|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Импрессионистские тенденции в литературе рубежа XIX — XX веков (К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, Ин.Анненский и др.)
Импрессионизм выходит за пределы литературы, зарождается не как литературное явление, а приходит из французской живописи. За основу в импрессионизме берутся не непрерывные линейные формы, а мгновение, случайно выхваченное из контекста. В литературе это м.б. отражено как спонтанные ощущения героя, его переживания этого мира. Поэтому характерна субъективизация знаний о мире, мозаичность форм, максимально прерывистые формы. В литературах импрессионизм имел разные судьбы. У нас он не стал целостным, сформировавшимся явлением. Он присутствовал фрагментарно, точечно, на протяжении всего двадцатого века. Но в Сер. веке он был одной из продуктивных моделей. Это эпоха ускорения переживания; нет времени выстраивать что-то, каждое впечатление может свидетельствовать о чем-то очень важном, о человеке, об истории. Именно импрессионистскя доминанта на рубеже веков оказывается столь важной и поэтому – выдвижение вперед лирики, акцент на точечных переживаниях бытия. Самым ярким представителем импрессионизма у нас по праву считается Бальмонт. Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942). Прерывистость, дробность, случайность, непреднамеренность – вот что ассоциируется с его творчеством. Философия мгновения. Жажда поклонения всем богам, ощущение причастности всем культурам. Да, это нельзя сделать глубоко, можно точечно – я для всех и ничей. Отсюда значимость мифлогемы Дон Гуана – поклониться всей красоте. О поэзии: эффекты мерцания, то ли есть видение, то ли нет его, то ли это предчувствие. Часто очень можно встретить мотив видения миража из окна поезда (и правда много путешествовал), через окно улавливается жизнь. В сборниках — «В безбрежности» [1895] и «Тишина» [1898] Б. решительно разорвал с традициями народнической поэзии и примкнул к пионерам символизма. Мотив упоения «загадочными снами» «на алмазном покрове снегов, под холодным сияньем луны», встретившийся уже в стал господствующим. Его душа «холодна», мечты — «безмолвны», он — «дух бесстрастный», его сердце «только в себя невозвратно влюблено». Сборник «Горящие здания» [1900] открывает новый и важнейший этап. Мотивы этой книги разрабатываются и в следующих — «Будем, как Солнце» [1903], «Только любовь» [1900], «Литургия Красоты» [1905]. Здесь резко меняется интонация: на смену былым элегичности и минору приходит пафос приятия жизни во всех ее проявлениях, упоение ею, восторг и дерзость порыва ввысь, волевого агрессивного напора. В центре поэтического универсума Бальмонта этих лет – образы стихий: света, огня, солнца. Поэт шокирует публику своей демонической позой, «горящими зданиями» (образ, восходящий к «мировому пожару» Ф.Ницше). Б. нарочито заостренно, претенциозно, порой карикатурно декларировал свое сверхчеловечество. «Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде», — гордо провозглашал он в одном стихотворении. «Кто равен мне в моей певучей силе?» — спрашивал он в другом и отвечал: «Никто, никто». «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым» — гремел он в третьем. В то же время Б. призывает «мгновения сжигать», провозглашая: «Только мимолетности я влагаю в стих». Б. требует всегда разнообразных «...новых снов хотя бы безобразных, мучительных миров». Б. восторженно приветствует, как «брата», Нерона. Он объявляет «пять чувств» «дорогою лжи» и противопоставляет им «восторг экстаза, когда нам истина сверчхувственно дана». Музыкальности, певучести подчинены все остальные элементы стиха Б. Эта гегемония музыкальности вытекает из импрессионизма, из культа «мимолетностей», из любви к туманным и изменчивым настроениям. Бальмонт наиболее яркий импрессионист русской поэзии. Даже названия его стихов и циклов несут в себе нарочитую акварельную размытость красок: Лунный свет, Мы шли в золотистом тумане, В дымке нежно-золотой, Воздушно-белые. Мир стихов Бальмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт, распредмечен. Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом «ость»: мимолетность, безбрежность, всегласность и т.