АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Понятие личности. Понятие личности относится к числу сложнейших в чёло- векознашш
Понятие личности относится к числу сложнейших в чёло- векознашш. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В ев- ропейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, со- циальную роль и человека как некое целостное существо, осо- бенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как пер- сона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает ут- рату своего места и статуса в определенной иерархии.
Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем телом. В европей- ской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайско- го мышления характерно понятие «жизненность, куда вхо- дят и телесные и духовные качества индивида.
Как в восточном, так и в западном мышлении сохране- ние своего «лица», т. е. личности — это категорический им- ператив человеческого достоинства, без чего наша цивили- зация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллио- нов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и гло- бальных проблем человечества, которые могут стереть чело- века с лица Земли.
Интересно отметить, что латинский термин «homo» ёос- ходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого про- изведен человек, а в европейских языках «man» произво- дится от «mantis» (рука). В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т. е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно оз- начает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный «социальный атом», отдельный человек рас- сматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телес- но) от других индивидов. Отделешюсть не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле «инди-впдны» все объекты во Вселенной* В истории философии и социально-политической мысли изве- стен индивидуализм — философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об ато- марности индивида.
Человек в различных вариантах индивидуализма пони- мается как противостоящий миру в целом, а его сознание — как единственная реальность, что логически ведет к субъек- тивизму и солипсизму. Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой об- щности и делающем человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллекти- визму и особенно псевдоколлективистским концепциям ка- зарменного коммунизма.
Гораздо более содержателен другой термин «индивиду- альность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персо- нифицированная социальная группа (сословный индивид) и затем как личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений. «...Сущность «особой личности»,— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абст- рактная физическая природа, а ее социальное качество...» Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивиду- альным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуаль- ные свойства личности — это не одно и то же, что личност- ные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.
Индивидуальность — не просто «атомарность» челове- ка, скорее характеристика его единичности и своеобразия,
выводящего за рамки этой единичности. Иначе индивиду- альность человека не отличалась бы от индивидуальности, скажем стула или стола. Это не является «заслугой» чело- века и «самость» не является нашей собственностью. Как хорошо сказал современный немецкий философ Ю. Хабер- мас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.
С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, напри- мер, Г. И. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого большого «Я». Человек разделен на множество малых «я». Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бу- бер говорит так: «Личность видит самое себя. Индивидуаль- ность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творче- ство, мой гений». Стало быть, для личности характерно ут- верждение: «я есть», а для индивидуальности - «я такова». Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа че- ловека непознаваема: «Ты сам — последняя из всех тайн».
Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратить · ся к проблеме генезиса; происхождения личностных особен- ностей человека. Прежде всего возникает вопрос — когда рождается личность, что этому способствует или препятству- ет? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «лич- ность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близне- цов) и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповтори- мым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особен- ностям биохимических реакций, физиологических парамет- ров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. д. При рождении, все дети не только разные, но и уникальные, ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду суще- ственных признаков. Получение генетической копии — двой- ника человека - в принципе, видимо, возможно уже к концу XX в., но потребует еще огромных усилий специалистов по генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложней- ших этических проблем.
В последние годы большое внимание уделяется так на- зываемой пренатальной общности, т. е. формированию осо- бых отношений между матерью и плодом. Пренатальная об- щность ограничена во времени зачатием и рождением и включает в себя все связи и отношения с миром, реальные и воображаемые, в которых находится женщина, ожидаю-
щая ребенка. Следует отметить, что границы пренаталыюго возраста (зачатие — рождение) задаются существующей культурой и не являются раз и навсегда жестко определен- ными. В восточных цивилизациях считается, что «присутст- вие» человека в мире начинается еще за год до его зачатия.
Как предполагается, плод предпочтительнее и быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредст- венно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, всту- пая в отношения с ним как с Другим, соединяет его с ми- ром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. На втором месяце внутриутробной жизни развивается цент- ральная (ЦНС) и периферическая нервная система, полуто- рамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери, прикосновения к по- дошвам, в шесть-семь недель возникает орган вкуса (позд- нее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод). Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, «пугает- ся», «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, из- меняет поведение в зависимости от настроения матери. С шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллек- туальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эм- брион снособен увязать свое поведение со знакомым голо- сом, способен даже к опережающему отражению в своем по- ведении; он «знает», какие движения вызовут чувство удо- вольствия, какие — неудовольствия.
