АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская агиография. Житие Сергия Радонежского

Читайте также:
  1. II.11. Русская философия XIX в.
  2. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия
  3. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  4. Белорусская модель социально-экономического развития
  5. Белорусская национальная идея.
  6. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  7. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  8. Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  9. Белорусская экономическая модель как составляющая идеологии белорусского государства.
  10. Белорусская экономическая модель, как компонент идеологии белорусского государства
  11. Белорусская этносоциальная общность: сущность, этапы развития
  12. Верования народов Беларуси. Белорусская мифология.(добавить про богов из цубы)

 

(источники: учебник Пауткина, Архангельской; статья Конявской «К вопросу об авторском самосознании Епифания Премудрого», Словарь книжников и книжности Древней Руси.)

История русской агиографии:

Житийная литература – одна из самых распространенных традиций средневековой письменности. Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Житие – канонический, церковный жанр.

Сначала на Русь пришли переводные византийские жития. Самые древние жития – мартирии – рассказ из жизни первых христианских мучеников (но не вся биография). Потом появились агиографические формы биоса и похвального слова.

Композиция канонического жития:

Содержание – полное жизнеописание святого.

Вступление (где автор часто прибегает к фигуре самоуничижения)

Детство святого (благочестивые родители, чудесное рождение и т.д.)

Подвижничество святого и его благочестивая кончина

Похвала и рассказ о посмертных чудесах

Древнерусская житийная традиция началась с княжеских житий (Византия такой разновидности не знала)

Житие Бориса и Глеба – 1-ый памятник житийной др.-рус. литературы. Памятники борисоглебского цикла:

1) ПВЛ сказание под 1015г.

2) Несторово чтение (написал Нестор – автор жития Феодосия Печерского, см. в конце жития Феодосия запись Нестора); приближено к греческим образцам, есть предисловие о приобщении Руси к христианскому миру, есть очерк жизни Бориса и Глеба

3) Анонимное сказание (может, написал черноризец Иаков) конец 11 века

Важность жития для укрепления основ государственности: Борис и Глеб не канонические святые, пострадавшие за христианскую веру, а мученики, не пожелавшие нарушить обет феодальной верности. Лихачев в «Русских летописях и их культ-истор.значении» называет сюжет о Борисе и Глебе повесть о княжеских преступлениях (сюда попадают также Повесть об ослеплении Василька Теребовльского и повесть об убиении Андрея Боголюбского).

Фёдотов («Святые Древней Руси»): Б. и Г. первые непротивленцы.

Отрицательный образ Святополка мотивируется его врожденной готовностью к преступлению: Святополка рожден от брата Владимира – Ярополка. Владимир отнял Святополка у его растриженной матери-гречанки.

Убийство братьев изобилует множеством жизненных подробностей, преступление растянуто во времени (Борис слышит шепот подкравшихся к шатру убийц, убийцы замечают на защищавшем Бориса отроке Угрине золотую гривну и т.д.)

С Глебом связан мотив предупреждения, что нравственно возвышает его подвиг.

В конце 11 начале 12 века – Житие Феодосия Печерского (написано Нестором) – 1-ое преподобническое житие. На него потом будет ориентироваться житие Сергея Радонежского.

Феодосии — монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь не только нравственному совершенствованию своей души, но и воспитанию монастырской братии и мирян, в том числе и князей.

Житие имеет характерную трехчастную композиционную структуру: авторское вступление-предисловие, центральная часть — повествование о деяниях героя и заключение. Основу повествовательной части составляет эпизод, связанный с деяниями не только главного героя, но и его сподвижников (Варлаама, Исайи, Ефрема, Никона Великого, Стефана). Факты Нестор черпает из устных источников, рассказов «древьних отец», келаря монастыря Федора, чернеца Илариона, «повозника», «некоего человека». В истинности этих рассказов Нестор не сомневается. Литературно обрабатывая их, располагая «по ряду», он подчиняет все повествование единой задаче «похваления» Феодосия, который «собою вьсемь образ дая». Во временной последовательности излагаемых событий обнаруживаются следы монастырской устной летописи. Большинство эпизодов жития имеют завершенный сюжет.

«Житие Феодосия Печерского» можно определить как житийную повесть, состоящую из отдельных эпизодов, объединенных главным героем и автором-повествователем в единое целое. Оно отличается от византийских произведений своим историзмом, патриотическим пафосом и отражением особенностей политической и монастырской жизни XI в. В дальнейшем развитии древнерусской агиографии оно служило образцом при создании преподобнических житий Авраамия Смоленского, Сергия Радонежского.

***

Далее житийная традиция развивается медленно.

Жития св.войнам – Александру Невскому и Дмитрию Донскому.

Дальнейшая трансформация житийного канона нашла отражение в «Житии Михаила Клопского» 15 в. Начало данного жития нетипично для древнерусской литературы: «А пришел канун дни честнаго Рожества Иоанна в нощь. И поп Макарий покадив во церкви на девятой песни да пошел в келию. И прииде в келию, аже келиа отомчена.» В день рождества Иоанна Предтечи появляется в Клопском монастыре неизвестный. Нет традиционного рассказа о происхождении героя, текст распадается на ряд фрагментов.Не описание, а живое действие, вводящее читателя в событийную канву не как зрителя, а как участника. Житие Юлиании Лазаревской трактуется некоторыми учёными и вовсе не как житийный текст, а как биографические заметки, написанные её сыном. Т.О. агиографическая традиция проходит процесс беллетризации и усиления личностного начала. Торжество личностного начала во всю силу выразило себя в житие Аввакума, когда житие перерастает в произведение автобиографического характера с исповедальным началом.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)