|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные школы и направления в литературной критике конца ХIХ- начала ХХ вв
В этот период следует говорить о поздней народнической критике: Михайловский и Скобичевский, о модернистской критики, символистской: Блок, Брюсов, Мережковский, об околосимволистской: Розанов, религиозной: Шестов, Булгаков, постсимволической: акмеисты и футуристы, марксистской критике: Плеханов, Леначарский, Троцкий. Народническая критика. Представители: Н.К. Михайловский, А. Скабичевский, М. Протопопов Осн. идеи: 1. Утопические взгляды [«шелуха народных утопий», -- В. И. Ленин] на политическую ситуацию, желание «заштопать, улучшить» положение крестьянства при сохранении основ современного общества. 2. Будущее России в замкнутости ее духовного мира (= самобытности), отрицание возможности капиталистического пути развития. 3. НК отстаивает реализм, тенденциозность и гражданственность в литре (борьба с безыдейностью искусства, декадентством). 4. Осн. принцип народничества – «субъективный метод в социологии», т.е. игнорирование объективных закономерностей истории, твердая убежденность в том, что отношения в обществе можно переделать, согласно избранному идеалу. => задача писателя пропагандировать законы, по которым должна развиваться жизнь. Литература имеет в обществе служебную, утилитарную роль. 5. Народники – защитники и пропагандисты народного реализма, т.е. такого изображения действительности, при котором жизнь ч-ка определяется обстоятельствами. Отождествление натуралистической и реалистической манеры. - отрицание роли психологизма (раскрытия внутреннего мира), т.к. это уводит читателя от постижения правды народной жизни. - против индивидуализации характера – писателю должно воспроизводить самые общие явления жизни. -герой не может сопротивляться среде, только в сфере экономики – может. Эталон: Тв-во Ф. Решетникова, народническая беллетристика объявлялась высшим достижением реализма.
Модернистская критика: критика символистская (Мережковский, Брюсов, Блок), околосимволистская критика (Розанов), религиозно-философская критика (Шестов, Булгаков, Бердяев), постсимволистская критика (Мандельштам), марксистская критика. Манифест Мережковского: «О причинах упадка и о новых течениях современной рус-лит»: три кита (символ, мистицизм, расширение художественной впечатлительности = импрессионизм). Мережк – религиозный мистик, довольно догматичный. Причины упадка: 1. Писатели не пребывают единодушно вместе (М против кружков), 2. Упадок языка и постоянно возрастающее невежество, 3. Маленькие гонорары (либо угождай толпе и живи, либо напиши гениальное произведение и голодай), 4. Издатели – капиталисты без художественного чутья, 5. Современная русская критика. Сейчас все критики – поэты, что странно. Брюсовские манифесты: «Русские сим-ты» и «Ключи тайн», «Священная жертва». Брюсов хотел быть одиозной личностью, хотел стать во главе литературного течения и стал – глава старших символистов «черных магов», читает доклад в 1892 о французском символизме => есть школа, которая работает над формой принципиально новых эмоций. Три тоненьких брошюрки, изданные под заглавием «Русские символисты» в 1894. Брюсов. Ключи тайн. Рассматривает искусства с разных методов (теория полезности искусства – искусство должно служить идее; теория чистого искусства – искусство заперто в себе и отделено от жизни; наука в принципе бессильна перед искусством).Искусство – метод познания другой реальности Священная жертва. Осн. мысль: нужно ли разграничивать поэзию и жизнь? – Нет, поэт дб поэтом всегда, иначе он не поэт. Священная жертва => жизнь поэта, которая дб принесена в жертву искусству. Брюсов воздерживался от вульгарного социолизма, но с ним сближался. Брюсов критиковал пролетарскую поэзию, не признавал акмеизма и своих товарищей символистов (позднее), так как все это прошлое. Зато футуристов хвалит. Пролетарское в его понимании – общечеловеческое. Блок: антропоцентрическая модель мира. Всегда был гуманистом в широком смысле слова: вслед за гуманным человеком идет человек- артист. Б. считал, что предшествующий период привел к опустошению человека, но это был его самообман –присоединение к революции только на какое-то время спасло его. Статьи: «Юбилейное приветствие Горькому», «О назначении поэта», «Без божества, без вдохновения». Горький – величайший художник наших дней. Он посредник между народом и интеллигенцией. Соловьев – провозгласитель будущего. У поэта есть три дела: освободить звуки из их родной стихии, привести эти звуки в гармонию (ведь поэт – сын гармонии) и внести эту гармонию во внешний мир. Донести гармонию (пока он ее несет, 3 встречи с чернью: цензура) до избранных – дело поэта.
