|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЛАДОЭМИГРАНТЫ
Проза младшего поколения эмиграции представлена в литературе первой волны именами Набокова, Н.Берберовой, Гайто Газданова, В.Яновского, Ю.Фельзена, Л. Зурова, Г.Кузнецовой, Н.Рощина, Б.Поплавского. Их творческое становление приходится на середину 20-х годов. В отличие от своих старших собратьев И.Бунина, Б.Зайцева, И.Шмелева «младоэмигранты» пришли в литературу в пору расцвета европейского модернизма и, помимо естественной опоры на традиции русской классики, активно усваивали творческий опыт западноевропейских мастеров (М.Пруста, Ф.Кафки, Дж.Джойса, А.Жида и др.). В повороте к новым эстетическим ориентирам сыграло роль не только поколенческое стремление дистанцироваться от влиятельных «стариков», жажда потягаться с ними силами на равных, но и желание обрести язык для выражения экзистенциального сознания. Отношение к художническому сознанию как высшей инстанции в сфере творчества, отказ от поэтизации волевых свершений в пользу созерцания, разрыв с традицией отражения реальности во имя ее субъективного «присвоения» – вот фундаментальные особенности эстетики эмигрантской молодежи, ярко проявившиеся, например, в творчестве Г.Газданова. Принцип «двойного бытия», мотивы бездомности, ментального путешествия, «чужой судьбы», доставшейся герою «по ошибке времени», «сомнамбулическая» композиция, – вот главные стилевые особенности его произведениях (среди них – восемь романов и около трех десятков рассказов). Разные по использованному в них материалу, объему и конкретным стилевым решениям, они почти всегда, тем не менее, содержат ключевую оппозицию «фактического» и «истинного» и часто строятся на поисках героями – сквозь ошибки и отклонения случайного стечения обстоятельств – своей «подлинной» судьбы. «Мерцающие» возможности подлинного воплощения есть у многих людей, но реализовать эти возможности удается далеко не всегда. Итогового авторского суждения о жизни в романах Газданова не найти. Писатель экзистенциального сознания, он принципиально уходит от обобщений и избегает утвердительной модальности или однозначного решения. Два мнения о человеке, две версии его «истинной жизни» могут сосуществовать, даже будучи стилистически чуждыми. «Истинная» реальность и «фактическая данность» – в отличие от символистского иерархически организованного двоемирия – в равной мере проблематичны, одинаково являют собой искус сознания. «Я, к сожалению, не верю в Бога, и у меня так же нет утешения, как и у вас» – эти слова повествователя из рассказа «Бомбей» (1938), повествователя, видящего над собой «огромное и пустое небо», мог бы произнести и автор произведения. Сам акт писательства для Газданова – средство отгородиться от смысловой пустоты земных пространств, от призрака смерти. «...Всякий раз, когда я остаюсь совершенно один и со мной нет... этих ровных листов бумаги, на которых я пишу, я... чувствую рядом с собой... призрак чьей-то чужой и неотвратимой смерти» («Ночные дороги»). Время последнего, «смертельного путешествия» в мире Газданова – момент отрешения от памяти: «И когда я забуду все, что я любил, тогда я умру» («Вечер у Клэр»). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |