АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. БЛОК (1880-1921)

Читайте также:
  1. XX в. c 1900 по 1945 гг.
  2. Импрессионистские тенденции в литературе рубежа XIX — XX веков (К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, Ин.Анненский и др.).
  3. Лекция 8
  4. По курсу «История отечественной литературы конца XIX – начала ХХ века»
  5. Современные дискуссии о социалистическом реализме.

Поэт дал следующую классификацию своему творчеству: три тома лирика как три тома вочеловечения: «Таков мой путь, и я твердо уверен, что все мои стихи — трилогия вочеловечения. От мгновения слишком яркого света через болотистый лес к возмездию и к рождению человека общественного, художника».

Три тома:

1 том (теза) 1898 – 1904 – опора на рыцарскую традицию, служение женщине, путь к Богу, интимность, влюбленность в мир и в Прекрасную даму. В 1 том входят циклы «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

2 том (антитеза) 1904 – 1908 – кризис от встречи идеала и реального мира, раздвоение, ресторанные стихи, много фольклорных реминисценций, ирония как цель самоочищения личности. Для этого периода характерно смешение верха и низа, света и тьмы. Здесь же впервые появляется городская тема, открытая поначалу Брюсовым. «Незнакомка» - это одновременно и чудо, и чудовище. В «Балаганчике» и «Незнакомке» ирония – ирония над идеями символизма àпервый и серьезный раскол с симолизмом. «Снежная маска» — одна из кульминаций стихийного начала в лирике Блока, лирике любви. Ключевой образно-символический ряд в цикле, что заявлено и самим его названием, — это символы снежного вихря, вьюги. Символ снега, снежной вьюги для Блока — знак душевного холода, хотя все-таки и некой чистоты, освобожденной в человеке природы, лежащей вне зла и добра. Появляются символы плена и смерти. Во 2 том входят циклы «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли»

3 том (синтез) 1907 – 1916 – синтез духа и телесного, плотского. В 1910-е годы поэт создает образы огромной художественной силы, образы трагического одиночества личности. Личность права, ступая на свой опасный, даже неправильный путь. Это, по Блоку, бунт против неправого устройства всей жизни. В стихах Блока несомненна отчаянная горечь отрицания личного поиска счастья. С одной стороны, горечь "несбыточной мечты", а с другой — неотступное вопрошание "сердца" о счастье и возвращение на круг надежды («Соловьиный сад»). В «Стихах о России», в «Итальянских стихах», а также в поэме «Возмездие» – произведениях конца 1900-х и 1910-х годов – формируется чувство истории в поэзии Блока. В строе блоковских стихов о Родине образы «Русь моя» и «Жена моя» всегда рядом. Эти две любви – к единственной женщине и к единственной на земле стране, Родине, – две главные человеческие необходимости. 3 том объединяет циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина», «О чем поет ветер».

Путь Блока поэта и мыслителя – путь преодоления индивидуализма, то есть свои переживания лирический герой (который у символистов очень близок к автору) отводит на второй план и сосредотачивается на размышлениях о судьбе России и отождествляет в итоге свою судьбу с Родиной, осознает неразрывную связь человека своей страны и эпохи с судьбой Отечества.

Вариант ответа №2 (более длинный):

Источник: Л.А. Колобаева «Русский символизм».

Александр Александрович Блок (1880 – 1921) был признан первым русским поэтом XX века. Основой периодизации дореволюционного творчества Блока остается намеченное самим поэтом деление на три этапа (в соответствии с томами его первого собрания стихотворений). Это такие этапы, если обозначить их по заглавному символу:

1. «Ante Lucem» и «Прекрасной Дамы» (1898—1904), период мистического восторга;

2. «Снежной маски» (1904—1907), то есть сборников «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907) и «Земля в снегу» (1908);

3. «Ночных часов» (1911), «Стихов о России» (1908 — 1916), продолженный в послеоктябрьские годы, последние в блоковском творчестве (1917—1921).

