|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сказание о том, как был взят Китоврас Соломоном (XIII в., апокриф)Библейскому царю Соломону, строящему «Святое Святых» (знаменитый Иерусалимский храм), понадобились советы Китовраса (Китоврас — мифическое существо, скорее всего Кентавр). На поимку Китовраса, живущего «в дальней пустыне», Соломон посылает своего «первого боярина», снабжая его хитрым планом, благодаря которому Китовраса и ловят: боярин наливает в два колодца вина, а в третий — мёд, надеясь, что с захмелевшим Китоврасом можно будет легко справиться. Отпив вина из колодца, Китоврас замечает: «Всякий, вина выпив, мудрее не станет», однако он продолжает пить, говоря: «Ты — вино, веселящее людям сердце». Когда Китоврас окончательно пьянеет, боярин надевает на него железный обруч с цепью, на котором царь Соломон написал заклятье Божьим именем. Кроме пристрастия к вину и мёду Китоврас имеет ещё одну странную особенность: он не может ходить «путём кривым», а только по прямой. Поэтому, когда Китоврас «кротко» приходит в Иерусалим, на его пути разрушают всё, что мешает продвижению. Одна вдова, чей дом также должны были разрушить, умоляет его обойти её жилище. Китоврас пробует изогнуться, но ломает ребро. При этом неизвестно, больно ему было или нет, поскольку Китоврас не кричит, а изрекает очередной афоризм: «Мягкий язык кости ломает». На торгу, видя человека, который требует себе башмаков на семь лет, Китоврас смеётся, смеётся он и при виде другого человека, занимающегося ворожбой, а после — плачет, глядя на свадьбу. Затем Китоврас указывает верный путь пьяному человеку. Соломон оказывается человеком со слабостями: в первый день он не может встретиться с Китоврасом, потому что «перепил», а во второй — потому что переел. Когда царь не может принять ни в первый, ни во второй день по столь «уважительным» Причинам, Китоврас изъясняется аллегориями, понять которые может лишь сам царь. Например, узнав, что в первый день Соломон «перепил», Китоврас кладёт камень на камень, а Соломон понимает, что он должен «пить питье на питье». Когда же на третий день Соломон зовёт Китовраса, тот измеряет прут в четыре локтя, входит к царю, кланяется и молча бросает прут перед ним. Соломон объясняет всем, что это значит: «Дал тебе Бог во владение вселенную, а ты не насытился; поймал и меня». Соломон возражает Китоврасу, говоря, что поймал он его по повелению Господню, чтобы построить «Святое Святых», так как нельзя было при строительстве «тесать камни железом». Китоврас действительно помогает Соломону при строительстве храма: он рассказывает ему, что есть такая малая птица «кокот» по имени Шамир. К этой-то птице, согласно плану Китовраса, Соломон посылает своего боярина со слугами. Боярин закрывает гнездо с птенцами «белым» стеклом, а когда Шамир прилетает и видит, что она не может добраться до своих птенцов, она достаёт скрываемое ранее «остриё», чтобы разбить стекло. Люди криком спугивают птицу, она роняет своё орудие, которым и начинают тесать камни для храма. Благодаря совету Китовраса строительство храма успешно завершается. Но перед этим Соломон просит объяснений у Китовраса по поводу его странных действий на улицах Иерусалима, о причинах его смеха и слёз. Оказывается, что проницательный Китоврас смеялся, зная, что человек, требующий башмаки на семь лет, умрёт, не проживя и семь дней, а ворожей не знал, что под ним лежит золотой клад. Что же касается свадьбы, то печаль Китовраса была вызвана тем, что он знал о скорой смерти жениха. О том, что эта прозорливость Китовраса может идти от Бога, становится ясно, когда Китоврас указывает правильный путь пьяному человеку, объясняя Соломону: «Слышал я с небес, что добродетелен тот человек и следует ему послужить». Китоврас пребывает у Соломона вплоть до окончания строительства, после чего Соломон самодовольно заявляет Китоврасу: «не больше твоя сила» человеческой, «ибо поймал я тебя». Хитрый Китоврас отвечает Соломону: «...сними с меня цепи и дай мне свой перстень <…> тогда увидишь силу мою». Здесь мудрость окончательно отказывает иудейскому царю и уступает место любопытству. Соломон выполняет пожелание Китовраса, тогда Китоврас одним крылом забрасывает его «на край земли обетованной», и только мудрецы и книжники могут отыскать Соломона (люди, не обладающие знаниями, конечно, не нашли бы царя). После этого Соломон стал бояться Китовраса по ночам и окружал себя вооружённой охраной. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |