|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ода 41 года Ломоносова (Посвященная Ивану третьему)Картина весеннего рассвета; золотой век как идеальное завершение истории; Переход к сфере сакро; цветение райских цветов; целуя младенца, он целует небесный свет; Тема поэта: атрибуты нимфы, которые могли сближаться с музами; Мотив – монарх как повелитель стихий; венец как двусмысленный образ: венец поэта или военачальника; противостояние сил хаоса и космоса – борьба титанов и Зевса; в мире настоящего все подвержено космической катастрофе; космическая катастрофа символ катастрофы духовной; империя противопоставляется сатане; монарх, помазанник божий, сакральная фигура; Картина борьбы русского императора с адом; уподобление младенца Гераклу Скрутив змиям главы сломил. Мой император гром примает, На гордость свой перун бросает; тема русской истории; прямое откровение; Пронзает очи странен луч! Незнаем шум мой слух неволит, Вручает вечность мне свой ключ. В Оде на взятии Хотина (1739) Ломоносова сакрализуется образ Анны Иоановны, императрица осмысляется как прямая наследница качеств своего великого отца – Петра, тень которого появляется во время боя. Сама структура оды основана на широком включении в нее эпических элементов. Она начинается с восторга, который охватил поэта при известии о победе. Русские войска прославляются, их орлиным полкам везде «пить отворен». Природа участвует в победе русских (мотив из слова о полку игореве), только луна ассоциируется с турками и только для того, чтобы устыдиться их бегству. "Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны" (1747) была написана по поводу дарования Российской Академии Наук нового устава (регламента), на который Ломоносов возлагал большие надежды. Но начинается текст с прославления "возлюбленной тишины", являющейся у Ломоносова синонимом к "златому миру", поскольку процветание государства и развитие науки Ломоносов связывает в первую очередь с миром. Именно поэтому Елизавета (чье имя переводится с древнееврейского как "Бог покоящегося") воспевается Ломоносовым прежде всего как установительница мира в государстве, при самом своем воцарении положившая конец русско-шведской войне 1741-1743 гг.
Так Ломоносов подходит к своей главной мысли - к утверждению "пользы наук", необходимости просвещения. Первым, кто призывает "божественные науки" на русскую землю, был Петр I, которому посвящены несколько строф, традиционно развивающих тему (военные победы, строительство флота, основание Петербурга, Человек, "каков не слыхан был от века", давший толчок развитию России). В Елизавете поэт хочет видеть преемницу дел ее великого отца.
У Тредиаковского одическая поэзия была посвящена другой исторической фигуре – Анне Иоановне. Ей он посвятил ряд своих произведений: «Песнь сочиненную в Гамбурге…», «Оду торжественную о сдаче города Гданска» (1734г.)
А. П. Сумарокова, поэтика од Ломоносова и Тредиаковского становится предметом пародии. Весь ротъ я<,> Музы<,> разѣваю, И столько хитро воспѣваю, Что пѣсни не пойму и самъ. (Ода вздорная II, не позднее 1759)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |