АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский героический эпос и его место в народной культуре

Читайте также:
  1. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  2. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  3. II.Организация проезда студентов и преподавателей на место практики и обратно
  4. III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
  5. S 3. Место и роль отдельных стран в мировой экономике (США)
  6. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. Повышение эффективности деятельности специалистов с помощью АРМов
  7. Анализ стратегических альтернатив международной деятельности
  8. Б) ПЕРЕВОД КОНСТРУКЦИЙ С НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ
  9. Барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Сре-
  10. Безличное местоимение
  11. Белорусский национальный менталитет
  12. Бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов.

Литература: Пропп «Русский героический эпос»; Зуева «Русский фольклор», кусочек периодики из старых билетов; заключение диссертации «Фольклор как феномен эстетической культуры общества» http://www.dissercat.com/content/folklor-kak-fenomen-esteticheskoi-kultury-obshchestva-aspekty-genezisa-i-evolyutsii

Общая характеристика:

Эпос обладает рядом признаков, важный - героический характер его содержания (показывает, кого народ считает своим героем и за какие заслуги). Определение, изучение характера, внутреннего содержание героичности составляет задачу науки по отношению к эпосу. Содержанием эпоса всегда является борьба за самые высокие идеалы народа в определенную эпоху (а не за личные интересы) и победа. Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, является то, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения. От романов, героических поэм, легендарных сказаний эпос отличается иной жанровой принадлежностью и иными формами исполнения. Произведения, которые не поются, не могут быть отнесены к эпосу. Музыкальное исполнение былин (это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развившиеся в условиях Др. Руси; имели целью возвеличить народные идеалы – отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых соединена с вымыслом; стихотворная ритмическая организация, стиль былин соответствуют назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории; возникновение былинных сюжетов и мотивов современно воспроизводимым явлениям) их содержания не могут быть разъединены (музыкальность обуславливает глубокую личную взволнованность, затронутость событиями песен, выражает состояние вдохновения, чувства народа)). Пение русских былин когда-то сопровождалось игрой на гуслях. НО по своим музыкальным данным эпос уступает лирической песне. Но музыка является неотъемлемой частью народной культуры: русские композиторы неоднократно записывали былинные напевы и пользовались ими в своем творчестве (Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни», 1909; Римский-Корсаков пишет оперу «Садко», отмечая важность «былинного речитатива»; Янчук «О музыке былин в связи с историей их изучения» - ценные данные о музыке и ее месте в творчестве русских композиторов). Форма устного стиха фольклору чужда, она возможна только в литературе. Поэтому, когда музыкальный эпический фольклор переходит в область письменной литературы, он прежде всего теряет свою музыкальную, а иногда и стихотворную форму – как ирландские саги, «Нибелунги», повести XVII в. об Илье и Соловье-разбойнике. Однако возможно героические эпические сказания в прозаической форме, которые, относясь к области повествовательной поэзии, не относятся к области героического эпоса (рассказы о Степане Разине, сказы о Чапаеве; такие произведения отличаются и стилистическими приемами). Другой признак эпоса – стихотворная форма песен, тесно связанная с напевом; стихотворная форма возникла из прозаической формы и развивалась веками. Русские былины обладают определенной метрической структурой. Былинный стих стал прилагаться к произведениям, которые не могут быть отнесены к эпосу. Этот стих - явление более широкое, чем героический эпос (форму былинного стиха могут иметь эпические духовные стихи; иногда в сборниках можно найти такие песни, как стих о Голубиной книге, об Анике Воине, которые не относятся к былинам). К эпосу НЕ относятся песни балладного характера (песня «Василий и Софьюшка») и эпические песни шуточного характера (песня о госте Терентии). Последние относятся к области эпической поэзии.

Область, смежная с областью героической песни, это – область исторической песни, к которой близка былина, однако былина древнее исторической песни. Эпос рисует идеальную действительность и идеальных героев, в нем исторический опыт народа обобщается в художественных образах необычайной силы, и это обобщение – один из центральных признаков эпоса. Ему присуща величавость, монументальность, простота и естественность. Героические песни обычно основаны на художественном вымысле. В исторических песнях же сюжет черпается из непосредственно действительности (песни о взятии Казани), фантастически обработаны лишь детали. Это продукт более поздней эпохи и иных форм осознания действительности, чем былина.