Иными словами, многие предпосылки личностного раз- вития.закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующего осмысления в рамках определен- ного мировоззрения.
«Кризис рождения» имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека. Первый крик — это крик «нет»!, подчеркивают современные специалисты, это отказ от того, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизи- ровал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения». В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рож- дению с опытом пренатальной общности. Более того, по- следние данные науки по поводу специфики генома челове- ка говорят о том, что мы Находимся в глубочайшем родстве
с живой и неживой природой и в этом смысле предпосылки личности каждого во многом определяются природным ос- нованием человека.
Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индиви- дуальность, и каждый день его жизни увеличивает потреб- ность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пси- хологи сравнивают ребенка первого года жизни с петухом, ибо плач и крик для него единственно доступные способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях, един- ственные способы самовыражения. Буквально с первых дней жизни, с.первых кормлений, пеленаний и т. д. форми- руется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребен- ка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравни- вают с обезьяной по интересу к миру и освоению собствен- ного «я». Именно в этом периоде проявляются первые чер- ты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в •ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны, н если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет гармонично Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» мо- менты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определя- ет.поведение человека. Они носят название импрессинга и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.
Дальнейшее развитие личности связано с «прохождени- ем» других возрастных периодов и, с другой стороны,— с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует личность. На жизненном пути неизбеж- ны и взлеты — как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет и застои (25^-30 лет, 40-^45 лет). Рубежами в жизни че- ловека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т. д. Английский поэт XVIII в. Вордсворт сказал так: «Ребенок — отец мужчи- ны». В этом парадоксе хорошо выражена глубокая мысль - человека делает личностью прежде всего забота о другом человеке, о ребенке, любимой или любимом. Недаром среди рецептов долгой и счастливой жизни ведущее место занима- ет чувство любви к людям и миру.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества,
что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответ- ствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, ро- дителя и т. д. Все они имеют выраженный культурный кон- гекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Можно сказать так: личностью становится прак- тически каждый человек в процессе развития своей индиви- дуальности в данной конкретно-исторической обстановке. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головно- го мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности — итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболева- ний ЦНС и т. п. В принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
Выделяют, прежде всего, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или телесная органи- зация человека', самый устойчивый компонент личности, осно- ванный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый «предмет» для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности мо- гут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Это же относится и к произведениям ручного или интеллекту- ального труда человека — украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т. д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, от- носится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гей- не: каждый человек есть «целый мир, рождающийся и умира- ющий вместе с ним...»
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей че- ловека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т. д. форми- руют социальную структуру личности. Психологи отмеча- ют, что довольство или недовольство собой всецело опреде- ляется дробью, в которой числитель выражает наш действи- тельный успех, а знаменатель — наши притязания.
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Т. Карлейль по этому поводу гово- рил: «Приравняй твои притязания к нулю и целый мир бу- дет у ног твоих». Этот принцип культивировали также ан- тичные философы — стоики и сторонники ряда восточных философских систем.
Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «я»> на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к опре- деленным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные мо- менты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.
Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но н является высшим благом, верховной ценно- стью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потреб- ность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социаль- ных потребностях. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке как «мыслящем тростнике» подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров того, как интенсивная духов- ная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и ис- кусства, религиозных подвижников) была залогом не толь- ко физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, вы- живали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.
Выделение физической, социальной и духовной лично- сти (так же как и соответствующих потребностей) носит до- статочно условный характер. Все эти стороны личности об- разуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогаще- ния социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразу- ющий характер и во многом определяет сущность личности
на данном этапе ее развития. Вместе с тем, возраст, тяже- лые испытания, болезни и пр. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеп- лению» или деградации.
Выделяют несколько крупных социальных типов лично- сти, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип — «деятели»· — охотники и рыболовы, во- ины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное — активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Они «горят» на ра- боте, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурный рост капитализма при- вел к культивированию именно такой личности - актив- ной, знающей себе цену, обладающей чувством собственно- го достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких лично- стях была всегда острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».
Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и раз- мышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джи- на, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышление о мире всегда тре- бует определенного дистанцирования, удаления из гущи со- бытий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное оружие — слово, Логос, которым они, говоря словами поэта «жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что «никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагич- ны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и на- стоящего, но эти «маяки» человечества всегда будут вечно живыми для современников и потомков.
Третий тип — люди чувств n эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искус- ства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его великий современник
А. Блок слышал «музыку» революций задолго до ее начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь ин- туиции великих поэтов и художников граничит с чудом.
Четвертый тип — гуманисты и подвижники, отличающие- ся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая ду- шевное и телесное страдание. Их сила — в вере в свое пред- назначение, в любви к людям и всему живому, в активном де- янии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швей- цер и Ф. П. Гааз, А. Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и нашей действительности - жш- вые примеры служения людям, независимо от их расы, на- ции, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное вплощение. «Спешите делать добро»,— этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизирует стержень таких личностей.
В основных культурах и цивилизациях Земли сложи- лись определенные типы личностей, отражающие особенно- сти Востока и Запада. Так, если сравнить европейский ка- нон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны су- щественные различия. В европейской модели личность по- нимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ос- новной «стержень».
Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, грехов- ности человека и корпаративной морали (феодальный мир) и, наконец, утверждения самоценности человеческой инди- видуальности и появления феномена отчуждения в Новое время. Для японцев более характерно восприятие личности н ее поступков как совокупности нескольких «кругов обя- занностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и само- ценна, и реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминаю- щая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен сохранением своей «мягкой» идентичности, установлением и поддержанием связей с окружающими.
Особенности восприятия личности в разных культурах определяются еще и количеством слов (лексических еди- ниц) для выражения индивидуальных черт личности. Так,
в русском языке их около двух тысяч, в немецком четыре тысячи, а в английском до семнадцати тысяч.
Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущ- ность и догматический стержень каждой религии. Так, хри- стианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано. Чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим людям. Лич- ностное развитие понимается как расцвет всех талантов, дан- ных человеку Богом и, в то же время, постоянное приготовле- ние к жизни вечной, осознание своей греховности и спаси- тельной миссии Христа. Подлинность обретается личностью в душевном и духовном бытии, когда человек судит и оценива- ет сам себя, ориентируясь на высшую реальность, на Бога. Как сказал русский религиозный мыслитель С. Л. Франк: «Тайна личности как индивидуальности состоит, таким обра^· зом, именно в том, что в ней, именно в ее глубочайшей, опре- деляющей ее существо особенности, получает выражение об- щезначимое — общая всем людям, всех одинаково затрагива- ющая всеобъемлющая бесконечность трансцендентного духовного бытия».
Таким образом, в основе христианского учения о лично- сти лежит представление о совпадении всеобщего (Бога) с индивидуальным (человеком), что содержится в тайне фе- номена Богочеловека (Христа). Именно в личности Христа, в тайне соединения в нем двух природ — божественной и человеческой — содержится сущность христианского пони- мания личности человека. Путь стяжания благодати пред- ставляется кардинальным направлением жизни человека.
Важно подчеркнуть, что в отличие от других религий, христианство сугубо персоналистично, а не концептуали- стично. Главное — личность Христа и основанная им Цер- ковь как соединение верующих в единое тело, главой кото- рой является он Сам. Если говорить об особенностях хри- стианского миропонимания.как основы нравственного поведения личности, главный отличительный признак лич- ности — любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам. Основатель христианства так выразил эту мысль: «Запо- ведь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (т. е. до распятия на кресте). Богатство и неповтори- мость личности христианства возрастают при движении его к Богу, а путь в обратном направлении чреват безликостью.
В исламской модели личности главное — строгое и без- укоризненное выполнение воли Аллаха. Права Бога рассмат- риваются шариатом как основные и предшествующие всем ос-
тальным. Мусульманин должен исповедовать абсолютное еди- нобожие, веру в Пророка Мухаммеда; повиноваться Аллаху и поклоняться ему. Все это нужно выполнять, прежде всего, за счет других личных прав и обязанностей. Однако ислам.на- стаивает на сбалансированности и умеренности, по принципу, что личность должна нести меньшие потери, дабы избежать больших потерь. В частности, ислам запрещает бессмыслен- ное кровопролитие и призывает бороться только с теми, кто сам поднялся на борьбу. Для мусульманина весь мир четко разделен на правоверных и неверных, причем в отношении последних возможны либо священная война, либо они могут добровольно покориться исламу.