Гипертрофию личного начала, забвение бога увидел в декаденстве сотрудник «Нового времени» В. Розанов. Дискредитация основных положений «реальной критики» шестидесятников содержалась в статье Розанова «Три момента в развитии критики» (1892), где автор утверждал, что Белинский, Чернышевский, Добролюбов сумели подчинить своему влиянию только второстепенные литературные дарования, а все истинно талантливое в русской литературе пошло иным путем. С 60-х гг. русская критика переживает упадок, и ее возрождение возможно только благодаря ориентации на имена А. Григорьева и Н. Страхова. Обращаясь к истории русской литературы, Розанов противопоставил «пушкинское» и «гоголевское» направления, упрекнув второе за критицизм, расшатывающий государственность и разрушающий общественное спокойствие. Обратившись к творчеству Достоевского, он отождествил идеи Великого Инквизитора и идеи писателя («Легенда о великом инквизиторе…»), 1894; «Два этюда о Гоголе», 1906. Подходя к литературе с критерием государственной пользы, Розанов занял откровенно охранительную антидемократическую позицию, отвергая все то, что могла нанести вред монархическому режиму.
Булгаков (1871-1944) - русский философ, богослов, православный священник. Б. не просто участник знаменитых «Вех» (1909, статья «Героизм и подвижничество»), но и один из главных выразителей «веховства» как идейного движения, призвавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от стадной морали, утопизма, оголтелого революционерства в пользу работы духовного осмысления и конструктивной социальной позиции. Особое русло составляет тема России, разрешаемая, вслед за Достоевским и Соловьёвым, на путях христианской историософии. Мандельштам. Слово и культура. Поэзия – плуг, взрывающий землю так, что все глубинные слои оказываются сверху. Не стоит создавать школ и выдумвать свои поэтики. Революция в искусстве приведет к классицизму и это очень хорошо. Вообще М утверждал противоположное тому, что происходило на самом деле. Он надеялся, что его послушают и за ним пойдут. Конец романа. Утверждал, что роман зиждется на двух началах: человеческая биография и психологизм. Люди сейчас оторваны от своих биографий, значит роман остался без стержня. А интерес к псизологической мотивировке ушел, следовательно,роман лишился и второй составляющей. Литературная Москва. Худшее в литературной Москве – женская поэзия, это пародия на искусство. Конечно, ведь женщины всегда порочны и несут фальшь. Изобретение и воспоминание всегда идут рука об руку и это большая ошибка Москвы, что она забыла об этом. Маяковский со своим угодничеством и попытками изобрести поэзию для всех рискует стать поэтессой. В Москве нет ни одного нормального кружка или школы, они одну правду просто рвут на части. Только Пастернак идеален. В основе взглядов марксистских критиков положение об обусловленности явлений духовной жизни факторами экономического развития. «Отрешенность от общественной жизни есть фикция и самообман художника» (Плеханов). Идеи Троцкого: в России личность по –настоящему не сложилась. Т не доверял интеллигенции! Т всерьез увлекался литературой, а его любимый поэт Есенин. Т вообще старался не отрицать ни одно произведение ни одного автора. Хотя недолюбливал Горького за его несвоевременные мысли. В годы первой русской революции основное внимание марксистской критики (Троцкий,А. Луначарский) было обращено на определение ведущих черт социалистического искусства. Марксистская критика участвовала во всех дискуссиях вокруг основных проблем, поднимаемых в искусстве XX века — свободы художественного творчества, народности, тенденциозности искусства, взаимоотношение художника и революции — и по каждой сумела вынести принципиальное решение. Программой свободного социалистического искусства стала статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905 ). Луначарский: жалел классиков и ратовал за них, его постоянный призыв: «Читайте классиков!» Футуризм сначала хвалил за молодость, а потом назвал смердящим трупом. Для него пролетарская литература – обычная литература, просто созданная рабочими. Выступал за то, чтобы перестать делить критику и литературоведение, вед и там и там социологический анализ. В деле критика гнев – плохой советчик. Критик должен быть помощником и читателя, и писателя. Ратовал за простую форму в литературе и за создание единой системы литературных понятий. В ленинском учении о пролетарской партийности соединились положения о познавательной ценности искусства, его тенденциозности, способе отражения объективной реальности и принципах воздействия на духовную жизнь людей.
Важно – фигура Чехова, дискуссии о Чехове. Прочтение Чехова в качестве художника реалистической школы, в качестве модерниста (рецензия на Вишневый сад Брюсова и Белого). Народническая критика о Чехове. Недовольны Чеховым: отсутствие гражданской позиции, «безыдейность». внимание к несущественным подробностям. Позже Михайловский пересмотрит свой взгляд на Чехова: «О повестях и рассказах г. Горького и г. Чехова» 1902 -- хвалит самый «чеховский» из всех чеховских рассказов «Скуки ради». Спор вокруг повести Ч «Мужики» -- в ней клевета на рус. действительность. Михайловский сначала с позиций народной критики бичевал Чехова за безыдейность, отсутствие гражданских идеалов и устремлений, за его ненужное внимание к пошлым бытовым деталям, потом признал хорошим самый «чеховский» из всех рассказов Чехова «Скуки ради». В статье «Кое-что о г. Чехове» упреки Михайловского сменились призанием глубины его произведений. М нравилось, что Чехов рисует обычных людей, которые стараются преодолеть обст-ва, бросая вызов судьбе.Стал воспринимать реализм Чехова как традиционный Д.С.Мережковский «Чехов и Горький» Семинар: Чехов и Горький похожи – песня пустоты в душе интеллигенции (=безбожие). Доказывает близость Горького к дьяволу, лука – отец лжи. Герои Г и Ч не видят никакого выхода, т.к. безверие и мир заключен сам для себя – философия индивидуализма. Сейчас (накануне 1905г.) наступает страшный суд истории, на который предстоит идти русской интеллигенции. Духовные вожди русской интеллигенции – Чехов и Горький. По ним можно судить о том, что сейчас происходит или будет происходить в России. У Г. сомнительная поэзия (=посредственно написаны сцены природы, любовные сцены), в его произведениях нет искусства. В них есть жизнь, правдивейший подлинник жизни. Все герои Г. «до ужаса реальны», даже если их нет в действительности, они могут быть. Ч.- законный наследник великой русской литературы. Простота, естественность, отсутствие всякого условного пафоса и напряжения – вот что объединяет Пушкина и Ч. Простота Ч. такова, что от нее становится иногда жутко: кажется, сначала простота – потом пустота – потом небытие. Ч. говорит о самом святом и страшном так же, как о самом обыкновенном, житейском. Ч. видит невидимое обыкновенное. Природа приближается к человеку, как будто вовлекается в быт человека, становится простою, обыкновенною. В быте – главная сила Ч. как художника, однако в этом и слабость его, потому что кроме быта он ничего не знает. Чеховский быт – одно неподвижно застывшее настоящее, без прошлого и будущего. У чеховских героев нет жизни, а есть только быт. Быт и смерть – два неподвижных полюса Ч. мира. Чеховский быт мертв и гнил изнутри. Из Ч. быта веет скукою. Скука, уныние – главная и единственная страсть всех чеховских героев. «Русский человек не любит жить», - открытие Ч. Основной лейтмотив Ч. – предчувствие конца, всемирной погибели. Сейчас (на пороге 1905г.) кончился Ч. быт, начались события.
Народническая критика о творчестве М. Горького: Осн. представления о Горьком: 1. Горького народники не поняли, но признали актуальность его произведений. 2. В героях-босяках увидели нравственные силы, которые способны развиваться в определенных обстоятельствах и быть использованными «во благо» (М. Протопопов, «Пропадающие силы» 1900г.). 3. Герои расцениваются как укор современному обществу, т.к. не раскрывают свой потенциал. 4. Челкаш, Орлов и Мальва – выразители взгляда автора, которому приписали пропаганду культа силы, аморализм и индивидуализм. Концентрация на ницшеанских мотивах у Г, советовали ему сменить тип героя с героя-разрушителя на героя-созидателя (А. Скабичевский, «Герои разрушители и герои созидатели»), иначе Г рискует скатиться в декадентство
Новые качества в литературной критике Серебряного века: 1) она во многом разделяла те процессы, которые шли в литературе. Синтетические процессы: критика могла нести в себе элементы художественного мышления. Критический текст мог становиться литературным. Привнесение образов, которые могут стать инструментами в познании того, материала, который критикуется. Анненский (Бальмонт-лирик, О Горьком, Драма на дне). Но с другой стороны, критика приближается к полюсу научного литературоведения: лирическое я Бальмонта в анализе Анненского, в конце статьи нализ ритмики, строфики и т.д. 2) Растоврение границ между литературной критикой и философией. Например, статьи Мережковского, Белого, Бердяева – это культорологические статьи, а форма выражения чисто художественная. На литературном материале философы рассуждали о философии. Статьи Бердяева о Белом. Его интересуют новые качества мироощущения. Обоснование интуиции с опорой на произведения. 3) В марксисткай критике нередко возникают проницательные прочтения литературных произведений (особенно у Троцкого и Луначарского). Субъективация – новое качество реализма Горького. Несоответствие людей их социальному опыту. Новое качество реализма Горького. В критике марксистской, которая выдвигала классовые аспекты – выдвигала классовые, на основании социологического базиса прочтения, а также с культурологической точки зрения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |