Рационалисты (от латинского ratio —разум, мышле- ние), опираясь прежде всего на успехи математики, стреми- лись доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они несомненно существуют) не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта ц его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.
Хотя в рамках обеих названных концепций было выска- зано немало верных и глубоких идей, в целом они были ограничены, односторонни. Сенсуализм абсолютизировал чувственное познание, принимая (или вовсе отвергая) роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхожде- ние всеобщности и необходимости как важнейших призна- ков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значе- ние мышления — вплоть до отрыва его от реальности.
Надо сказать, ч'ю в философии XX в. понятие рацио- нальности занимает важное место. Так, в рамках постпози- тивистского направления в философии науки (Поппер, Кун, Лакатос, Фенерабенд и др.) рациональность понима- ется как совокупность норм и методов, характеризующих научное исследование, а теория рациональности совпадает с методологией науки. Подробнее на рациональности остано- вимся в следующей главе.
Развитие философии, науки и других форм духовной дея- тельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сто- рон — чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответст- вующие данные, факты. Разум их обобщает и делает опреде- ленные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чув- ственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, тео- ретически нагружены, регулируются разумом.
Чувственное познание (или живое созерцание) осущест- вляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осяза- ния н др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств —это единственные, «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельно- сти (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восп- риятия и представления, каждая из которых есть субъек- тивный образ объективного мира.
Ощущения представляют собой отражение в сознании
человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредст- венно воздействующих на органы чувств. Ощущения под- разделяются на.зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и др. Ощущения, как дравило, выступают в качестве компонента более слож- ного образа — восприятия.
Восприятие — это целостный образ предмета, непосред- ственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.
Представление — это обобщенный чувственно-нагляд- ный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в. данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), обра- зы воображения (русалка, кентавр) и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, ус- редненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совер- шается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.
Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной (без промежуточных звеньев) связи человека с реальной дей- ствительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на ос- нове первоначального обобщения чувственных данных. Еще раз повторим, что нет «чистой» чувственности, свободной от влияния мышления. Значение чувственного отражения в раз- витии познания исключительно велико, даже если учитывать тенденцию значительного возрастания роли мышления, абст- рактно-идеализированных объектов в современной науке.
Рациональное познание наиболее полно и адекватно вы- ражено в мышлении. Мышление —осуществляющийся ь ходе практики активный процесс обобщенного и опосредо- ванного отражения действительности, обеспечивающий рас- крытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракции (понятий, ка- тегорий и др.). Человеческое мышление осуществляется ь теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы ц Т-п_).
Мышление человека — не чисто природное его свойство, и выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, прин-
ципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развити- ем труда, практики. Именно уровень и структура последней обусловливают в конечном итоге способ мышления той пли иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей па каж- дом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, про- ходя определенные уровни (этапы, состояния и т. п.).
Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышле- ния — рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мыш- ления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуж- дать, правильно строить своп мысли, четко классифициро- вать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно от- влекаются от развития, взнмосвязп вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка — расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное повседневное житейское мышление или то,· что часто называют здравым смыслом. Логика рассуд- ка — формальная лотка, которая изучает структуру высказы- ваний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание.
Разум (диалектическое мышление — высший уровень ра- ционального познания, для которого прежде всего харак- терны творческое оперирование абстракциями и сознатель- ное исследование их собственной природы (саморефлек- сия). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в лотке понятии. По- следние как и сами вещи берутся в их взаимосвязи, разви- тии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума - объ- единение многообразного вплоть до синтеза противополож- ностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума — диалектика, представ- ленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пре- делы сложившейся готовой системы знания, на основе выдви- жения новых — диалектических по своей сути — фундамен-
тальных идей. Переход разума в рассудок связан прежде все го с процедурой формализации и перевода в относительно ус- тойчивое состояние тех систем знания, которые были получе- ны па основе разума (диалектического мышления).
Формы мышления (логические формы) — способы отраже- ния действительности посредством взаимосвязанных абстрак- ций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные фор- мы рационального'познания, такие, как гипотеза, теория и др., которые будут рассмотрены ниже.
Понятие — форма мышления, отражающая общие зако- номерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются к их определениях (дефинициях). Например, в определении «человек есть животное, делаю- щее орудия труда» выражен такой 'существенный признак человека, который отличает его от всех других представите- лей животного мира, выступает фундаментальным законом существования, и развития человека как родового существа. Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реаль- ную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия — это философские категории (качество, ко- личество, материя, противоречие и др.). Понятия выража- ются в языковой форме — в виде отдельных слов («атом», «водород», и др.) или в виде словосочетаний, обозначаю- щих классы объектов — («экономические отношения», «эле- ментарные частицы» и др.)
Суждение — форма мышления, отражающая вещи, явле- ния, процессы действительности, их свойства, связи и отно- шения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое по- вествовательным предложением, может быть либо истин- ным («Париж стоит па Сене»), либо ложным («Ростов — столица России»).
В форме суждения отражаются любые свойства и призна- ки предмета, а не только существенные и общие (как в поня- тии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет»' от- ражается не существенный, а второстепенный признак золота.
Понятие и суждение являются «кирпичиками» для по- строения умозаключений, которые представляют собой мо- менты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозак- лючение — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:
1. Все люди смертны (посылка).
2. Сократ — человек (обосновывающее знание).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).
Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, основании), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушения законов и принципов логшси - не только формальной, но и диалектической. Наиболее общим делением умозаключений является их деление на два взаимосвязанных вида: индуктив- ное движение от мысли единичного, частного к общему от ме- нее общего к более общему, и дедуктивные, где имеет место обратный процесс (как в приведенном примере).
Следует иметь в виду, что рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - операциональными — формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображе- ние, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предва- рительных логических рассуждений и без доказательств.
В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали мно- гие мыслители. Так, Декарт считал, что для реализации пра- вил его рационалистического метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы), и дедукция, позволяющая получить следствие из этих начал.
Единственно достоверным средством познания считали ин- туицию строшшки такого философского течения XX в., как интуитивизм. А. Бергсон, противопоставляя интеллекту инту- ицию, называл последнюю подлинным философским мето- дом, в процессе применения которого происходит непосредст- венное слияние объекта с субъектом. Связывая интуицию с ин- стинктом, он отмечал, что.она характерна для художественной модели познания, тогда как в науке господствует интеллект, логика, анализ. Если в феноменологии Гуссерля интуиция есть прежде всего «сущностное видение», «пдеацня», непос- редственное созерцание 'общего, то у Фрейда — это скрытый, бессознательный первопршщпп творчества.
Своеобразно толковали соотношение рациональной и ир- рациональной, интуитивной и дискурсивной (логической, по- нятийной) сторон познания русские философы — интуитиви- сты. Так, С. Л. Франк, указывая па неразрывную связь ра- ционального (как отражения «светлого», «зримого» начала
бытия) с противоположным ему моментом —иррациональным, «верховенство подлинного знания» отдает последнему. Он-то и есть тот углубленный взор, который проникает в трансраци- ональность, т. с. непостижимость или необъяснимость бытия. Согласно Ы. О. Лосскому, интуитивизм, утверждая, что зна- ние есть не копня, не символ и не явление действительности в познающем субъекте, а сама действительность, сама жизнь, подвергнутая лишь дифференциации путем сравнения, устра- няет противоположность между знанием и бытием, нисколько не нарушая прав бытия.
Познание как единство чувственного и рационального тесно связано с пониманием, которое является основным по- нятием герменевтики — одного из наиболее влиятельных на- правлений современной философии. Ее «фундаментальная истина», «душа», по Гадамеру, такова: истину не может по- знавать и сообщать кто-то один. Необходимо всемерно под- держивать диалог, давать сказать свое слово и инакомысля- щему. Λ это значит, что без понимания и взаимопонимания здесь не обойтись.
Проблема понимания и ее соотношение с познанием об- суждается давно и сегодня является актуальной и во многом дискуссионной. Так, если у Дильтея понимание представле- но как проникновение в духовный мир автора текста, нераз- рывно связанное с реконструкцией культурного контекста его создания, то у Хайдеггера — это специфически человече- ское отношение к действительности, способ бытия человека в мире. Согласно Гадамеру, понимание прошлой культуры неотделимо от самопонимания интерпретатора. Поэтому предметом понимания является не смысл, вложенный авто- ром в текст, а то предметное содержание (суть дела), с ос - мыслением которого связан данный текст — в том числе та- кой своеобразный как история. При этом, по мнению Гада- мера, всякое понимание есть проблема языковая: оно достигается (или не достигается) в «медиуме языковости» и в доказательствах не нуждается.
Тем самым понятие «смысл» является ключевым в реше- нии проблемы понимания, которое и есть «реальное движение в смыслах». Это «движение» может выступать в двух ракур- сах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразовапие. Оно связано с погружением в «мир смыслов», есть поиск последних. Понять можно только то, что имеет смысл. Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, культур и т. п. Оно тесно связано с объяснением - подведением изучаемого явления под закон и причинность.
Важнейшей характеристикой знания является его динами
κα, τ. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Эта идея была высказана уже d античной философии, а Гегель сцюрмулиро- вал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Развитие знания — сложный диалекти- ческий процесс, имеющий определенные качественно различ- ные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как дви- жение от мифа к логосу, от логоса к «преднаукс», от «пред- науки >> к пауке, от классической науки к некласснческой н далее к постпекласспческой и т. п., от незнания к знанию, от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию н т. д.
В современной философии проблема роста, развития знания является центральной в постпозптнвистской филосо- фии науки, о чем уже упоминалось ранее. Так, К. Поппер в своей концепции роста знания исходил из того, что послед- нее есть развивающаяся целостность. Рост знания, по его мнению, это не кумулятивный (накопительный) процесс и не простое коллекционирование наблюдений. Это ниспро- вержение теорий, их замена лучшими, процесс устранения ошибок. Это дарвиновский отбор как частный случай обще- мировых эволюционных процессов. Т. Куп стремился выя- вить общий механизм развития науки как целостного един- ства «нормальной науки» и «некумулятивных скачков» (на- учных революций).
Ст. Тулмип в своей эволюционной эпистемолопш рас- сматривал соде ржание-теорий как своеобразную «популя- цию понятий», а общий механизм их развития представил как взаимодействие впутринаучных и внеиаучпых (социаль- ных) факторов, подчеркивая, однако, решающее значение рациональных компонентов. Согласно И. Лакатосу, рост, развитие науки есть смена ряда непрерывно связанных на- учно-исследовательских программ.
Контрольные вопросы
1. Что такое знание и познание?
2. Каковы основные этапы разработки проблем познания π истории фи- лософии?
3. Каковы предмет и метод гносеологии?
4. Как соотносятся познание и практика?
5. Что такое истина, в чем заключаются ее свойства и критерии?
G. В чем состоит сущность заблуждения π каковы его основные формы?
7. Что представляет из себя структура знания и его диалектика?
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг(0.006 сек.)