АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Е гг. как период в истории русской литературы. Его границы и эстетические закономерности

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I период (сентябрь — ноябрь)
  3. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  4. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  5. II. Типичные структуры и границы
  6. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  7. III. Материалистическое направление в русской философии
  8. III. Методологические основы истории
  9. III. Стабилизационный период.
  10. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  12. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года

Лекции + учебник Зайцева и Герасименко:

 

Середина 50-х годов – начало оттепели, которая изменила общественную жизнь и развитие литературы. 1953 год – умирает Сталин, в 1956 году - ХХ съезд КПСС, где происходит развенчание культа личности.

 

Тем не менее, наряду с оттепельными процессами, зарождается и развивается диссидентское движение. Именно на годы оттепели приходится травля Пастернака (1958 год – Нобелевская премия, 1960 год – смерть Пастернака).

 

В 1964 году Хрущев был отстранен, и началась реакция. На 1964 год приходится суд над Бродским, а в 1972 году Бродский будет «выдавлен» из страны. В 1968 году – знаменитая «пражская весна», ввод советских войск в Чехословакию. В 1970 году закрывается «Новый мир» под редакцией Твардовского. В 1974 году высылается Солженицын.

 

С середины 80-х годов до рубежа 80-90-х годов идут активные перестроечные процессы, позднее – распадается СССР. Отменяется цензура, падает стена между литературой метрополии и диаспоры, появляется огромный поток возвращенной литературы, который сменил развитие текущей литературы.

 

Развивается литература андеграунда, постмодернизма.

 

Проза.

 

В эти годы основные позиции занимают следующие направления:

 

- деревенская проза

- военная проза

- лагерная проза

- городская проза

 

Трансформируется творческий метод литературы: к реалистической парадигме добавляется парадигма соцреалистическая и модернистские явления.

Зарождается постмодернизм (Битов – «Пушкинский дом», Ерофеев – «Москва-Петушки», Соколов – «Школа для дураков»). Особенно интенсивно развивается постмодернизм в 80-90-е гг.

 

Поэзия.

 

Конец 50-х гг – 60-е гг. – расцвет поэзии. Появляются поэтические школы. Поэзия становится выразителем оттепельных настроений.

 

- шестидесятники

- эстрадная поэзия

 

У поэзии появляются синтетические черты, она выходит за рамки литературы: выступление на публике, поэзия соединяется с музыкой и создает жанр авторское песни.

 

- поэзия андеграунда (Сангир, Пригов).

 

Драма.

 

Период характеризуется взлетом драматургии. Существовавшая до этого «теория бесконфликтности» (в СССР действительность настолько прекрасна, что конфликты могут быть только «борьбой хорошего с лучшим») губительно воздействовала на драму.

 

В этот период появляется А.Вампилов. Его пьеса «Утиная охота» становится поворотным моментом в истории русской драмы – здесь не только оживают конфликты, но и наблюдается явное взаимодействие реализма и модернизма.

 

Учебник:

 

Пятидесятые годы отчетливо воспринимаются как переходные в истории общества и литературы. После несомненного творческого взлета поэзии и прозы в годы ВОВ, вслед за опубликованным в августе 1946 г. разгромным постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (начало травли Зощенко и Ахматовой) наступили самые тяжкие времена в развитии советской литературы, когда на излете тоталитарного режима партийная система всячески стремилась к унификации в сфере литературы и искусства, к подчинению писателей требованиям партийности, нормам и канон соцреализма.

 

Уже в самом начале 50-х гг наметились признаки оживления общественной и литературной жизни, развернулось обсуждение важных социальных и художественно-эстетических проблем. В 1952-1954 гг. в журнале «Новый мир» были опубликованы «Районные будни» Овечкина, статьи Померанцева «Об искренности в литературе», главы из поэмы Твардовского «За далью – даль». (Там осмысляется кризис современной литературы – пишут романы про «идеальную действительность» - «И всё похоже, всё подобно / Тому, что есть иль может быть, / А в целом - вот как несъедобно, / Что в голос хочется завыть»).

 

Особенно заметные перемены – после смерти Сталина, ХХ съезд.

 

В те же годы в печати – дискуссии о «положительном герое» и «теории бесконфликтности», о «самовыражении» в лирике и др. На втором Всесоюзном съезде писателей (1954) – в ходе дискуссий определилось стремление к художественному многообразию, преодолению иллюстративности, критика концепции «идеального героя».

 

Это время ознаменовалось приходом нового поколения поэтов, прозаиков и драматургов (Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Аксенов, Казаков и др.)

 

Но наряду с положительными тенденциями, нередки были острые критические нападки и даже организованные кампании против ряда писателей и произведений (Эренбург «Оттепель», травля Пастернака, Дудинцев «Не хлебом единым», Гранин «Собственное мнение» и др.). Позднее – судебные процессы над Даниелем и Синявским, Бродским, преследования Солженицына, Некрасова, Галича и других.

 

Уже в середине 60-х гг. оттепель пошла на убыль. Это совпало с отстранением Хрущева и приходом к власти Брежнева (1964). Но наиболее заметными вехами завершения данного этапа стали два события: «Пражская весна» (вторжение советских войск в Чехословакию в августе 1968) и разгром «Нового мира» под редакцией Твардовского (1969-70)

 

Движение литературы, которая развивалась в противостоянии застою, в 70-е годы шло по трем линиям: «официальной», «неофициальной» и «зарубежной». По аналогии с обозначением государственного издательства, возникли и получили распространение термины «самиздат» и «тамиздат», а в связи с широчайшим распространением в 60-е и в 70-е гг магнитофонных записей авторских песен Окуджавы, Галича, Высоцкого и произведений рок-поэзии (Гребенщиков) – «магнитиздат».

 

Машинописным способом издавались и оригинальные издания журналов и альманахов: от «Синтаксиса» Гинзбурга (59-60) до «Метрополя» Аксенова, Битова и др. (79).

 

Основные черты литературного процесса 70-х годов – продолжение и развитие тенденций, обозначившихся уже в 50-60-е гг.

 

В 70-е гг. продолжают активно развиваться такие значительные явления, как военная и деревенская проза. При этом яснее становится внутренняя, органическая связь между ними (например, Распутин – «Живи и помни»).

 

Несомненно углубление нравственно-гуманистической и философской проблематики в прозе и поэзии о войне (Астафьев, Быков, Самойлов и др). Как продолжение поисков Леонова, Пришвина, Паустовского, усиливается внимание к теме «человек и природа», к проблемам экологии («Царь-рыба» Астафьева, «Прощание с Матерой» Распутина).

 

Наряду с деревенской и как бы в параллель с ней получает интенсивное развитие «городская проза», прежде всего в «Московских повестях» Трифонова («Обмен», «Предварительные итоги»), в рассказах Нагибина, Семенова и других. По аналогии с прозой возникает и городская поэзия («Голос города» Рождественского, «Городские стихи» Владимира Соколова, ленинградская группа поэтов «Горожане» и др.).

 

По сравнению с предшествовавшим десятилетием в 70-е годы приоритет был за прозой.

 

Ярким явлением стала проза «сорокалетних»: Маканин, Киреев, Ким, Крупин и др.

 

Заметно проявили себя явления постмодернизма («Пушкинский дом» Битова, «Москва-Петушки» Ерофеева), хотя до публикации их на родине оставалось еще немало времени.

 

С конца 60-х гг. все усиливались гонения на писателей – с начала 70-х и до середины 80-х гг. страну покинули многие видные писатели и поэты (в т.ч. Аксенов, Владимов, Войнович, Довлатов, Синявский, Бродский, Некрасов, Галич и др.)

 

С середины 80-х гг., с приходом к власти Горбачева, в условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен, получивших название «перестройки», резко изменилась ситуация в общественно-культурной жизни и в литературе. Заметно ослаб партийный надзор за идеологией, смягчился цензурный гнет. Вследствие этого после 1985 – 1986 гг. произошел публикаторский взрыв, особенно в периодике. В журналах, достигших в то время невиданных тиражей (например, «Новый мир» в 1990 г. - 2 млн. 700 тыс., «Знамя» - 1 млн., «Юность» - свыше 3 млн.), печаталось немалое количество «задержанных» произведений.

 

Возникла «возвращенная литература». В сознание читателя стали входить наиболее острые и общественно значимые произведения Булгакова, Платонова, Гроссмана, Солженицына, Ахматовой, Пастернака и др. Это явилось следствием фактической, а затем и официальной (с 1989 г.) отмены политической цензуры.

 

Особое внимание привлекло в то время творчество писателей русского зарубежья: Бунина, Набокова, Ходасевича, Георгия Иванова, Несмелова, Елагина и др. В литературу возвращаются имена Аксенова, Владимова, Войновича, Довлатова, Некрасова, Бродского, Галича и др.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)