.1. Общие начала правового положения лиц в частном праве
  12. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Вторая половина XIX - начало XX вв. (1860 - 1910-е гг.) Кризис во всех сторонах жизни.

Как всегда в кризисные, переломные исторические моменты, происходит переосмысление духовно-эстетических ценностей, рушатся прежние идеалы, вера в незыблемость существующего мироустройства - у одних, в перспективу его радикальных изменений - у других. Как результат во всех областях общественной жизни формируется декаданс (франц. decadance, от позднелат. (decadentia [5] - упадок).

декаданс - определенное мировосприятие, конгломерат специфических чувств и настроений "конца века": тоски, меланхолии, бесконечной усталости, "заката", "влечения к упадку", неприятия действительности.

Одним из важнейших литературных явлений второй половины XIX - начала XX вв. стал натурализм (франц. naturalisme, от лат. natura - природа). Золя, Г. Ибсен

Философской основой натурализма явился позитивизм (лат. positivus - положительный), видевший единственный источник подлинных знаний в конкретных (эмпирических) науках, призванных давать лишь чистое описание фактов. Умозрение же, философское исследование как средство познания отвергалось. Еще большую роль в формировании натурализма сыграли достижения в области естественных наук - биологии, физиологии и др.

Если натуралисты исходили из максимально точного воспроизведения факта, то импрессионисты ставили своей задачей предельно точное отражение вызванного тем или иным фактом впечатления. Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) берет свое начало во французской живописи.

Широкое распространение импрессионизм получил в литературе: английской (О. Уайльд). Литературному импрессионизму свойственны фрагментарность, отрывочность повествования, "стенографирование" частного, конкретного, исключительное внимание к детали, к тончайшим нюансам в характере, явлении, предмете, поистине импрессионистическая живописность в передаче цвета, колорита, состояния, преобладание таких ощущении, как зыбкость, недосказанность, неопределенность.

импрессионизм имеет много общего с натурализмом. Прежде всего это типологическая связь натурализма и импрессионизма с реализмом, ибо во всех трех случаях искусство отталкивается от объективной реальности, соотносится с действительностью. Кроме того, как натуралисты, так и импрессионисты - но уже в противоположность реалистам - не ставили своей целью обобщение, отбор фактов или впечатлений.



Почти одновременно с импрессионизмом, начиная с 60-х гг. XIX в., развивается символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon - символ). в самом начале 70-х гг. излагает свою теорию "ясновиденья" А. Рембо; выходят ряд программных стихотворений П. Верлена 1882 - 1883 гг.(в том числе знаменитое "Искусство поэзии") и серия его очерков "Проклятые поэты" (о Корбьере, Рембо, Малларме и др.); в 1886 г. Ж. Мореас, создатель термина "символизм", публикует знаменитый "Манифест символизма".

Основную задачу искусства символисты усматривали в постижении "мира идей", в выражении духовного и душевного, осуществляемом посредством символа. При этом обращение к символу свойственно не только символистам, его особая роль в любом литературном произведении обусловлена самой природой художественного образа. "Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ)... Переxодя в символ, образ становится "прозрачным"; смысл "просвечивает" сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива". Символ становится полисемичным, несущим в себе смутный, туманный, не поддающийся одновариантной дешифровке смысл. П. Верлен, Лотреамон, А. Рембо, С. Малларме М. Метерлинка, в поздних произведениях норвежца Г. Ибсена.

В изобразительно-стилевой области многое сближает символизм с импрессионизмом. Оба метода предполагают музыкальность, мелодичность стиха, его пластичность, сосредоточенность на оттенках и нюансах, двуплановость образной структуры, взаимопроникновение "внешнего" и "внутреннего", изобилие подтекстов. Импрессионистам и символистам обязан своим развитием на рубеже веков "свободный стих", или верлибр (франц. vers libre).

‡агрузка...

неоромантизм (греч. neos - новый ), Неприятие действительности; сильная личность, духовно неукротимая и часто одинокая, побуждаемая к деятельности альтруистическими идеалами; острота этической проблематики; максимализм и романтизация чувства, страсти; напряженность фабульных ситуаций; приоритет экспрессивного, выразительного над описательным; активное обращение к фантастике, гротеску, экзотике и т.п. - характерные черты неоромантизма, достигшего кульминации в 90-е гг. XIX в. Р. Киплинга, Дж. Лондона в некоторых произведениях Г. Гауптмана, Г. Ибсена, К. Гамсуна, Р. Роллана и др.

эстетизм, Дж. Рескин и его ученик У. Пейтер. Их идеи разделил О. Уайльд, которому принципы У. Пейтера были особенно близки. Пейтер видел в искусстве источник "особого впечатления красоты или удовольствия"; житейскую мудрость же У. Пейтер находил "именно в поэтической страсти, в стремлении к красоте, в любви к искусству ради искусства". О. Уайльд пошел еще дальше, не только отвергнув реалистический подход к изображению действительности, но и постулируя примат искусства над жизнью: "Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни".

Дальнейшее воплощение в литературе второй половины XIX - начала XX вв. получил реализм. Реализм не отмежевывался от эстетических исканий, стремился - часто в очевидном взаимодействии с другими методами - к аналитичности, объемности во взгляде на реальность и его адекватному художественному выражению. Значительно богаче становится реализм в жанрово-стилевом отношении. Появлялись новые формы изображения действительности, расширялся круг тем. Так, если в реалистических произведениях XIX в. преобладало социально-бытовое начало, то на рубеже веков оно начинает сменяться философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)