АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский классицизм» как историко-литературная проблема. Жанры оды, трагедии, эпической поэмы

Читайте также:
  1. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  2. Белорусский национальный менталитет
  3. Бессознательное как философская проблема.
  4. Билет 2. Поэзия 1800-1810гг. основные жанры.
  5. Вы не можете жить как животные, и вы не знаете, как жить каким-то другим образом - и в этом вся проблема.
  6. Детско-подростковая проституция как проявление девиантного поведения и социально-педагогическая проблема.
  7. Жанры деловой коммуникации
  8. Жанры повести и романа в творчестве И.С.Тургенева.
  9. Жанры прозы и драматургии А.П. Чехова.
  10. Журналистские периоды Отечественной войны 1812 года. «Русский вестник» С. Н. Глинки, «Сын Отечества» Н. И. Греча.
  11. И СУФФИКСОВ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА РУССКИЙ ЯЗЫК
  12. Игровые жанры

Смена литературного быта в петербургскую эпоху. Постепенный переход от дилетантизма к профессионализму. (Живов «Литературный биографии» и Панченко «о смене писательского типа в петровскую эпоху»).

 

В 17 веке светская культура отделяется от духовной и у элиты появляется потребность в текстах нецерковного характера. Симеон Полоцкий вводит категорию авторства и придворного поэта. При Петре писатель стал частным человеком, свободным от служебных обязанностей. Писательство было выведено из монашеского сословия. При Петре был снят запрет на смех и любовную тему. Поэтическое качество, тем не менее, оставалось невысоким. Поэзией занимались дилетанты. Процесс профессионализации литературы протекает в России по-иному, чем в Западной Европе, в которой еще до как литература стала профессией, она была частью социальной элиты и бытовала в литературных салонах, читательских обществах и пр. В России до 1760-х годов литературные институции полностью отсутствовали. Отсюда борьба в России литературы за социальный статус. Занятия литературой способствовали нередко социальному успеху (Державин, Петров, Дмитриев). Внимание двора к этим литераторам обеспечивало им службу. Не литературная профессия, а литературная карьера. Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков начинали свою литературную деятельность в условиях, когда сама эта деятельность была смутна понятна их соотечественникам. «В силу этого в их судьбе социальное творчество играло не мене важную роль, чем творчество собственно литературное».

Позже 1760-х годов появляются Вольное российское собрание при Московском университет, Российская академия. Участие Екатерины в литературном процессе (ее журнал «Всякая всячина»). При вхождении России в круг европейский дежрав появляется необходимость создать свой культурный код, свою национальную литературу. Литератор оказывается лицом, которое удостоено этой чести.

 

В 18 веке происходит смена культурной парадигмы. Храм древнерусской литературы сменяется дворцовым ансамблем.

Русский классицизм как историко-литературная проблема:

Классицизм – первое литературное направление! (барокко – стиль, т.к. не предполагал программу, манифестарное утверждение)

Первые общеевропейские опыты классицизма появились в Италии в 15-16вв. в области регламентации драмы. Становление классицизма происходило в полемике с противниками нормативной эстетики (Лопе де Вега или Тирсо де Малино: «что же касается ваших 24 часов, то что может быть нелепее, чтобы любовь, начавшись с середины дня, кончалась бы к вечеру свадьбой»). В конце 16-17вв. классицизм становится ведущим направлением (прежде всего во Франции – Расин, Мольер, Лафонтен, Корнель). Трактат Буало «Поэтическое искусство» как итоговый манифест.

В России классицизм воцарился позже европейских литератур. Классицизм господствовал не весь 18 век, в 40-70гг. роль его стала падать.

Классицизм как эстетическая система

ü Категория добра и зла перемещена в план разумности. Благородный человек тот, кто действует не под влиянием «страстей», а руководствуется требованием разума. Подчинить свои чувства общественной «должности». Важность трезво мыслить.

ü «разумность» как способ познания мира и критерий в творчестве. «Разумный» характер творчества объясняет предпочтение правил, образцов.

ü Ориентация на античность. Поэтика Аристотеля и Горация. Общепринятость и неизменность идеала красоты.

ü Воздействие просветительской мысли 18 века (проблема воспитания и утверждения внесословной ценности человека). Учение английского ученого Локка о роли воспитания в нравственном совершенствовании человека.

ü Учение о правдоподобии как часть теории подражания. Действительность познается разумом поэта в аспекте возможного и вероятного, причем вероятное всегда разумнее и идеальнеею Поэтому вымысел как средство возвышения действительности. Не документальность изображаемого, а его внутренняя логическая бедительсноть определяет творческий успех. Принцип правдоподобия – аристотелевское и ренессансное понимание различия между историей и поэзией. История – истина единичного факта, поэзия – достоверная схожесть с ней. Классицисты признавали то, что действительно произошло (история) и то, возможно или вероятно произойти (поэзия).

Классицизм как нормативное ис-во:

ü Создается литературная теория, литературные трактаты: переводные и оригинальные (основные принципы – выбор образцов и описание теоретических канонов)

* переводы Буало (Тредиаковским и др.)

* переложение Буало (вторая эпистола о стихотворстве Сумарокова, где даёт полную жанровую парадигму, но не ввёл иерархический критерий: «всё хвально: драма ли, эклога или ода/ Слагай, к чему тебя влечёт природа»)

a. вводится строгое разграничение жанров, за каждым из которых закрепляется определенная тематика, герои, стиль (идилия - пастушеская тематика; ода - размах и «гремящий звук»; комедия должна смешить и приносить пользу; сатира - высмеивать пороки; эпиграмма - быть короткой и «острой»; темы элегии - любовь и природа; песня должна писаться простым слогом; ирои-комическая поэма должна быть «перевертышем» эпической поэмы; еще упоминаются эпическая поэма, басня, сонет, рондо и баллада, но о них сказано как-то вскользь;

b. по отношению к драматическим жанрам вводится требование 3 единств, обусловленное необходимым, по разумению классицистов, созданием сценической иллюзии (если зритель видит на декорациях дворец, то в следующем действии перенестись куда-то еще ему будет затруднительно; если зритель пришел в театр на 2 часа, то не стоит делать вид, что он провел там несколько лет; если он взял в толк какую-то одну сюжетную линию, то не надо перегружать его разум и от этой линии отходить) - тоже почерпнуто у Буало;

* Лит.теория разрабатывается в предисловиях и мини-трактатах (Тредиаковский: Размышления об оде вообще, О комедии вообще/ Херасков: Рассуждение об эпической поэме (предисловие к «Россиаде»))

ü Создается чёткая жанровая иерархия (Ломоносов: Предисловие о пользе книг церковных). Генетические критерий распределения лексики (устаревшая церковная лексика – высокий стиль)

Высокие жанры (представление об идеале): ода, трагедия, похвальное слово.

Средние (на периферии, обращены к частной жизни): сатира, эпистола, эклога, элегия.

Низкие (отклонение от идеала): комедия, эпиграмма.

Как итог, образуются контрастные пары: трагедия-комедия, ода – сатира и т.д.

Эпическая поэма:

В начале 18 века Кантемир и Ломоносов стремились написать поэму о Петре, но попытка не увенчалась успехом: Ломоносов написал лишь вступление и 2 песни. Пётр выбран Ломоносовым как объект изображения в силу величественности фигуры русского императора. Ломоносов не удовлетворён античными образцами Гомера и Вергилия, т.к. герои их не настолько величественны. Ломоносов берет сюжет Северной войны (а именно – осады Шлиссельбурга), но тема оказывается шире и Ломоносов пишет и о взятии Азова, и о церковном расколе. Цель Ломоносова – представить дело Петра во всём его многообразии как создателя идеального гос-ва.

1766г. Тредиаковский пишет эпическую поэму «Тилемахида» - стихотворная обработка романа Фенелона «Приключения Телемака». Выбор мифологического сюжета в качестве первого притязания на жанр героической эпопеи объясняется желанием Тредиаковского обратиться к отдаленному времени, возможностью осмысления и дидактики. (Живов писал, что для Сумарокова и Тредиаковского важным был просветительские и поучительный момент, в то время как Ломоносов видит своей целью лишь воспевание монархов).

Во второй половине 18 века Херасков пишет эпопею «Россияда» о взятии Казани на материале национальной истории.

Трагедия:

Складывается, главным образом, в творчестве Сумарокова. В первых его трагедиях («Хорев» 1747г. и «Синав и Трувор» 1750г.) нарушается единство действия, т.к. перед нами 2 конфликта: любовный и тема идеального правителя.

«Дмитрий самозванец» (1770г.) Сумароков

Мистическая тема; выбор, который должна принять душа между раем и адом; тема гибели души; Душа Дмитрия обречена аду; неминуемость ада; душа переживает свою обреченность; Тема ночи: смена времени суток, помрачнение души – ночь внутренняя; Дмитрий боится адской бездны; вечность адских мучений, но мучения уже наступили для его души; тема богооставленнсти; «Я — враг природы всей» (слова Дмитрия); милосердие божие бесконечно, но Дмитрий решил для себя окончательно, что милосердие божие его не коснется; бессилие человека перед лицом творца;

Фон – тема рока (в античных трагедиях обрекающий человека на зло);

Измерение инфернального одиночества – его бегство от Бога; Ад- единсвенное место, где можно скрыться от создателя; ад как убежище, но ад тоже подвластен Богу; Дмитрию остается одно – молить о несуществовании – небытие; если Господь уничтожит его душу – он решит его бессмертия;

Значение вечера для элегии

Тема наступления вечера – существование на границе между реальным и фантастическим, временным и вечным;

Сумароков берет элегическую тему и атрибутирует злодеем; инфернальная интерпретация элегической топики;

Тема колокольного звона: это о нем звонит колокол; Люцифер, с которым сопоставляется Дмитрий;

 

«Вадим Новгородский» Княжнин (1789)

Тема Вадима была очень актуальной для второго половина 18 века. Екатерина написала прозаическую трагедию о Рюрике, выведя в качестве его оппонента Вадима как человека, жаждущего власти.

Вадим – честолюбец шекспировского типа, жаждующий власти;

Рюрик – идеальный монарх;

Рамида – конфликт долга и любви;

В момент торжества Рюрика Вадим решает, что тирания – это выбор, который делает творец; тираноборчество и богоборчество Вадима;

Архангельская: Рюрик и Вадим одинаково идеальные личности, но сталкиваются две правды: республиканская и монархическая.

 

Ода:

жанровые разновидности оды:

· Похвальная

· Духовная (религиозные)

Внутренняя структура оды есть реализация системы правил.

Первичная функция - воспевать величие государства, реформы, международный престиж, идея человека как гражданина своей страны; строгие критерии оценивания человека.

Строгая регламентация одических частей:

· Одическое вступление (призвание муз, аполлона)

· Предложение темы, ее растолкование

· Утверждение (система аргументов)

· Заключение, возвращающее к началу текста как способ достижения единства текста.

· Нормы, выработанные в оде, распространяются на трагедию и героическую поэмы.

Нормативность тематики:

· Тема идеального гос-ва

· Идеальный монарх

· Идеальная эпоха

Идеальное гос-во – исполненное величия, стремление к расширению границ, свобода личности, просвещение, приобщение к надысторическому смыслу, многоплеменное государство

 

Идеальный монарх – носитель идеи государственной власти, одарен ею свыше, уподобляется орлу; символ солнца; уподобление монарха солнцу (общеевропейское значение Людовик 15 – король солнца); управляет природными стихиями.

Солнце – часть астрономической картины; император – луна, его дети – звезды; отражение вселенной в жизни царской семьи; царская сесмья как центр мирозданья, космический контекст

Уподобление мифологическим и библейским персонажам (Геракл, Марс)

 

Идеальная эпоха

Топос золотого века, восходящий к античности (Гесиод Труды и дни); процветание гос-ва, весеннее цветение (Вешнее тепло Тредиаковского);; надысторическое земное царство как эдем; империя, тяготеющая к райскому блаженству; путь к спасению для разных племен в рамках одной страны

Культ мудрости, военных побед, наук; радость, веселие, слава – нормальное состояние подданных;

 

Похвальная ода актуальна в контексте формирования государственной идеологии, ее завершение в сфере идеальных смыслов.

Монарх как носитель идеи сакро; если нет этой идеи, тот нет и государства;

 

Поэт – медиум; связывает видимое и невидимое; поэзия – провестник надысторических смыслов;


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)