|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА. 1837. С брифли.руМосква. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана, опричники. Царь Иван Васильевич в преотличнейшем настроении. Ну, чем не повод превратить будничную трапезу в маленький, для своих, праздник? Открывая пированьице «в удовольствие своё и веселие», Грозный повелевает стольникам нацедить для опричнины заморского, сладкого, из царёвых запасов вина. Сам же зорко следит, как пьют его верные слуги, ведь винопитие — ещё и испытание на лояльность. Однако и удалые бойцы не лыком шиты: пьют как положено, пьют — царя славят, вино сладкое по губам течёт. Иван доволен, но вдруг замечает, что один из них, из опричников, к золотому ковшу с золотым вином не притрагивается. Узнав в нарушителе дворцового этикета своего любимца Кирибеевича, грозно отчитывает его: «Неприлично же тебе, Кирибеевич,/ Царской радостью гнушатися;/ А из роду ты ведь Скуратовых,/ И семьёю ты вскормлен Малютиной!..» Кирибеевич, лукавый и ловкий, как бес, разыгрывает перед царём, для него персонально, душещипательную сцену. Потому, мол, не пью — в золочёном ковше не мочу усов, — что до страсти влюбился в красавицу, а она от меня, недостойного, как от нехристя, отворачивается, полосатою фатою закрывается. Узнав, что зазноба его выдвиженца всего лишь купеческая дочка, Иван Васильевич смеётся: мол, возьми перстенёк мой яхонтовый, прикупи ожерелье жемчужное и пошли дары драгоценные ты своей Алене Дмитриевне. Сладишь дело — на свадьбу зови, ну, а прежде свахе покланяйся... Перехитрил-таки Малютин выкормыш самого Ивана Четвёртого! И не врал ему вроде бы, все, как есть, на духу рассказывал, только правду последнюю при себе оставил: не поведал про то, что красавица «В церкви Божией перевенчана,/ Перевенчана с молодым купцом/ По закону нашему христианскому». Свахе покланяйся? Без свах обойдёмся! Главное — царь на его стороне. Да и сам он недаром в опричнине, здесь законникам делать нечего! Гостиный двор. Шёлковая лавка купца Калашникова. За прилавком — хозяин. Пересчитывает деньги, разглаживает товар. Дела у Степана Парамоновича идут успешно. А то, что сегодня баре богатые в его заведение не заглядывают, к деликатному товару не прицениваются, так ведь день на день не приходится. Но вот уж и вечер, зима, рано темнеет, гостиный двор давно опустел, пора и ему домой, к молодой жене, к милым деточкам. Хорош у Калашниковых дом — высок, ладен, под стать хозяину. Да уж ежели с утра не везёт, так обязательно до ночи. Думал: деточки почивают, а они плачем плачут! Думал: жена ненаглядная его ужином на белой скатерти встретит, а её и дома-то нету! Сильно волнуется Степан Парамонович, спокойный он мужчина, выдержанный, а волнуется: снег, метель, мороз, темень — уж не случилось ли чего с Аленой Дмитриевной? Ох, случилось, случилось, и страшное! Опозорил её Кирибеевич! И не где-нибудь, посередь улицы, словно тать, как зверюга, набросился, целовал, миловал, уговаривал! На глазах у соседей разбойничал. Те смеялись и пальцем показывали: мол, что деется, ну и бесстыжие! Поверив, хотя и не сразу, что жена говорит ему правду, Степан Парамонович решает не откладывать дело в долгий ящик, благо обстоятельства складываются удачно. Завтра на Москве-реке — кулачные бои, и по случаю праздника — при самом царе. А где царь, там и псарня опричная. Вот и выйдет он тогда на опричника. Будет насмерть биться — до последних сил. Не осилит, так, может, братушки, может, младшеньких Бог и помилует, подсобит одолеть проклятого. И они, младшенькие, не подводят своего «второго отца». Сначала слегка, по-житейски, не слишком довольные тем, что Степан повыдёргивал их из покойных постелей, узнав, что случилось с дорогой их снохой, дают честное купеческое слово: «Уж тебя мы, родного, не выдадим». Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители ещё подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут. Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибеевич. Возбуждённый вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамонович. Кирибеевич, слегка удивлённый (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить. Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет. И только сообразив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теряет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки — он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж рёбер, поддых, предательски-подлый, наносит именно он. С трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в момент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга замертво. Грозный, как опытный болельщик, видит, что оба поединщика работают не по правилам хорошей игры: по правилам ни поддых, ни в висок целить (специально) не полагается, и на правах судьи спрашивает убийцу: нехотя или по воле укокошил он слугу его верного, а если по воле, то за что и про что. На второй вопрос Степан Парамонович Калашников, естественно, ответить не может, а на первый отвечает сразу: «Я убил его вольной волею». Поражённый его искренностью (мог бы сослаться на неопытность, всем видно, что новичок), Иван Васильевич, играя лучшую из своих ролей — царя Грозного, но Справедливого, хотя и отправляет Калашникова на плаху, обещает исполнить предсмертную его просьбу: не оставить царскою милостью осиротевшее семейство. И, как ни странно, выполняет обещание! Алене Дмитриевне и сиротам — казённое содержание, а братьям Калашниковым — беспрецедентное право: «торговать безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому широкому». АЗРАИЛ. 1831. Речка, кругом широкие долины, курган, на берегу издохший конь лежит близ кургана, и вороны летают над ним. Всё дико. Азраил (он же в переводе с арабского ангел смерти) сидит на кургане. Сидит и рассуждает: ему добно на кургане, кругом все пусто, никого нет. Но дух мой гибели не знает;Живу один средь мертвецов,Законом общим позабытый,С своими чувствами в борьбе,С душой, страданьями облитой,Не зная равного себе.Полуземной, полунебесный,Гонимый участью чудесной,Я всё мгновенное люблю,Утрата мучит грудь мою.И я бессмертен, и за что же!Чем, чем возможно заслужитьТакую пытку? Боже, боже!Хотя бы мог я не любить!Он ждет ее, свою любовь, слышен ему звук шагов, приходит она, Дева. Дева входит, цветы в руках и на голове, в белом платье, крест на груди у нее. Дева печальна, садится рядом с ними, извиняясь за опоздание. С этого момента начинается проза. Дева. Я опоздала, Азраил. Так ли тебя зовут, мой друг? (Садится рядом.) Азраил.Что до названья? Зови меня твоим любезным, пускай твоя любовь заменит мне имя, я никогда не желал бы иметь другого. Зови как хочешь смерть — уничтожением, гибелью, покоем, тлением, сном, — она все равно поглотит свои жертвы. Она любит его, несмотря ни на что, и просит рассказать его повесть о его жизни. Повесть жизни в стихах, вынесена в подзаголовок «Рассказ Азраила». Он рассказал о давних временах, тогда таких, ка кон, было много, но тогда он мог испытывать чувства. Но он завидовал светлым ангелам, которые восхваляли творца. Он был одинок среди всех. И начал он горько роптать и проклинать свое рожденье. Он пережил наказание за свои слова, он был жестоко наказан, но он не говорит, в чем заключалась суть наказания, его звезда погасла, с тех пор он не испытывает ничего, он как дух, ему нужна верная и надежная душа. Для Девы эти слова смутные и непонятные. Дева. Я тебя не понимаю, Азраил, ты говоришь так темно. Ты видел другой мир, где ж он? В нашем законе ничего не сказано о людях, живших прежде нас. Азраил. Потому что закон Моисея не существовал прежде земли. Дева.Полно, ты меня хочешь только испугать. Азраил бледнеет. Я пришла сюда, чтобы с тобой проститься, мой милый. Моя мать говорит, что покамест это должно, я иду замуж. Мой жених славный воин, его шлем блестит как жар, и меч его опаснее молнии. Азраил. Вот женщина! Она обнимает одного и отдает свое сердце другому! Дева. Что сказал ты? О, не сердись. Азраил. Я не сержусь, (горько) и за что сердиться?
