|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Футуризм
Практически все исследователи называют футуризм основным, наиболее радикальным течением русского авангардного движения начала XX века. На авангардистов, в том числе и футуристов, сильно повлияла философия Николая Федорова (космист, размышлял о новой рои человека в космосе, над победой человеком смерти, глубоко верующий). Футуризм (от лат. futurum – будущее) возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесном искусствах Италии и России в период 1909-1915 гг. При этом известно, что термин «футуристы», указывающий на связь с итальянским футуризмом, закрепился в России в отношении В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Каменского, братьев Бурлюков и др. позднее, чем возникла сама группа – первоначально объединённые Д. Бурлюком поэты и художники называли себя «будетлянами» (это слово придумал Велимир Хлебников - от слова «будет»). Футуристами их называли окружающие - участники группы позже приняли это определение (с 1912 г.). Ничипоров: Футуризм осознает себя в качестве конца всей предшествующей парадигмы культуры. В авангардном сознании существует антиномия начала и конца; мы передовой отряд нового искусства и мы же конец. Необходимо творческое участие в пересоздании всего мира. Отсюда мифы — миф о молодых варварах, миф о создании мира с чистого листа (об этом книга «Русский футуризм»). Авангард боится целостности своих представлений — они строят свои манифесты на кричащих противоречиях. С другой стороны — цивилизаторский пафос, обожествление науки, летательных аппаратов, техники. Искусство должно угнаться за техническим прогрессом. Официальной датой рождения футуризма принято считать 20 февраля 1909 года (в Италии). В тот день парижская газета “Фигаро” опубликовала манифест футуризма, написанный Филиппо Томмазо Маринетти, основоположником этого направления. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства. Целью манифеста итальянских футуристов было заявить о художественной философии футуризма как о концепции нового искусства, противостоящего миру академизма.
В России своеобразным «ядром» «искусства будущего» стал кубофутуризм, уникальное движение, органично объединившее литературу и изобразительное искусство (практически все футуристы начинали как художники) в поисках нового. Велимир Хлебников в стихотворении 1921 года, посвященном Давиду Бурлюку, писал: Странная ломка миров живописных Была предтечею свободы, освобожденьем от цепей, Так ты шагало, искусство, К песни молчания великой. В апреле 1910 г. вышел в свет альманах «Садок судей», фактически определивший создание в 1911 году группы «Гилея» (просущ. до 1915 г.). В группу кубофутуристов-«будетлян» входили Давид Бурлюк, Николай Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Бенедикт Лифшиц, Алексей Крученых, Елена Гуро, Екатерина Низен. С 1911 по 1914 гг. футуристы изо всех сил старались эпатировать публику своими нетрадиционными публикациями, выступлениями и даже внешним видом (рисовали у себя на лице возмутительные для общества, в котором жили, картинки: например, у Бурлюка на щеке красовалось изображение писающей собачки). К ним относились, как к сумасшедшим или хулиганам. Собственно этого они и добивались. Даже манифест русских футуристов, написанный в декабре 1912 года, носил название "Пощечина общественному вкусу". Его подписали Давид Бурлюк, Александр Крученых, Владимир Маяковский, Виктор Хлебников.
Словом «кубо» создатели этого кардинального течения авангарда подчеркивали овеществление самой зрительной природы языка, «новую видоизмененную предметность слова», его конкретно-материальную природу. Слову возвращали его связь с чувственным опытом зрения и осязания. Под влиянием кубофутуристов, прошедших, как замечает В.Ф. Марков, «… три стадии развития: импрессионистскую, примитивистскую и ориентированную на слово», находились и многие мелкие группировки того времени: – «Ассоциация эго-футуристов», (сформировалась в конце 1911 г., в конце 1912 г. распалась) (названия группы менялись – «Ego», «Академия эгопоэзии», «Интуитивная ассоциация»): Игорь-Северянин, Иван Игнатьев, Василиск Гнедов, Константин Олимпов (Константин Фофанов), Павел Широков, Грааль-Арельский (Стефан Петров), Георгий Иванов, Всеволод Князев, Вадим Баян. – Группа «Мезонин поэзии», организ. в 1913 г.: Вадим Шершеневич, Хрисанф (Лев Зак), Константин Большаков, Рюрик Ивнев, Борис Лавренев, Сергей Третьяков, Надежда Львова. – Группа «Центрифуга» (появ. в 1914 г.): Сергей Бобров, Николай Асеев, Федор Платов, Борис Пастернак, Божидар (Богдан Петрович Гордеев), Григорий Петников, Тихон Чурылин.
В отличие от европейских авангардистов, сосредоточенных преимущественно на психологии личной отчужденности и абсурдности «экзистенции», русский авангард манифестирует прежде всего формотворчество, «его предметно-строительную, фактурно-созидательную направленность». Русские кубофутуристы вводят новые принципы организации текста, основанные на смысловых парадоксах, композиционных «сдвигах», специфической тонике, алогичных конструкциях, графической семантике текста, использовании бытовой и фольклорной, архаической лексики и т.п. Занимаются активным словотворчеством - создают «заумь», значение которой объясняют стремлением выявить глубинный смысл абстрактных фонем и построить на них новый художественный язык, адекватно выражающий сущность новых реальностей. Понятие «заумной поэзии», в первую очередь, связывается с именем Алексея Крученых, который в книге «Фонетика театра», изданной в 1923 г., писал: «Временем возникновения Заумного языка, как явления, на котором пишутся целые самостоятельные произведения … следует считать декабрь 1912 г., когда был написан мой ныне общеизвестный, - Дыр бул щыл Убешщур Скум Вы со бу Р л эз. (Это стихотворение увидело свет в январе 1913 г. в моей книге «Помада»»).
В 1913 г. в совместной с В. Хлебниковым декларации «Слово как таковое», где поэтическое искусство рассматривалось как высвобождение скрытых возможностей «самоценного» слова, Крученых сам давал конспективные определения зауми: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)». Параллельно с Крученых стихи на заумном языке пишут Ольга Розанова, Роман Якобсон, Илья Зданевич (создавший «питерку дейстф», т.е. пять пьес на заумном языке), Игорь Терентьев, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев, художники Казимир Малевич и Борис Эндер, филологи Евгений Поливанов и Борис Двинянинов. Однако, как отмечает Г. Айги, здесь заумь носит служебный, замещающий характер (замещение прилагательных, существительных, глаголов). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |