АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИЗМАИЛ-БЕЙ. ВОСТОЧНАЯ ПОВЕСТЬ. 3 ЧАСТИ. 1832

Читайте также:
  1. Б)Южная и юго-восточная Россия
  2. Б. Восточная группа: нахско-дагестанские языки
  3. Восточная граница
  4. Восточная Грузия перешла под покровительство России по
  5. Восточная деспотия
  6. Восточная и центральная Галлия. гельветы (З Швейцарии). Воюет с эдуями (Ц, З Гал) вместе с секванами и другими племенами. В результате, все признают власть Рима.
  7. Восточная мысль.
  8. ВОСТОЧНАЯ политика России
  9. Восточная философия не существует, это часть религии, разделено на западе .
  10. Восточная» модель хозяйственного развития: основные черты и особенности
  11. Глава 20. Юго-Восточная Азия
  12. Дальневосточная интервенция

 

Поэт сообщает в предисловии, что к нему опять явилось вдохновенье и желание творить.

Часть первая. Автор приветствует Кавказ седой. Это суровый край свободы, который автор любит еще с младенчества. Он любил величавый Кавказ с высокими и суровыми нравами его сынов. Дики их племена и их удел – война. Темн преданья их. Старик-чеченец, хребтов Кавказа старый уроженец, когда провожал автора, рассказал ему повесть. Рассказ: давным-давно, у чистых вод, где Подкумок мчится, где за Машуком день встает, а за крутым Бешту садится, близ рубежа чужой земли аулы мирные цвели. Красивы были девы, молодые люди были дружны между собою, никто тогда еще не знал ни русского золота, ни русского оружия. Все жили в мире и согласии. Но в одну прекрасную ночь они покинула свой аул, землю своих отцов. Все было чисто и пусто – и поле, и аул. К ним примчалась весть, что на них надвигается степной враг. А, как известно, мила черкесу тишина, мила родная сторона, но вольность милее и дороже всего. А они были мирные и не хотели решать все кинжалами и оружием. Поэтому избрали путь бегства. Между тем уже зреет недовольство соседей, кипят распри. Однажды проезжает путник на конец, склоняется к гроздьям винограда, но слышит, как колышется трава, он слезает с коня и внимательно прислушивается к звукам, прикладывая ухо к земле. Он не русский, он черкес. И он все бы отдал за близкий топот табуна. Он, как все русские юноши, молод, но хладен блеск его очей. Годы изменили его и сделали похожим на иноземца, но все же можно отличить по чертам его лица, что он черкес. Черкес видит казака и подъезжает к нему, после того, как он признал в нем врага, он убивает его шашкой. Ему тяжело было совершить это убийство, потому что в нем самом течет такая же восточная кровь. Он с горечью посмотрел в сторону своей родины и, пока он ехал на коне, он вспоминал, сколько аулов было погублено по его вине. Он не успокоится, пока из костей погибших от его руки не будет им же воздвигнут мавзолей. Темно, он останавливается у дуба и видит за дубом расщелину, пропасть. В недоуменье над скалой он садится и начинает думать. Он встречает лезгинца, к которому приходит на ночлег. Он внимает рассказу странника и всему дивится. Он тоже давно не видел своего отечества, лезгинец, дочери и сын живут с ним. Вся семья живет добычей. Тут вошла к ним молодая дочь. Пери молодая, с удивительной жизнь в лице и в теле. Она поставила ужин перед отцом и гостем и удалилась. Странник понял, что влюблен в эту красоту, в эту жизнь. Зара уже давно вышла, но черкес все продолжает смотреть ей вслед. Утро, путнику пора ехать, Зара подводит к нему коня. Он уезжает, но она продолжает его ждать и верит, что он приедет и украдет ее.

Часть вторая. Шумит Аргуна мутною волной. На берегу Аргуна народ построил новый аул. В этом ауле живет Росламбек, у которого когда-то был брат Измаил. Отцом он был послан в Россию и в возрасте 14 лет пропал, о нем не было ничего известно. Измаил родился при странных обстоятельствах: когда он впервые открыл глаза, его улыбку встретила гроза, он ощущал себя лишним между людьми, и его душу ничто не радовало. Он вырос в горах и привык видеть тучи под своими ногами. Он обладал пылающей душой, но теперь, где он и что с ним, неизвестно.

Дни мчатся, начался байран, на байране исполняют Чеченскую песню: много денег у меня, не женися, молодец, а лучше купи коня, вернее и надежнее коня никого быть не может. Вдруг послышался шум. Вернулся Измаил. Все ликуют. Его брат сидит один у костра, покинутый всеми. Пройдет такое восторженное состояние у сельчан, думает Росламбек. Надвигается война. Но жители аула на этот раз настроен решительно. Совет созывает Росламбек. Он говорит, что надо постоять за свой народ, за свой аул и прогнать врага. Но он предлагает подлый план: напасть ночью на спящие лагеря и всех убить. Но таким образом они омоют свой многолетний позор. Согласны все на подвиг ратный, кроме Измаила. Он вскочил и произнес свою речь, в которой сказал, что так, как решил поступить его брат, это не по-мужски. Ему нужна иная месть стране и иной славы он ищет. Измаил один, ночь, он лежит, склонив голову на камень. Многие хотели пойти ха ним, да не посмели – слово его брата оказалось для них главнее, потому что он главный в ауле и ему отдавать приказы. Он ужасается от того, что приготовил ему родной край. Он переживает, что не смог вернуться к Заре и просто мирно жить и любить всей душой. Он слышит выстрелы. Он увидел русского, который был без сил, которого преследовали черкесы и убили всех его казаков. Измаил ведет беседу с русским: он признается, что всю жизнь гонится за славой и почестями и хочет узнать, что такого плохого сделал русском простой народ. Русский рассказывает Измаилу о нем же самом, не подозревая, что перед ним Измаил. Он говорит, что Измаил служил с ними, но ни одна красавица его не пленяла, он был доблестным воином. Но у русского была невеста, с которой ему пришлось расстаться, потому что началась война. Но эту девушку увидел Измаил. Пока русский воевал, Измаил обольстил невинную девушку и погубил ее честь. Но вскоре ему наскучила девушка, настало пресыщение, он ее бросил. Русский же ищет Измаила, чтобы отомстить за девушку. Девушка потеряла рассудок, она наряжалась и садилась у окна, ждала Измаила. Измаил перестал слушать его. Он лежал на земле и внимал звукам окружающей природы. Наутро они встали и поехали вместе, когда настала пора расставаться, русский, которому Измаил дал защиты и укрытия, узнал, что перед ним сам Измаил. Между тем перед горой Шайтанов сидела группа черкесов. Безмолвно ждал Измаила молодой юноша Селим, чтобы вместе с ним пойти в бой против врага.

Часть третья. В ауле дальнем Росламбек укрылся и ждет Измаила. Но Измаил не думалв бурях битв сыскать покоя. Он решился защитить родные скалы от русских, но не родной аул. Он не искал славы и почести такой, какой искал Росламбек. Он всему прекрасно знал цену. Приезжает Измали. Селим везде следует за ним. Скоро начнется бой. Никто не хочет, чтобы Селим ехал с ними, потому что это жестоко и несправедливо погибать в расцвете сил. Селим сказал, что не оставит Измаила и пожал руку князю (Росламбеку). Его решение было равноценно смерти. Пока он едет на бой, он поет песню. Все садятся на конец и едут на последний бой. Отряд казаков между тем гнался за ватагой могучих удальцов. Начинается бой. Пропал князь. Русский на поле боя нашел Измаила, хотел его убить, но пуля сразила его быстрее. Он погиб. Измаил ранен в бою, Селим охраняет его как может и рьяно мчит коня по полю боя, убивая врагов. Измаил остался жив, ему чудатся объятия Зары. Два года спустя, после всех событий, Измаил сидел на камне. Продолжались войны. Братья помирились. Он сидит и предается воспоминаниям, но тут раздается выстрел. Измаил убит. Мусульманином, верным Измаилом. Месть брата брату осуществилась.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)