ПОСЛЕДНИЙ СЫН ВОЛЬНОСТИ. (ПОВЕСТЬ). Посвящается Н. С. Шеншину. 1831. Автор в начале повести (эпиграф из Байрона) признается, что писал одно время для забавы, тревожимый младенческой мечтой, он ждал дней надежд, но изменила первая любовь. Он был один брошен в свет, искал друзей, но не нашел людей. Приходит осень. Описывается ее приход на берегах Ильменя. На небо валит дым столбом – в лесу сидят шестеро юношей у костра. Они славяне, и их ожидает неравная война, неравный бой. Юноши рассуждают весьма печально о том, что участь их предрешена и неминуема – гибель. Они – изгнанники. Они вдали от берегов родных и не скоро им придется увидать своих близких. Они просят старого доброго Ингелота спеть им. Подобно ласке женских рук смягчает пение их души. Песня Ингелота посвящена смерти Гостомыслу и приходу в земли славян Рюрика, Трувора и Синава. Рурик, Трувор и Синав клялись
Обманулись вы, сыны славян!
Тридцать юношей сбираются, Полный месяц встал, и юноши
На щиты склонясь, варяги спят,
И вскочили пробужденные,
Княжит Рурик в Новегороде, Собственно, песнь Ингелота рассказала о всей ситуации, которая сложилась вокруг этих 6 воинов. Вадим, как самый главный, последний сын вольности, говорит, что надо не только петь, но и действовать (постоянно в его речах проскальзывает великий Чернобог – оплот веры). Они встали и пошли узкой тропой. Они пришли к морю и сели в ладью с белыми парусами, один старик и шесть воинов во главе с Вадимом. На вышине скалы крутой растет цветок – то Леда. И много в сердце ее места для любви. Но только не для любви Вадима. Она была слишком холодна и горда. А он всю любил и все страдал, унижался, но все было тщетно. Рана его по поводу несчастной любви и по поводу изгнанничества росла с каждым днем все больше. Старец пытался ему объяснить, что надо разумнее ко всему относиться и стараться заглушить в себе тоску, но воин, несмотря на совет Ингелота, внутренне был печален. События переносятся в град Рюрика, Новгород. Описываются его владения. Ночь. Темно. Город погружен в глубокий сон. Леда сидит в комнате, рядом с ней старуха мать, которая старается подавить свое волнение, но на ее лице видна душевная борьба. Славяне также ждали возврата вольности, но власть Рюрика была сильнее. Варяг-властитель презирал славян и исчислял свои победы. На празднике Лады, приходе весны, когда приезжают в Новгород купцы, Рюрик видит Леду. Красавице надо бояться такой страстной и пылкой любви Рюрика, которая сразу его пронзила. Ночь Волшебница (мать Леды) сидит и ждет дочь, которая не вернулась домой. Вдруг приходит Леда и падает без сил. Она погибла, честь ее поругана. Все было насильно. С тех пор никто ее не узнавал, она была печальна и полна тоски, молчала и смотрела на Ильмень. С жестокой радостью детей смеются девушки над ней. Однажды она пропала. И смерть как жизнь ее темна. Взошла заря, к чему? Два путника идут по лесу. Это были Вадим и Ингелот. Вадим намерен отстоять права славян, которые теперь несвободны. Они идут и видят курган, на кургане лежал труп умершей Леды. Вадим тяжело переживает смерть Леды, они хоронят ее. В Вадиме просыпается двойное чувство мести. Вечер, Новгород. Рюрик пирует. Но тут среди воинов, с которыми он пирует, появляется Вадим, который вызывает его на бой. Рюрик встает, взмахивает мечом и принимает вызов. Рюрик убивает его, и Вадим пал один, и пал в крови – последний вольный славянин. Автор говорит от своего лица, что он видел старика, который проходил в туманных полях и углубился в лес, на его спине был труп. Он со всеми почестями похоронил последнего сына вольности и вернулся в лачугу к своей старухе.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |