|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социалистический реализм как эстетический феномен и его современные научные интерпретации. Концепция личности в творчестве Н.А.Островского, А.А.Фадеева, А.Н. ТолстогоХарактер лит. процесса советского времени определеляет новые отношения между лит-рой и властью. Советская власть была с самого начала склонна рассматривать лит-ру как явление партийно-государственной жизни. Литературе навязывались несвойственные ей функции: пропагандистская и идеологическая. В результате была реализована идея партийного руководства всеми формами литературной жизни, которая была сформулирована Лениным в 1905 году в статье «Партийная организация и партийная литература». Политическое давление вызвало деформацию лит. процесса. На первых порах в 20е годы идет борьба двух сил: естественная тенденция многогранного развития литературы (группировки: Серапионовы братья, Перевал, новокрест. поэты и др.) и полтика партии. Появление множества писем, постановлений и резолюций ВКП(б): «О пролеткультах» (1920), «О политике власти в области художественной литературы», «Оп перестройках литературно-художественных организаций».
Лекция Голубкова: Политика огосударствления ставила цель создания общей эстетической системы. Это невозможно, потому что литература движется противоречиями между направлениями. Но становление СР сверху совпало и с имманентными процессами лит развития реалистической эстетики. СР исторически обусловленное и эстетически оформленное явление. Реалистическая эстетика нуждалась в обновлении, картина мира изменилась (открытие фрейдизма, юнг, бахтин, эйзенштейн). Появился новый реализм, адаптированный к новой реальности. Это Тихий Дон, Жизнь Клима Самгина и тд. Рядом с новым реализмом формируется эстетика нормативизма с антигуманистическим пафосом, вместо типизации нормативные характеры в нормативных обстоятельствах. Эти два течения не разделяют и в 1934 году закрепляют за обоими название СР. В 30-е годы — сосуществование, 40-50 — нормативизм вытесняет. Борис Ефимович Гройс рассматривает соцреализм как продолжение русского авангарда. Гюнтер и Кларк – как феномен советской ментальности (восприятие времени, пространства, большой и малой семьи). Фадеев «Разгром» — концепция революции в утопическом понимании. Все герои ведомы в бой идеями, несоотносимыми с реальностью. Мечик отрицает реальное бытие, герой отвергает любовь Вари, партизан. Высшая социальная необходимость важнее абстрактного гуманизма (отбирают свинью у корейца). Партизаны по приказу Левинсона убивают Фролова. Включенность человека в исторический процесс, утверждение его контактов с макросредой обесценивает героя, он лишается самоценности и оказывается значим постольку, поскольку способствует историческому движению вперед. Финалистская концепция истории àдевальвация человеческой жизни. Ценность грядущего в сравнении с собственной личностью и он готов сознательно жертвовать собой. Функции лит-ры СР: не исследование реальных конфликтов и противоречий, а создание модели идеального будущего. Цель лит-ры СР: средство мифологизации действительности с целью ее переустройства, воспитание нового человека. Остается только нейтральный стиль в лит-ре СР, «классическое слово» в противоположность орнаментализму и сказу (в 30е гг.сказ объявляется РАППовцеми натурализмом, а орнаментализм – формализмом) ориентировалась на монологический тип повествования. Нейтральный стиль становится авторитетным и перерождается в авторитарный (в 30е-50е). Нейтральный стиль: нет двуплановости, нет социальной ориентировки на группу, нет сложных нагромождений приемов, ясен, прост, тяготеет к правильному порядку слов, если и ставит вопросы – то только риторические (под ними понималось очевидное к ответу), то есть принципиально не ставит проблем. То есть в творческие задачи художника не входило создание образа повествователя как такового – ориентация на нормы языка. Инертность, смысловая завершенности и окостенелось. Литература соцреализма не знает жанра полифонического и диалогического романа. Писатели стиля: Горький, Фадеев, Леонов, А. Толстой. Также под вопрос были поставлены формы условной образности, гротеска. Утверждение жизнеподобной поэтики. Борьба с остатками эстетики символизма, имажинизма, футуризма В 40-х: монологичность, доминирование авторского мировосприятия, отказ от автономного существования персонажа и самостоятельности его стилевой зоны, разрушение контакта с устно-разговорной речью. Из книги «Соцреалистический канон» (статья Гюнтера «Тоталитарное государство как синтез искусств»): Театрализация действительности, создавалась видимость единодушия фиктивного мира, где ложь и правда сливались неразделимо. Тоталитарные культуры противоречат принципам авангарда, застывание в монументальном классицизме. 