Шариат запрещает все, что может угрожать физическо- му, умственному и моральному развитию личности, вклю- чая алкоголь, наркотики, мясо животных, считающихся не- чистыми и т. д. В то же время приветствуется и поощряется «правильное» пользование всеми радостями жизни и запре- щается самоотгречение, аскетизм и т. д. Категорически осуж- дается самоубийство, прелюбодеяние, аборт, контрацепция. Половые роли четко распределы и закреплены: муж — гла- ва семьи, ее кормилец и защитник, жена посвящает себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.
Положение личности в обществе определяется на основе воли Аллаха, запретившего удовлетворять желания одного человека за счет других. Сурово осуждаются воровство, мо- шенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные игры, «черный» рынок и т. п. Мусульманин обязан активно при- обретать знания и навыки и использовать их во благо. При этом категорически запрещается имитировать культуру и образ жизни других людей. По мнению исламских автори- тетов, это имеет катастрофические последствия для разви- тия нации.
Кроме того, ислам считает, что все живые существа име- ют определенные права над человеком и поэтому запрещает причинение им бессмысленного вреда. Это относится ко всем видам ресурсов, включая растительные, водные, мине- ральные и т. д.
Для личности, воспитанной в духе буддийской тради- г^ш, главным является осознание четырех «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути дости- жения просветления. Центральная идея содержится в пер- вой истине, согласно которой страдание является фундамен- тальным свойством человеческого существования. «Жить значит страдать»,— это является следствием отсутствия по- стоянства в жизни и вечной ее изменчивости в круговороте
рождений — смертей (сансара). Доказать это логически не- возможно и зрелость личности определяется по ее способно- сти постичь эту истину в акте непосредственного видения.
Причиной страданий является «жажда» жизни, когда человеческое «я» стремится бесконечно удовлетворять свои желания, все время будучи привязанной к людям, вещам и обстоятельствам. Хотя буддизм и отрицает наличие у чело- века души в европейском ее понимании, но индивид стре- мится к эгоцентрическому отношению к миру, что искажает видение реальности. Такова вторая истина.
Далее утверждается, что «истина преодоления страда- ния» состоит в снятии иллюзорных субъективных устано- вок. Человек должен «открыть глаза» на обреченность сво- его бытия в круге сансары, устранить, таким образом, неве- дение и решиться на достижение нирваны. Последнее состояние означает отсутствие «паутины» желаний, скреп- ляющих одну жизнь с другой, символом чего является уга- сающая свеча.
Наконец, четвертая «истина пути»· содержит описание восьми ступеней, на которых последовательно осуществля- ется контроль за сферой позиания, поступками и, наконец, обосновывается буддийская психотехника (самадхи).
Надо подчеркнуть, что понимание страдания в христиан- ской традиции и в буддийской (духкха) принципиально различно. В первом случае страдание для личности — это залог спасения, а во втором оно реализуется в сфере эмпи- рического бытия индивида. Достижение нирваны является высшей целью буддийской личности, что осуществляется при овладении теорией и практикой психотренинга. Одно направление буддизма — Хинаяна (малая колесница) ак- центирует идеал индивидуального достижения нирваны и связанный с этим монашеский образ жизни. Другое — Ма- хаяна (большая колесница) не настаивает на монашестве как единственном пути просветления, а развивает концеп- цию бодхисаттв, т. е. существ, достигших просветления, но давших обет не уходить в нирвану, а оставаться в мире ради спасения всех живых существ. Неустанное наращивание та- ких добродетелей как безграничная вера, готовность к само- пожертвованию, великодушие и т. п. способно привести к нирване любого человека.
Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенство- взпия. Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данно- го понятия и, очевидно, что большинство людей сочетает в еебе признаки разных типов личностей, а иногда происхо-
днт и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно — выбор личностного пути и поле его деятельности - резуль- тат свободного волеизъявления человека. Поотому личность немыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля, ис- тинная природа человека «есть свобода, свободная духов- ность». Все социалистические теории поддерживали тезис об обществе будущего,'где «...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс). Об- ратимся к рассмотрению сущности свободы человека и его ответственности, 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | Поиск по сайту:
|