Связана с былиной сказка и некоторые виды старинной песни. Но по признакам музыкальности исполнения и былинной формы они не относятся к области эпоса: сказка превращает героический подвиг в забавное приключение.

Любая былина не может быть датирована одним годом, т.к. она создавалась в течение столетий. Эпос создается в период разложения родового строя. Начиная с XVII в. развивается историческая песня, появление которой обуславливает угасание былинной традиции. Былина стала проникать в древнерусскую литературу. Начиная с XVII в., имеются рукописные повести о подвигах богатырей (повести об Илье и Соловье-разбойнике, о Михаиле Потыке), они назывались «повесть», «гистория», «сказание», предназначались для чтения. Угаснет эпическая традиция в период капитализма. Замысел былины реализуется во множестве вариантов одного и того же сюжета и может быть прочитан в совокупности, из этого выявляется картина общего замысла, присущая данному сюжету в целом. Персонажи, носящие в эпосе имена исторических лиц, не соотносятся с этими лицами (князь Владимир – собирательное лицо; Ермак – не завоеватель Сибири, а защитник Руси от татар). Важна связь эпической песни и русской истории: в былинах о монголо-татарском нашествии, исторична картина древнего укрепленного города, древнерусская тактика и стратегия.

Былины в большинстве монолитны из-за длинного совершенствования эпоса (только былина о Садко и о Потыке сохранили следы былой многосоставности).

Историческая периодизация, конкретика:

1) мифологический период (на почве столкновения былин и мифологии рождаются былинные сюжеты)– время распространения и первоначального развития эпических песен. Конец этого периода приходится на IХ в. Древние: былины о Святогоре (воплощение исполинских туч в представлении людей; былина о приключении Ильи Муромца с женой Святогора (а она и ему изменяет) – параллель с арабскими сказками «Тысяча и одна ночь»; Святогор был лишен силы после острижения волос (параллель с историей ветхозаветного Самсона и Далилы); в облике Святогора могли отразиться представления о горных великанах (Илья Муромец увидел его уснувшим на коне среди гор)), о Волхе Всеславьевиче ((оборотни, колдуны, волшебники) былинный Волх – воин-богатырь, обладает вещим знанием и умением превращаться в разных зверей и птиц, он сын змеи и женщины, рождение его сопровождают грозные явления – затряслась земля; умеет оборачиваться серым волком; в поздних переработках Волх превращен в князя Вольгу, защитника Киевской Руси, связь с Олегом), Дунае и Потыке.

2) киевский период – с IХ в. до середины ХII (эпические песни сосредоточили действие вокруг Киева и стольного киевского князя). Разрозненно существовавшие эпические песни получили толчок к объединению (циклизация – объединение сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия); в своих обобщениях былины постепенно обрели историческую конкретность (изменение исторического сознания в условиях нового времени); концепция значимости великой Киевской державы (перед угрозой нападения); о Киеве пели как средоточии русской славы; былина сделала объектом изображения общественную жизнь Руси – историзация (традиционные обобщения с конкретной оценкой своей эпохи); почти все былины – о Владимире, Добрыне Никитиче. (Былина о бое Добрыни с Дунаем); главная черта былин – историзм; богатыри не ищут личной выгоды; постепенное обращение былин в чисто исторический жанр.

3) владимиро-суздальский период – с середины ХII до конца ХIII. (в это время образовались былины с Ильей Муромцем во главе) (связан с развитием Северо-Востока.). На севере и северо-западе – новгородские былины. После утраты Киевом могущества на северо-востоке Руси – в Ростовской, Муромской и Владимиро-Суздальской землях возникает новое государственное образование. В сознании народа Северо-Восточной Руси крепнет мысль о том, что он является продолжателем истории Киевской Руси. Этот взгляд определил своеобразие эпоса. Северо-Восточная Русь вводит в эпос своих героев - выходцев из этих земель – Илью Муромца (по городу Муромцу) (заменил в главной роли Добрыню Никитича). К эпосу эпохи становления относятся былины о сватовстве: эпические песни о Садко, о Михайле Потыке, Козарине, Иване Годиновиче, дунае, Соловье Будимировиче, они связаны с песнями о добывании жены в потустороннем мире или в чужих землях (Садко отправляется в подводный мир; в былине о Потыке герой встречает, а не добывает жену; борьба за невесту сменяется борьбой против невесты («Добрыня и Маринка»); настоящий герой – только Козарин, который спасает девушку от похитителей). Относятся эпические песни о борьбе с чудовищами (былины о Добрыне-змееборце – характерно, что теперь герой становится освободителем всей русской земли, а не только борется со змеем за освобождение женщины, об Алеше и Тутарине, об Илье и Соловье). Герои в этих былинах имеют реальный облик, а их антагонисты – зооморфные и гиперболические сочетания. Сюда же относятся былины сказочного характера («Добрыня и Алеша», «Илья Муромец и сын»), былины о борьбе русского народа с монголо-татарским нашествием (это новое образование). Касаемо последних: в традиционные формы все чаще проникают конкретные реалии, как повествование все более соответствует ист. действительности – исторично отражение древнерусской веры в знамения, картина городских стен с угольными башнями, четкая организация неприятельского войска (имя захватчика чаще всего – Калин, которое может заменяться Батый и Мамай), исторична тактика татар – длительная осада города; традиция единоборства героя с противником преодолевается за счет включения реалий, связанных с организацией отпора историческому врагу (Муромец выявляет численность войска, определяет характер опасности, просит об отсрочке сдачи города). Однако в эпосе еще не выработались средства, чтобы описать действия больших военных действий и их командования, они появятся только в ист. песнях в XVI в. НО эпос расходится все же с историей (в нем есть единое государство, сказатели поют о победе, которой еще не было, на самом деле).

4) с ХIV – начало ХVII в. Новых былин в этот период почти не создавали. Творческая обработка старых былин применительно к исторических условиям Московской Руси. Функция старого воинского эпоса переходит к исторической песне, которая, зародившись в XIV, к XVI достигает расцвета. После ХIII столетия былины вступили в состояние консервации: в основе былинного сюжета – рассказ о каком-либо грандиозном событии, начинается былина с запева, который не связан непосредственно с сюжетным действием, но предваряет общую тональность былины. У запева орнаментальная функция, заканчивается былина исходами в той же орнаментальной функции (То старина, то и деянье), в зачине воспроизводится сюжетная ситуация, введен главный герой, в окончании-концовке дано ее разрешение, общие места стилистические формулы привычного изображения повторяющихся ситуаций (скакание богатыря через стену) (формула течения времени: как день за днем – будто дождь дождит, неделя за неделей – как трава растет, а год за годом – как река бежит), многочисленные повторения, замедленность действия ретардация осуществляется через повторение отдельных эпизодов, за счет использования синонимии (песенная природа), тоническое стихосложение ( одинаковое количество ударений ), разговорные интонации, первый научный сборник былин – сборник былин появился в 1804 г. – сборник Кирши Данилова «Древние российские стихотворения» (Кирша Данилов записал их на Урале в середине ХVIII века).

Cвязь с культурой:

В развитии фольклорного сознания закономерность движения от «мифа к логосу»: а)связанное с бессознательным (миф) б)отражающее коллективное сознание (сказки, обряды) в)развитие исторического самосознания (эпос, исторические песни) г)выделение индивидуального сознания (лирическая песня, частушка). Национальное культурно-художественное наследие состоит не только из письменной культуры, но и из устной. Героический эпос, зафиксированный в письменной форме, будет вкладываться в общекультурное наследие мирового значения.

Значение фольклора в живом художественном процессе чрезвычайно велико. В Европе и России внимание профессиональной литературы, музыки и др. к использованию художественных граней фольклора, осуществленный романтиками в XIX веке, вызвал «прилив» творческих импульсов в обновление специфических средств выразительности и самого художественного языка, что привело к возникновению национальных художественных школ, пробуждению в широких слоях населения интереса к профессиональному искусству. Рассмотрение специфики и эстетической сущности фольклора привело к необходимости выделить фольклорное худож. сознание, как механизм художественного творчества и историко-фольклорного процесса. Фольклорное художественное сознание проявляется и в других творческих формах народно-бытовой культуры (народного ремесла, декоративно-прикладного творчества и др.), как обыденный уровень общественного сознания, имеющий в себе и эстетический компонент.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)