20е г – лаборатория по экспериментам по созданию СР. Четкое деление на ценное и вредное в культуре, борьба со всевозможными врагами. Тоталитарный синтез искусств стремится к гладкости, все постороннее либо удаляется, либо поглощается ею. Пункты тоталитарной эстетики: 1) Сверхреализм (мифология в реалистических одеждах) Искусство — отражение революционной действительности. 2)Монументальность. Подавить все индивидуальное. Роскошность, плодородие, радость жизни. 3) Классицизм. Тяга к порядку. Классическое как нормальное, здоровое по сравнению с декадентским, вырождающимся. 4) Народность. Народ — дополнение к вождю. 5) Героизм. Динамическое начало, железно-стальная символика. Его личный характер, его идеалы, мысли и чувства лишены самоценности. Он экстравертно устремлен вперед, энтузиаст. Гройс. «Полуторный стиль: Соцреализм между модернизмом и постмодернизмом»: Соцреализм —это модернизм особого рода, вписанный в глобальную модернистскую культуру того времени. Центр оппозиция модернизма: высокая культура/массовая культура. СР определяется советское/несоветское. Советское как автономное, так же как и высокое, но СР апроприирует культурные формы в несвойственных для обычного функц-ия контекстах, что сходно с постмодернизмом. Кларк: «Соцреализм и сакрализация пространства»: Перманентное очищение пространства, создание канонического образца. Вертикальная метафоричность «Все выше и выше». Монументальность вождя. Лекции: Поэтика литературы соц. реализма (далее – СР) предполагала наличие ЧУДА в повседневной жизни. Реальные физические и биологические законы отступают. Чудо в жизнеподобной поэтике трансформируется менее очевидно. Например, в романе Ажаева «Далеко от Москвы» герои несут зимой на большое расстояние на плечах провода, чтобы восстановить разрушенную телеграфную сеть. Если подсчитать, какой вес должен нести каждый, получается пять тонн. Но, разумеется, это завуалировано. Учебник: Кульминация в развитии мифотворчества – 30-е гг, отчасти годы войны. Нужно различать социалистический реализм (порождение сознательных усилий государства подчинить себе литературу) и литературу социалистического выбора (стихийные устремления писателей, одушевленных идеей социализма). Нам интересно именно второе (первое – взращенный феномен), так как оно создало мифологию советского Космоса, модель единства человека и мира. Мифотворчество было призвано гармонизировать хаос, воцарившийся в безрелигиозном обществе, утратившем традиционные нравственные ориентиры. Создание советской идеомифологической системы во многом увенчалосьт успехом благодаря тому, что лит-ра социалистического выбора соотнесла соц. Идеи с архетипами бессознательного, с языческой и христианской мифологией в их переплетении. Сохраняется только внешняя связь с реалистической эстетикой жизнеподобия, реальные закономерности общ. жизни не исслед-ся. Ориентация на перенесение историч. реальности во внеисторич. мифологизирован. пространство. В 60-е гг. Поспелов предложил термин «нормативизм» - худ. освоение действит-ти в духе социалистического идеала. Но применение этого термина игнорирует мифологизацию как специфическую природу пересоздания действит-ти. Лит-ра социалистич. выбора была явлением органическим – основана на иллюзиях массового сознания. У истоков советской идеомифологической системы – «Неделя» и «Завтра» Либединского, «Шоколад» Тарасова-Родионова, «Чапаев» Фурманова, «Железный поток» Серафимовича, «Цемент» Гладкова, «Разгром» Фадеева и др. Воссоздали ситуацию гражданской войны и последующего восстановления. Трактовка революции и реконструкции как акта творения, воплощения мечты о справедливости, сострадании, единении. Мотив жертвенного служения социуму, которое предавало смысл индивидуальному бытию, спасало от экзистенциального отчаяния. Но авторы не уходили от изображения противоречий действит-ти, изображали своих персонажей с грехами, с мелочами. Особенно – первая редакция «Цемента». Они обратились к внутреннему миру «кожаных курток» (большевиков), попытались передать своеобразие духовного склада революционера 20-х гг. Эти произведения раннего этапа определили теологичность модели советского искусства, то есть концепции, согласно которой все в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом (не в нашем случае) или природой целей.
Начало 20-х гг. – трансформация Идеи. Новое поколение молодых писателей: Фадеев, Катаев, Зарудин, Ильин, Островский. Практическое воплощение идеи жизнетворчества – вторжение в жизнь с помощью создания второй мифологизированной реальности, чтобы одухотворить повседневность. Созданная в 30-е гг. литература социалистического выбора стала и порождением советской цивилизации, и ее Демиургом. Создан образ советского Космоса – эстетическ. пространства, мифологизированный хар-р кот-го должен воздействовать на обществен. сознание – то, что не преподается в школах, но вдыхается незаметно, как воздух. Ради выполнения этой задачи была разработана целая идеомифологическая система.
1. Миф о создании нового мира.
Представление о пластичности действит-ти, ее податливости организующей воле человека, возможности революционного пересоздания. Центральная – ситуация преображения мира. Материал – разные эпохи (от «Петра Первого» Толстого до гражданской войны в «Как закалялась сталь» и коллективизации в «Поднятой целине»). Мифологема преображения требовала создание разного рода непреодолимых с точки зрения здравого смысла препятствий: технич. отсталость России, происки врагов, неподвижность крестьянского быта. Сопутствующий миф:
2. Миф о победе над Временем.
Отрицание прошлого, затрудняющего движение вперед, восприятие настоящего как начала истинной истории, будущее – в ряд абсолютных ценностей, искупающее любые жертвы в настоящем. Образ преодоления времени – В. Катаев, роман «Время, вперед!». В основе сюжета – история рекорда, поставленного бетонщиками на коксохимкомбинате Магнистроя. Символический образ Страны, ринувшейся в Завтра, схватка людей со Временем. 3. Миф о едином пространстве Страны Советов.
Преображением охвачены разные уголки страны. Миф разрабатывали очеркисты в 30-е гг: Колосов, Ильин, Итин, И.Катаев, Лоскутов и др. Советский космос: на Днепре – электростанция, на Урале – металлургич. завод и т.д. Макс Зингер – полярная тематика, Итин – о Заполярье, Горбатов – «Обыкновенная Арктика». Лоскутов – пустыня Кара_Кум. Еще – Кубань, Комсомольск-на-Амуре, Петрозаводск и т.д. Очеркисты сводили воедино факты, принадлежавшие разным сферам советского пространства. Стремление, чтобы читатель ощутил себя гражданином этого мира – в многообразии его национального, культурного, климатического облика. Формирование образа советской страны как единого Большого Дома.
4. Героический миф о защитнике обездоленных и демиурге нового мироздания.
Тип героической личности + архетипы отца, Родины-матери, героических детей, врага. Центральное место – ориентация на героический миф о Прометее. (!!!) Еще у раннего Горького. Жертвенность (парадоксальное сближ-е с христианск. мифологией), строитель новой жизни, преодолевающий препятствия и несущий людям благо (мотив прометеева огня). Пример такой личности – «Как закалялась сталь» Островского. (Павка Корчагин). Любопытно: парадоксальным образом атеистическая и антиклерикальная по сути книга строится как канонический религиозный текст: восприятие веры, фанатическое служение ей, аскеза, физические страдания, «смерть» и новое рождение в литературном труде, направленном на воспитание и поучение потомков. Толстой «Петр Первый» - другой пример подобной личности.
Создание пантеона героев.
Роман-биография о героях гражданской войны: «Пархоменко» Вс. Иванова, «Хлеб» А. Толстого, «Кочубей» Первенцева, «Я – сын трудового народа» В. Катаева, «Мы, русский народ» Вс.Вишневского и др. + Автобиографическая повесть В.Катаева «Белеет парус одинокий».
5. Миф о советском народе.
Мифология советской эпохи должна была привить массам высокую самооценку, создать культ «великого советского народа», способного не просто на выживание, а на прорыв в будущее. Важная роль – исторический роман: «Петр Первый» Толстого, «Разин Степан» Чапыгина, «Емельян Пугачев» Шишкова и др. Пересмотр прошлого, акцентирование в русской истории героических деяний народа.
Результаты воздействия лит-ры социалистического выбора на нравственный облик поколения 30-40-х гг. продемонстрировала война. Новый этап в судьбе литературы социалистич. выбора – «Молодая гвардия» Фадеева. Роман включает мифологемы 30-х гг., в частности, миф о счастливом довоенном прошлом, о мудром отце, о модели гос-ва как большой и дружной семье, + миф о счастливом послевоенном будущем.
Можно еще почитать про производственный и колхозный роман, но только как примеры, в целом, ничего нового там нет.
Послевоенный этап в развитии литературы социалистического выбора.
Востребован терапевтический эффект сказки со счастливым концом, находящемся на противоположном полюсе по сравнению с героикой жертвенной смерти. Дилогия С.Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей» (49-50). Это – образцовая утопия с сильным влиянием фольклорной традиции. Герой сказки действует не для себя, так и герой этой книги – Тутаринов – действует в интересах всего района. Звезда Героя – сказочное волшебное средство. В отличие от «американской мечты» о достижении индивидуального благополучия отечественный вариант мечты подразумевал идеал всеобщего счастья, восходящего к идеалу соборности, к христ. представлением о райском блаженстве всех праведников, при том что возможность стать праведником имелась у каждого. В послевоенное десятилетие – угасание мифопорождающих возможностей СР.
Советская идеомифологическая система создала в 30-е гг. Большой стиль. (уют, уверенность, красота, дает ответы на все вопросы Таким образом, главная мифологическая составляющ. – акт творения. Доминантная мифологема – героический миф, самая динамичная фигура – защитник и культ. герой. Глубина воздействия обусловлена обращением к «коллективному бессознательному».
Современные интерпретации литературы СР (нормативизма): В настоящее время предприняты очень интересные попытки описать не с идеологической, но с собственно эстетической точки зрения феномен нормативизма. Прежде всего эти попытки принадлежат зарубежным исследователям. Б. Гройс, например, склонен рассматривать соцреализм как продолжение русского авангарда, X. Гюнтер, как и К. Кларк, рассматривает глобальные проявления соцреалистической эстетики 30—50-х годов как феномен советской ментальности (восприятие времени, пространства, большой и малой семьи). Фундаментальный труд, подводящий итог и одновременно открывающий интереснейшую перспективу изучения социалистического реализма как историко-культурного феномена 1920-1950-х годов, представляет собой издание «Соцреалистический канон». Характерным, однако, является тот факт, что его авторы строят свои концепции не столько на анализе художественного литературного материала, сколько, скорее, на исследовании партийно-политической печати, журналистики, литературно-критических, публицистических или философских работ. Это косвенно подтверждает нашу мысль о том, что вовсе не вся литература социалистического реализма была нормативной, что крупные художники принадлежали, скорее, к собственно реалистической эстетике. Еще о соц. реализме (2-ой вар-т ответа, краткий): Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека. По мысли этой концепции художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Следовательно, соцреализм должен был отображать жизнь в свете идеалов социализма. Понятие «реализм» — литературное, а понятие «социалистический» — идеологическое. Сами по себе они противоречат друг другу, но в этой теории искусства они сливаются. В результате образовались нормы и критерии, диктуемые Коммунистической партией, и художник, будь он писатель, скульптор или живописец, обязан был творить в соответствии с ними. Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель трактовался как «инженер человеческих душ». Своим талантом он должен был влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывал читателя в духе Партии и вместе с тем поддерживал её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личностей героев произведений соцреализма должны были быть приведены в соответствие с объективным ходом истории. В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой: · Он — идеальный коммунист и пример для социалистического общества. · Он — прогрессивный человек, которому чужды сомнения души. Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата: «Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся... Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними». Кроме того, он уточнил: «Литература должна стать партийной... Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, винтиками и колесиками одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».
Концепция личности в творчестве Н.А.Островского, А.А.Фадеева, А.Н. Толстого Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |