АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Обозримое будущее
Будущее. Оно манит и пугает. Прошлое уже сверши- лось. Его можно интерпретировать, переосмысливать. Но то, что было, не изменить. А будущее никем не запрограм- мированно. Оно открытая страница.
Как узнать, что нас ждет? как заглянуть за пелетгу времени?
Эта вопросы вечно мучают людей, ß арсенале духа, осо- бенно в его, так сказать, рационалистическом секторе, на- коплено немало способов предсказания будущего, прохож- дения вперед по стреле времени. Современные прогнозисты владеют таким приемом, как «инерционный анализ», свя- занный с экстраполяцией наличных устройств тенденций на обозримое будущее. Используется прием «трендового ана- лиза», т. е. построение на базе фиксированных тенденций наиболее устойчивой, всеобъемлющей тенденции (тренда). На этой основе реализуется «сценарный подход», определя- ется веер возможностей, перебираются варианты грядуще- го. Они располагаются· по принципу: как пойдет развитие при сохранении таких-то обстоятельств или как оно пойдет при возникновении новых факторов, наконец, предлагают- ся «проектные концепции», формирующиеся представление о том, что и как надо людям делать, чтобы добиться желае- мых целен. Проводится «экспериментальный мониторинг», т. е. процедуры отслеживания динамики происходящих из- менений, зондаж быстро изменяющихся ситуаций. Есть и немало других «техник» заглядывания в то, что еще не на- ступило, что еще грядет. Разумеется, при размышлениях о видении будущего следует помнить, что они всегда опира- ются на ту или иную концепцию исторического процесса, его полной заданное™ («провиденциализма») или абсолют- ной открытости, или того или иного сочетания необходимо- сти и свободы в исторических актах. Так, весьма распрост- ранены утверждения о том, что будущее непредсказуемо. Нам неведом замысел Вседержителя, утверждают богосло- вы, невозможно предугадать напор жизненного потока, за- являют социологи, нестабильный Универсум не дает осно- ваний для сколько-нибудь обоснованных и точных предви- дений, уверяют ученые и философы.
И все же безоговорочно согласиться с этим нельзя. Разу- меется, вся конкретная связь фактов, вознесений и падений властителей и государств, рождения гениев и смерти тира- нов во всей уникальности явно непредсказуемы. Онтологи- ческая неопределенность, стохастика исторического бытия не позволяют фиксировать будущее с ориентанцией на хо- рошо отрегулированное расписание поездов. За такое дело остерегались браться и такие персонажи, как Пифия, Ност- радамус или бабушка Ванга. Многие мыслители нашего века более чем скептически оценивали возможность προ- спективного образа истории. Карл Поппер, критикуя исто- рические пророчества, утверждал, что будущее зависит только от нас, а над нами не довлеет никакая историческая
необходимость. История, уверяет он, заканчивается сегод- ня. Мы можем извлечь из нее уроки, однако будущее — вов-1 се не продолжение и не экстраполяция прошлого. Будущее еще не обладает бытием, и именно это обстоятельство на- кладывает на нас огромную ответственность, так как мы, именно мы, можем влиять на будущее. Он не одинок в по- добных суждениях. Известный.философ-советолог католик Юзеф Бохеньский полагает, что никакая философия исто- рии не способна предвидеть будущее. Мы просто не знаем и знать не можем, как повернутся события.
Однако есть и иные подходы. В свое время Лев Толстой, размышляя над историей, полагал, что люди не столько творят историю, сколько смахивают на ребенка, дергающе- го шнурок в карете и воображающего себя кучером. И не прав ли наш современник Фернан Бродель, противопостав- ляя истории событий историю структур? История, согласно ее подходу, свершается не на уровне наших суетливых тело- движений, а развертывается медленно и неуклонно в пота- енных глубинах бытия. Но не то же ли самое утверждал Мартин Лютер, отмечая, что мы сами вроде бы свободно бежим, но каждым из нас правит всадник — Бог или дья- вол? Если это так, если правы этим мощные и ясные умы, то бесполезно исчислять пути в будущее, облик его можно лишь угадать, постигнуть в Откровении, обнаружить в про^ зрении, неподвластном сухой логике.
Осмысливая обе эти позиции, убеждаемся в том, что они грешат крайним радикализмом, безапелляционной уверенно-» стью в безусловной истинности своих выводов. И обе они, по сути дела, отказывают в возможности исторического предска- зания. Если в движении и смене поколений нет «ритмов*·, «тенденций», «циклов» —вообще какой-либо объективной ло- гики — то и рисовать образы грядущего —дело безнадежное. И если шаги истории определяются скрытыми глубинными структурами, или же заданы неведомыми нам целями Абсо- люта, Духа, Божества, то и в этом'случае проникновение за горизонт сиюминутных событий дело безнадежное.
Сомнения в возможности обозревать грядущее во многом опираются и на негативный опыт множества футурологиче- ских изданий, появившихся в 50-60 гг. нашего века. Тогда возник футурологический бум и была сконструирована теоре- тическая конструкция - футурология — «наука о будущем». И когда в конце века обращаешься к ним, то видишь, что большинство предсказаний, увы не оправдались. Более менее успешны были догадки о перспективах научно-технического развития, явственно выявились промахи в определении траек-
торим социально-экономического развития, политических пер- спектив, сферы мировых международных отношений.
С огорчением убеждаешься, что'непредвиденного, неуга- дашюго, непредсказуемого больше того, что оправдалось, сбылось. Они не прочли «Книгу судеб*·, в наших руках нет магического жезла, позволяющего видеть сквозь пелену времени. Мы убеждаемся в том, что подчас падает то, что, по нашему разумению, должно было расти, и растет то, что, казалось бы, обязано падать. Возникли сомнения в оправ- данности идеи неуклонного прогресса рода людей. Выяви- лось, что восхождение отнюдь не фронтальный процесс. Победы на одних участках оборачиваются изъянами и про- валами на других. У нас есть ракеты и дальняя авиация, но не родился новый Шекспир или Достоевский. Люди стали информированнее, но стали ли они моральнее, благороднее, милосерднее? Как мы уже говорили, налицо явное сближе- ние всех народов Земли, сплоченнее становится человечест- во, его фактическое единство нарастает. Но, вместе с тем, гальванизируются давние страхи и противостояния, конф- ликты, замешанные на этнических предрассудках, пылают по всем континентам.
Так может быть, отказаться от попыток заглянуть впе- ред, вернуться к гадательным процедурам: на костях, кар- тах, кофейной гуще? И пусть новоявленные религиозные пророки, гадалки, толкователи, снов сообщают нам о том, «что будет, чем сердце успокоится». Наверное, такая пози- ция недостойна человека. В наши дни, когда, как выразил- ся недавний Генеральный директор ЮНЭСКО, Фредерико Майор Сарагос: «Завтра всегда поздно», люди не могут за- крыть глаза на стремительно подступающее грядущее. Нельзя подобно страусу зарыть голову в песок. Нельзя жить по принципу Швейка «будь, что будет, как-нибудь да будет, никогда не было, чтобы чего-нибудь не было».
Медлить нельзя, надо удержать надежду. С легкой руки Олвина Тоффлера стало расхожим понятие «футурошок». Это меткое и четкое понятие. Ритмика истории динамично меняется, смена поколений машин обгоняет смену поколе- ний людей. Смещаются и модифицируются привычные обы- денные представления. Резкими прыжками меняется мода, и не только на костюмы и косметику, но и на стиль жизни, систему предпочтений.
Наряду с новациями типа постмодернизма, из прошлого всплывают и гальванизируются кондовые, глубинные идеи традиционализма. Радикальная динамика жизни встречает сопротивление со стороны консервативных глубинных то-
ков жизненного процесса. Низвергаются старые идолы и поспешно лепятся новые. Все это порождает тревог}', страх перед будущим. Мы, живущие в России последних лет XX в., с пронзительной остротой сталкиваемся с коллизиями истории, противоречиями бытия. На общее состояние чело- веческого мира накладывается паша.отечественная конкрет- но-историческая ситуация. Это не прибавляет эйфории, не умножает радости.
Однако не следует включаться жалобными подголоска- ми в хор исполняющий реквием цивилизации. Надо думать, что мудрость не оставила человечество, и нашему народу трезвой ясности не занимать. Нужна спокойная выдержка, холодное раздумье и душевный пыл для того, чтобы поста- вить диагноз современности и обоснованный прогноз обоз- римому завтра. Проще простого произнести «грустно, гос- пода», махнуть рукой и с тупой обреченностью ждать того, что свершится. Несомненно, что легче всего предсказывать промахи и срывы. Говорят же, что хороший прогноз —это мрачный прогноз. Предсказывай мор, град и раздор и не ошибешься. К концу века в наборе видения перспектив все больше нарастают минорные ноты, пессимистические сцена- рии берут верх над бравурно оптимистическими. Книги, по- добные обнадеживающей монографии Д. Нэсбитта и П. Эбурдин, изданной в 1990 г. «Что нас ждет в 90-е годы?» лишь исключение, подтверждающее общую тенденцию. Ав- торы утверждали, что 90-е гг. будут необычным периодом. «Приготовьтесь,—говорили они читателю.—Вы сидите в первом ряду самого трудного, но и самого удивительного десятилетия в истории цивилизации».
И вот уже прошла половина этого поистине удивитель- ного десятилетия. Вибрирует и содрогается мир, идет нер- вирующий поток событий, неожиданных человеческих по- ступков. Мы вписаны 'в свою историю, действуем внутри нее, выступая как воздействующие на ее ход и как испыты- вающие влияние ее величественного движения.
Что же делать? Уповать на фатализм истории, или на Провидение, на то, что Парки вьют свою нить по собствен- ному плану? ждать реализации тонкого замысла Творца? или же с волюнтаристской, безрассудной отвагой произ- вольно кроить и ломать ход истории? бросаться от Утопии и Утопии, от одного жесткого социального эксперимента к другому, еще более жесткому? При оценке «механизма» ис- торических свершений представляется, что ближе к подлин- ному пониманию диалектики истории хрестоматийный те- зис о людях как актерах и авторах жизненной драмы. Да,
мы актеры, ибо действуем в заданных обстоятельствах, со- зданных не нами, по сценарию традиции и преемственно- сти. Но мы и авторы, ибо перед нами веер возможностей, и только от нас зависит следующий шаг, мы свободны в его выборе. Рубикон перейден — говорил Юлий Цезарь, выбор сделан, назад пути нет.
Рефлектируя над истекшим,-вглядываясь в актуальные события, мы можем видеть их возмолсное развитие, вероят- ность исхода наших намерений. Противоречивая связка те- зисов: «нет ничего нового под луной», и «перед нами от- крытое поле неизведанного» определяет деятельность про- гнозиста, его находки и потери. Дело футурологов —это наука и искусство, результат размышлений и интуитивных вспышек, изучение опыта миллионов и индивидуальных проходов в то, что еще не свершилось. Поэтому не будем излишне суровы к тому, что не все оправдалось, что пред- сказывалось и намечалось.
Идя к перевалу, к вхождению в следующий век и новое тысячелетие, человечество сталкивается с глобальным вызо- вом. Мировое сообщество, его интеллектуальная элита и правящие лидеры стремятся осознать этот вызов. Междуна- родные форумы в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Каире (1994 г.), Копенгагене (1995 г.) —ступени в осмыслении сути это- го вызова и практических шагов, которые предстоит делать роду людей.
Сейчас формулируется концепция «устойчивого разви- тия», то что академик Никита Моисеев назвал стратегией че- ловечества. В ракурсе построения этой глобальной стратегии и идет прогнозный поиск. В центре его находятся те дейст- вия, которые люди Земли должны предпринять для обеспече- ния сопряженного (коэволюционного) развития Человека и Природы. Биосфера планеты уже пришла в состояние нерав- новесия и эта ее нестабильность все более и более усугубляет- ся. Как восстановить паритет общества и биосферы? Как со- отнести экологические, технологические и социальные про- граммы, дабы гармонизировать их в целостном единстве? и как утвердить мир и спокойствие на планете и в каждой стра- не? как умерить и вовсе снять социальную напряженность? Уже ясно, что людям Земли придется (хочется того или нет) уменьшить свои потребительские аппетиты. И в первую оче- редь чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность гос- подствующих элит. Нравится это благоденствующим верхам или нет, по без утверждения справедливости покоя не будет. Но как же всего этого добиться? Этого в полном объеме ни- кто не знает. И главная цель прогнозистов ныне состоит в
том, чтобы дать анализ альтернатив деятельности, хода и ис- хода глобальных процессов.
Мудрецы и поэты, политики и экономисты, правители и рядовые их рядовых — перед всеми стоит необходимость ра- зумного выбора, определения пути. Надо предусмотреть возможные конфликты, назревающие противоречия, появ- ляющиеся препятствия. Необходима солидарность всех стран н социальных сил. Не исключена возможность появ- ления нетрадиционных идеологий и небанальных подходов. Более того, это насущно необходимо. Все лучшие умы ре- шают глобальную задачу: отстраивание стратегии человече- ства, всего человечества на XXI в. Ее еще нет. Она только в наметках. Полем открытых возможностей предстает вся глобальная ситуация. Налицо устремленность к складыва- нию целостного планетарного мира людей. Все чаще звучит призыв «действовать локально, мыслить глобально». Жизнь континентов, регионов, стран-государств сейчас со- относится с планетарной шкалой.
Мы глядим в лицо новой Цивилизации. Как и какой она сложится? расцвет или упадок? торжество разума или без- думная и безвольная гибель? экспансия в Галактику или за- мыкание в становящейся малонадежной биосфере земли? расширение в каких-то новых формах демократических ус- тановлений или торжество иеорабовладельческой мегама- шины? Эти и многие другие вопросы требуют решения на уровне складывающегося планетарного интеллекта. Это не- обходимо делать не только лидерам стран и партий, но и тем, кто читает наш учебник. Эти размышления нужны не для сдачи экзаменов и последующего полного их забвения, а для того, чтобы жило и победило человечество.
Сейчас, как никогда ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем. Один из наших Поэтов сказал: «Или братские объ- ятия, или братская могила». Это так. Другой дороги нет. Все мы предупреждены. Выбор за нами. И особенно за но- выми поколениями, вступающими сейчас в жизнь, земляна- ми XXI столетия. И в это многотрудное время наша Отчиз- на — Россия, напряженно решая собственные сложнейшие жизненные задачи, вместе со всеми несет ответственность за настоящее и будущее рода людей.
Учебник прочитывается и закрывается. А жизнь продол- жается, история длится, набирает новый разбег. И авторы учебника надеются, что прочитанное поможет читателю по- нять себя, мир, настоящее и будущее каждого и всех пас.
Рекомендуемая литература
Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
Введение D философию: учебник для ВУЗов. М., 1989. Ч. 2. Гл. 18.
Глобальные проблемы и общсчелоиеческпе ценности. М., 1990.
Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? Теоретический порт- рет. М., 1975.
Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч. 2. Разд. 8.
Моисеев II. Третьего варианта нам не даноХ/Социально-политический журнал. 1995. № 2.
Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? М., 1992.
Ракитов А. II. Философия компьютерной революции. М., 1991.
Хёсле D. Философия и экология. М., 1994.
Человек и общество. Современный мир. М., 1994.
Контрольные вопросы
1. Что такое человечество как субъект истории?
2. Каковы потребности, производственные возможности и ресурсы совре- менного человечества?
3. Каковы характерные черты мировой ситуации в преддверии нового века?
4. В чем состоит глобальный кризис наших дней? Что угрожает совре- менному человечеству?
5. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса? G. Возможно ли и в какой мере предвидение будущего истории? 7. Каковы возможные контуры обозримого будущего? 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|