Первый этап. Со "Стихов о Прекрасной Даме" (1905) и до конца творческого пути лирический субъект в поэзии Блока поставлен в непосредственное отношение ко всему миру, к миру в целом, в его бесконечности, — отношение, обещающее вместить всеобъемлющее, универсальное содержание. Сразу же намечается оригинальное свойство блоковского "способа восприятия" мира, его поразительная и н т и м н о с т ь, интимность "мирового" чувства в поэзии. Остро личностное, сугубо индивидуальное чувство — влюбленность — становится в его творчестве одной из главных поэтических форм переживания бытия и "вочеловечения" мира.

Блок с самого начала и до конца "взыскатель ценностного миропонимания". На первом этапе его творчества высшие ценности переживаются и понимаются поэтом в соловьевском, религиозно-мистическом плане. На самой первой ступени его творчества, в стихах, написанных в 1897—1900 годы, до "Стихов о Прекрасной Даме", состояние его лирического героя в соответствии с "новейшими" настроениями — это состояние юноши, с ужасом увидевшего в себе равнодушие к жизни, вялость желаний, тоску и усталость — старость души. Реальная болезнь одинокой современной личности — драма безверия, безыдеальность, бесцельность существования — схвачена верно в его ранней лирике, но это не итог лирического героя, а лишь начало, толчок к его внутреннему движению, к «спасению». И важно отметить, что в лирическом герое Блока нет ни следа декадентского упоения бесцельностью как свободой личности, что мы встречаем у ряда старших символистов в 1890-е — начале 1900-х годов. Героя лирики Блока не может удовлетворить никакая цель, если она только личная, частная, ему необходима цель безусловная, универсальная, сверхличная.

Переход ко второму этапу творчества и собственно второй этап. Поэзия рыцарственной влюбленности в мир, в Прекрасную Даму была самораскрытием идеальной, нетронуто цельной личности. Это была чистая вера в высшее единство и цельность мира, ощущение его красоты как обещания "достойного бытия", когда (как мечтал Вл. Соловьев) красота неотделима от добра и истины и "все" — вся возможная полнота жизни — заложено в "одном". Поэтому способ восприятия мира и соответствующий ему способ символизаций в поэзии Блока этого времени — это способ всеобщих, универсальных аналогий и мировых "соответствий".

Книга "Стихов..." открывается "Вступлением", в котором уже задана эта тема пути. Главными в книге и становятся символы пути ввысь ("Я просыпался и всходил..."), символы внутреннего движения к самоопределению и обретению цельности — соединения дольнего и горнего, телесного и духовного, жизни страстной с Любовью. В этих не совпадающих между собой стремлениях заключено зерно драмы героя, о чем свидетельствует развернутая в "Прекрасной Даме" ситуация невстречи и неравенства. Он — раб, Она холодна и безответна, не узнает его. Это период огромного усложнения лирического «Я» в поэзии Блока, период множественности богов, время исполненных драматизма "распутий". Душа его лирического героя становится семицветной. Во второй книге стихов Блока "Нечаянная радость" (М., 1907) ее семь отделов, по признанию поэта, должны раскрыть " семь стран души ". Эти страны-отделы таковы: Весеннее, Детское, Магическое, Перстень-Страданье, Покорность, Нечаянная радость, Ночная фиалка. Заглавный символ второй книги — "Нечаянная радость" — обещает нам цвета "радости". Но они преобладают отнюдь не во всех циклах и отделах сборника. Ярче всего они в отделах ''Весеннее", "Нечаянная радость", отчасти в "Детском" и "Покорности" (в последнем светится тихая радость смирения после "похмелья" страстей). "Восторги жадной жизни" мелькают в "Магическом". В образном воплощении «нечаянной радости» Блок прибегает к фольклорным и литературным реминисценциям. Одна из семи «стран души» лирического героя – это природа, данная Блоком в образах сказочно-фантастических существ, пленивших поэта своим веселым добродушием и явивших ему лик доброй стихии природы («Старушка и Чертенята», «Болотные чертенятки» и др.). Однако радость носит теперь преимущественно иной х-р, нежели в «Прекрасной Даме», – либо беспечно-бездумный, природный («В душе бездумность и беспечность...»), либо простодушно-детский – по форме, а по сути смешанный с иронией («Детское»), либо, наконец, пьяняще-хмельной, все сильнее со временем окрашивающийся в демонические тона и обещающий чувственные вихри «Снежной маски». Обращение к природе показалось спасением лишь на миг. Цели очищения и цели самосоздания личности начинает служить ирония.

Ирония Блока в его «Балаганчике» и «Незнакомке» – это не только ирония над мистическими крайностями символизма, первый и серьезный раскол с ним и прощание с собой прежним. Это и ирония над действительным миром окружающей его жизни, ужаснувшей поэта своим мещанством и неподлинностью: "мир — балаган". Ироническое мирочувствование в этот период грозит стать сплошным, закрывающим весь его горизонт, нигилистическим, хотя Блок и сопротивляется этому. Ирония в лирических драмах, в "Незнакомке", скажем, направлена не только на пошлость обывателей, но и на лирических персонажей, замкнувшихся в своих романтических мечтаниях и беспомощно слепых к окружающей их реальности. Ироническое сближение персонажей из разных рядов, их пародийное взаимоотражение и "удвоение" (например, Поэт и захмелевший мечтатель-семинарист) художественно организуют пьесы Блока.

"Снежная маска" — одна из кульминаций стихийного начала в лирике Блока, лирике любви. Ключевой образно-символический ряд в цикле, что заявлено и самим его названием, — это символы снежного вихря, вьюги, метели, призванные выразить сильнейшее, предельное напряжение чувственной любовной страсти. Символ снега, снежной вьюги для Блока — знак душевного холода, хотя все-таки и некой чистоты, освобожденной в человеке природы, лежащей вне зла и добра. В "Снежной маске" преобладают соответственно холодные тона: голубой, серебристый, среброснежныйсквозные цветовые его символы. Показательно, что в этот снежный ряд диссонансом врывается черный цвет — образ черной звезды, "черных масок", "темнойкометы" ("В пропасть черных звезд ...", "Ветер звал и гнал погоню, / Черных масокне догнал..."). Это знаки "ущерба" — душевной усталости, ощущения "плена" и смерти.

Третий этап. В 1910-е годы поэт создает образы огромной художественной силы, образы трагического одиночества личности. Личность права, ступая на свой опасный, даже неправильный путь. Это, по Блоку, бунт против неправого устройства всей жизни. В стихах Блока несомненна отчаянная горечь отрицания личного поиска счастья. В отношении к счастью лирического героя выражена вся трагическая раздвоенность личности. С одной стороны, горечь "несбыточной мечты", а с другой — неотступное вопрошание "сердца" о счастье и возвращение на круг надежды. Одной из вершин трагического гуманизма Блока стал его "Соловьиный сад" (1915). Все произведение построено на пафосе несогласованности двух жизненных начал, двух путей бытия — жизни на скалистом берегу, жизни вечного работника, терпящего все тяготы мира — "зной", тесноту, обездоленность, скуку и однообразие существования, — и "сада" счастья, с его символами изобильной красоты ("лишних роз"), услады искусством, любовной страстью.

В «Стихах о России», в «Итальянских стихах», а также в поэме «Возмездие» – произведениях конца 1900-х и 10-х годов – формируется чувство истории в поэзии Блока. Циклы «Итальянские стихи» (1909) и «Родина» (1907 – 1916), такие непохожие друг на друга, в чем-то дополняют друг друга. В обоих циклах ключевыми являются размышления о времени и вечности, о движении истории. Аспект вечности преобладает в «Итальянских стихах», истории – в «Родине». Цикл стихов «Родина» был создан напряжением творческой воли поэта – устоять перед отчаянием в «страшном мире», не отдать ему на поругание самое святое. Поэт пытает себя последними вопросами – смертным часом («Последнее напутствие») и воспоминанием об утре человеческой жизни («Снится – снова я мальчик...»), тишиной уединенного «старого дома» и желанием слиться с ветром истории, постылой очевидностью («Грешить бесстыдно, непробудно...») и сказкой. В строе блоковских стихов о Родине образы «Русь моя» и «Жена моя» всегда рядом. Эти две любви – к единственной женщине и к единственной на земле стране, Родине, – две главные человеческие необходимости. Время России – роковой ее час, гибельный или «звездный», и вместе с тем вся ее история, судьба. Основные полюса здесь, в плане конкретно-исторического времени, – цикл «На поле Куликовом» и «Новая Америка» - от конца татарского ига до кануна революционных потрясений, то есть прошлое и будущее России.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)