д. Устремляясь, подобно другим символистам, к «синтезу искусств», Бальмонт наполняет русский стих беспрецедентной музыкальной инструментовкой, напористым потоком аллитераций и ассонансов: Л ебедь у плы л в по лу мг лу, / Вда л ь, под л уно ю бе л ея. / Л астятся во л ны к вес лу, / Л астится к в л аге л и л ея... (Влага, 1899). Мастерское обыгрывание звуков Л и У создает здесь звуковой образ мягко плещущей воды, подобный некоторым эффектам импрессионистической музыки, и одновременно вызывает в памяти текучие извивы живописи и архитектуры стиля модерн. Лирическое я Бальмонта измеряется болезненной безусловностью мимолетного ощущения. Аненнский даже говорит о том, что лирика Бальмонта похожа на женскую, настолько сильно его интересует психология женщины и настолько хорошо он понимает ее. Анненский также постоянно говорит о великолепном поэтическом языке Бальмонта: у него много абстрактности, но в тоже время множество красок и яркости. Основные сборники: Горящие здания -1900, Будем как солнце – 1902, Только любовь - 1903 Блок Александр Алексндрович (1880-1921) Первый том его стихов – Стихи о Прекрасной даме – это не реальность, а видение, мерцание. Постоянно вопросительная модальность и импрессионистские приемы передают переживания лирического Я. (Пастернак о Блоке): Формой вербализации мгновенных интуитивных прозрений становится блоковский импрессионизм, который проявляется в частотности перечислительных и эллиптических конструкций («Беспорядочное перечисление вещей и понятий с виду несовместимых и поставленных рядом как бы произвольно…»; «Прилагательные без существительных, сказуемые без подлежащих…»). Импрессионизм сочетается с простотой блоковского стиля, включающего «общеупотребительное, будничное просторечие» и «откровенно формальные рифмы». Основные сборники: Стихи о Прекрасной дме – 1898-1904,Снежная маска- 1904-1907, Ночные часы, Стихи о России- 1907-1916 Анненский Иннокентий Федорович (1855 - 1909) – его привлекла эта линия, (очень хорошо понял лирику Бальмонта). Он именно полюбил лирическое Я Бальмонта. Эффект мерцания, в сумраке, между днем и ночью, в вечереющем состоянии. Любовь к дорожным мотивам – мотив видения мира из окна поезда. Меняется на глазах пейзажи, быстро проскакивают предметы, и так улавливается жизнь в точечных проявлениях. Эффект мерцания смыслов. Анненскийв своей поэзии, как он сам говорит, стремился выразить «городскую, отчасти каменную, музейную душу», к-рую «пытали Достоевским», «больную и чуткую душу наших дней». Мир «больной души» — основная стихия творчества А. Безысходная тоска жизни и ужас перед «освобождающей» смертью, одновременное «желание уничтожиться и боязнь умереть», неприятие действительности, стремление бежать от нее в «сладостный гашиш» бреда, в «запой» труда, в «отравы» стихов и вместе с тем «загадочная» привязанность к «будням», к повседневности, к «безнадежной разоренности своего пошлого мира» — таково сложное и противоречивое «мировосприятие и миропонимание» стихов А. Стиль А. ярко импрессионистичен, отличаясь зачастую изысканностью, стоящей на грани вычурности, пышной риторики декаденса. Как и у молодого Брюсова, поэтическими учителями А. были французские поэты второй половины XIX в. — Бодлер, Верлен, Малларме. В полной мере их поэтическая устновка отразилась в «Тихих песнях»: сочетание (нередко причудливое и даже несуразное) трагического, возвышенно-поэтического мировосприятия с будничными реалиями и разговорной речью. В первоначальном варианте книги эта установка явствовала из своеобразного эпиграфа – стихотворения в прозе в бодлеровском духе Мысли-иглы. В «Тихих песнях» (1904 г.) наметилось сочетание стихотворений по функциональному признаку – общности поэтического переживания и соответственного соотношения реалий: «мучительные сонеты», «фортепьянные сонеты», «бессонницы», «параллели» и т.д. В «Кипарисовом ларце» (1910 после смерти) такое сочетание (Брюсов в рецензии назвал его «искусственным и претенциозным») приобрело устойчивый и принципиальный характер: разделы книги носили названия Трилистники, Складни и Разметанные листы. Основные сборники: Тихие песни – 1904, Кипарисовый ларец – 1910 (посмертно уже). Другие прозаики: ранний Бунин - «Антоновские яблоки» (субъективные впечталения, запахи, звуки – случайно выхываченные впечталения – основа всего рассказа). Зайецв, ранняя проза – рассказ «Аграфена» - пример импрессионистского письма. Поэзия – у ранней Ахматовой. Выхваченное впечатление – ключ к познанию героини. Точечно импрессионизм присутствует очень у многих авторов эпохи. Можно сказать о позднем Чехове: детализация поздних драм, дискретность повествования: «Невеста».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |