АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество Ю.В. Трифонова и феномен «прозы сорокалетних». Проза В.С. Маканина

Читайте также:
  1. I. Феномен стадности
  2. II.12.4.Феноменология
  3. III. ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  4. АЛЛАН КАРДЕК И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
  5. Антидепрессанттар (тимолептиктер): ниаламид (нуредел), имипрамин (имизин, мелипрамин), амитрептелин (триптизол), флуоксетин (прозак), пиразидол.
  6. БИЛЕТ 19 ФЕНОМЕНОЛОЛГИЯ
  7. Билет 4. Проза 1800–1810-х гг. основные пути развития.
  8. Вера в «доброго царя» и самозванство как социокультурные феномены российской истории
  9. Воображение и творчество
  10. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
  11. Вопрос Народное поэтическое творчество Раннего Средневековья. Кельтский (ирландский) эпос. Англосаксонская поэма «Сага о Беовульфе».
  12. Глава 10. ЛИЧНОСТЬ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕНОМЕН

Материалы: статьи, семинары и лекции Ничипорова, работа Аннинского, учебник Лейдермана и Липовецкого «Современная русская литература - 1950-1990-е годы».

Семинар Ничипорова:

Наум Лейдерман и Марк Липовецкий выдвинули гипотезу о постреализме в связи с Трифоновым и «прозой сорокалетних». В этих произведениях возникает особое отношение к быту, он становится экзистенциальным явлением, в центр выдвигается частная жизнь. То, что Маканин выразил в заглавии своей повести «Гражданин Убегающий», имеет экзистенциальный смысл (бегство). Постреализм — новая парадигма художественности, в основе которой лежит принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости автора по отношению к нему. В основе пострелизма лежит новая релятивная эстетика (М. Бахтин).

По поводу «прозы сорокалетних» была дискуссия в критике. Осуждали за сугубо житейские (семейные и т.п) конфликты. Поколение Маканина считало Трифонова своим учителем.

Юрий Валентинович Трифонов (1925 — 1981):

Ещё в школе Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1949 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Все годы учёбы печатал рассказы в газете «Московский комсомолец». Дипломная работа Трифонова – написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в журнале «Новый мир», была посвящена молодому послевоенному поколению. Эта дебютная книга принесла Трифонову большой успех. В дальнейшем писатель отзывался о «Студентах» довольно холодно.

Большую худ. ценность представляеют московские повести Трифонова: «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Их герои - интеллигенция (в социальном плане, но не всегда в нравственном). В «Обмене» дед героя (Дмитриева) старый революционер оказывается тем, кто мог бы что-то противопоставить погружению в жизненное болото.«Предварительные итоги» - повесть вся от 1-го лица (герой — переводчик третьестепенных поэтов). Постепенно рушится семья, все отношения. «Долгое прощание»: разрушение семьи актрисы и человека, непрофессиональное занимающегося историей. Гриша становится успешным сценаристом, н понимает, что «счастлив был раньше». «Другая жизнь»: герой — профессиональный историк. Для него его заметки принципиально важны. Его жена (химик) не понимает этого при жизни мужа, хотя и любит его. Коллеги тоже его не понимают. Он умирает в 42 года от сердечного приступа. Нужно постичь «другую жизнь». «Дом на набережной»: здесь господствует излюбленное Трифоновым повествование - голос автора, который как бы вплетается во внутренний монолог героя. Пр-ние строится как воспоминания Глебова (гл. героя). Глебов - тип человека "никакого", всеугодного, легко перестраивающегося по первым же сигналам, идущим от времени. Автор показывает, как, матерея, этот психологический тип постепенно вырастает в тип социальный, в фигуру "совестливого" прислужника любого зла в любую историч. пору.

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году - роман «Старик». Роман «Старик»: герой — старый революционер (участник Гражданской войны) и историк. Все линии романа связаны одним общим мотивом - мотивом «недочувствия». Павел Евграфович Летунов, подошедший к краю своей жизни, горько переживает "недочувствие" к своему старческому одиночеству со стороны собственных детей, занятых всякой чепуховиной, вроде тяжбы по поводу какой-то дачной халупы. «Недочувствие» стало знамением времени.

Мотив слитности всего со всем во времени вышел на первый план в позднем творчестве Трифонова, и прежде всего в его цикле рассказов «Опрокинутый дом» и романе «Время и место» (1980). Т. приходит к выводу: никакой Большой Истории не существует, Большая История - это концепт, в сущности, обесценивающий то, что составляет суть человеческой жизни - мелкие хлопоты, заботы, беготню. Вместо этого он пришел к пониманию того, что все, что потом вносится в реестр Большой Истории, на самом деле вызревает внутри быта. При этом быт трудно поддается систематизации, он в принципе хаотичен. Быт становится у Т. универсальной формой экзистенции. Во «Времени и месте» мотив "недочувствия", диктовавший художественную логику как «московских повестей», так и «Старика», переходит в императивное требование: «нужно дочерпывать последнее, доходить до дна». Но тот образ мира, который возникает в пр-нии, дает буквально зрительное впечатление принципиальной невозможности дочерпать до конца. Человек в этой ситуации неминуемо обречен на неудачу, он фигура трагическая по определению (мучается осознанием того, что живет в «недознании»). Такова плата за стремление быть личностью.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)